С 2022 года мужчины в Беларуси смогут уходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет. Это финальное повышение возраста выхода на пенсию. Началась реформа в 2017-м, когда этот возраст был увеличен: женщинам — до 55,5 лет, мужчинам — до 60,5 лет. И с каждым последующим годом добавлялось к начальному пенсионному возрасту по 0,5 года. Кроме подъема возрастного порога повышается и страховой стаж — минимальный период выплат в ФСЗН для получения пенсии. Подъем этот начался с 2014 года. Тогда он составлял 10 лет. А сейчас с 2022 года — 18,5 года. Если такого стажа нет, положена лишь социальная пенсия, которая очень низка (ведь база для ее начисления — бюджет прожиточного минимума пенсионера, составляющий всего-то 224,1 BYN). Страховой стаж будут поднимать до 2025 года, чтобы он достиг 20 лет. Но больше всего «экономит» денег для государства именно повышение возраста выхода на пенсию: в таком случае существенно сокращается количество пенсионеров в стране, так что средств на выплату пенсии требуется уже меньше. Почему же возникла в Беларуси «пенсионная проблема» — из-за чего пришлось поднимать пенсионный возраст, сокращая число получателей пенсий по возрасту? Причины две, экономическая и демографическая, которые в общем-то являются «двумя сторонами одной медали» — экономика уже не справляется с пенсионным обеспечением в условиях:
Как видим, по последней переписи 2019 года уже заметно вырос удельный вес населения старше трудоспособного возраста — до рекордного и по численности (2,309 млн чел.), и по доле в обществе (24,5%) и снизился удельный вес населения трудоспособного возраста. Причем это уже с увеличившимся в 2019 году возрастом выхода на пенсию (прошло уже два года с 2017-го, когда пенсионный возраст начали повышать). Ведь до этой реформы старше трудоспособного возраста считались:
Уже с повышенным на 1,5 года возрастом выхода на пенсию количество населения в 2019 году пенсионного возраста превысило 2,3 млн чел. — рекордное количество, причем расти оно стало ускоренно после краткосрочного падения (оно было в 2005 — 2009 гг.). При этом, как известно, общая численность населения Беларуси сокращается. Но если подсчитать количество населения старше трудоспособного возраста по прежним — что были до 2017 года — возрастам выхода на пенсию (в 60 лет — для мужчин и в 55 лет — для женщин), то в том же 2019-м таких людей было бы почти 2,5 млн чел. А в 2022-м, по расчетам и исходя из ежегодных официальных данных по половозрастной структуре населения Беларуси, — уже 2,54 млн чел. Если бы не увеличение возраста выхода на пенсию, то по прежним пенсионным возрастам доля населения старше трудоспособного возраста увеличилась бы в 2022-м — уже до 27,5% (сравним с 19,5% — в 1989 году и 13,5% — в 1959-м). Причем нарастание количества людей «дореформенного» пенсионного возраста (60 лет и старше — для мужчин, 55 лет и старше — для женщин) идет каждый год уже более 10 лет. Но при подсчете с учетом «нового» возраста выхода на пенсию видно, что уже с 2017-го, с самого начала этой реформы, пошло снижение количества людей пенсионного возраста — и это результат повышения возраста выхода на пенсию: пенсионеров стало уже меньше. Итак, по «дореформенным» возрастам выхода на пенсию (60 лет — для мужчин и 55 лет — для женщин) людей старше трудоспособного возраста было бы в Беларуси в 2022 году (расчет предварительный) — 2,54 млн чел., а по новым возрастам (63 года — для мужчин и 58 лет — для женщин) — уже только 2,15 млн чел. Таким образом, к окончанию этой реформы (а именно в 2022-м ее финал) пенсионеров в Беларуси станет меньше на 390 тысяч исключительно за счет повышения возраста выхода на пенсию на 3 года. Эта реформа длилась 6 лет, и с каждым годом, с каждым повышением возраста выхода на пенсию на 0,5 года, количество населения, оставшегося «за пенсионным бортом», — то есть для которых отдалился выход на пенсию, — увеличивалось, и в 2022-м достигло максимума. Естественно, сократилось официальное количество получателей пенсии в Беларуси. Так, в 2016-м оно достигло рекордного (2,619 млн чел.), и затем начиная с 2017-го — с каждым годом увеличения возраста выхода на пенсию — пенсионеров становилось все меньше. По последним официальным данным за сентябрь 2021-го (после чего эта статистика была закрыта), численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, составила 2 млн 422,2 тыс. чел. А на начало 2022 года, по расчетам, их уже не более 2,4 млн — это исторически рекордный минимум: столько мало получателей пенсий, как сейчас, в Беларуси еще не было. И если бы не эта реформа, если бы оставался прежний возраст выхода на пенсию, то тогда в 2022-м пенсионеров было бы под 2,8 млн чел. — исходя из демографической динамики и еще из-за резкого ухудшения демографии в условиях COVID-пандемии. Мы посчитали, что начиная с 2022-го государство теперь ежегодно «экономит» на пенсиях примерно 390 тысяч человек: из-за увеличения на 3 года возраста выхода на пенсию самих пенсионеров именно настолько меньше, чем было бы при прежнем пенсионном возрасте. Это дает экономию ФСЗН порядка 2,6 млрд BYN в год (при запланированном на 2022-й объеме дохода ФСЗН 21,4 млрд BYN), что позволяет повысить пенсию «оставшимся» пенсионерам до 100 BYN в месяц — чисто «математически», из-за снижения количества пенсионеров. Другими словами, если бы не повышение возраста выхода на пенсию в Беларуси на 3 года, средняя пенсия могла бы быть в 2022-м на 100 BYN меньше, чем запланировано, ну или бы возникли серьезные проблемы с деньгами для выплат пенсий нынешнего размера. Экономика Беларуси в последние годы не показывает высоких темпов роста, демография при этом ухудшается. Поэтому повышение возраста выхода на пенсию было лишь вопросом времени, ведь выбор — или снижать число пенсионеров, или уменьшать размеры пенсий. Еще одна табличка, которая касается этой темы. Мы искали среднюю продолжительность жизни белорусов. Хотели посмотреть, сколько в среднем живут люди, которые сейчас выходят на пенсию. Но нашли только ожидаемую продолжительность жизни. Это, конечно, не совсем то, что надо, но некий ориентир есть. Итак, Так как в табличке последний год 2017, то можно предположить, что эти данные Белстат прогнозировал еще до COVID-пандемии. Итак, давайте посмотрим, какую продолжительность жизни Белстат предсказывает для тех, кто родился в 1995 году (им сейчас 27 лет и до пенсии еще 36 лет). Никто из них про пенсию, наверное, и не думает. Так вот даже для этих людей прогноз средней продолжительности жизни у мужчин — 63,9 лет(!), а пенсионный возраст начинается с 63 лет. Что получается? Средний белорус (1995 г. р.) будет получать пенсию меньше года (0,9 года)? Женщинам (1995 г. р.) получится дольше получать пенсию, чуть больше семи лет. А если точно, то 7,1 год. И это при условии, что за 36 лет в Беларуси ничего не поменяется. А ведь за этот срок многое может измениться, в том числе и пенсионный возраст. Хорошо если он изменится в сторону уменьшения, а если наоборот? Как известно, повышен возраст выхода на пенсию и в России, где демография также очень сложная для пенсионного обеспечения, хотя денег там намного больше. А единственная страна региона, где пенсионный возраст сохранен в «старом» формате, — это Украина. Источник: www.infobank.by |