+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Экспресс-бюллетень законодательства Республики Беларусь за период с 8 по 14 апреля 2021 г.

Новости для секретаря

Экспресс-бюллетень законодательства Республики Беларусь за период с 8 по 14 апреля 2021 г.

15.04.2021 13:00:00

Указы Президента Республики Беларусь


1/19619 (08.04.2021)
О регулировании деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения.  Указ Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2021 г. № 137

В целях совершенствования лицензирования деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, а также принятия мер по поддержанию надлежащего уровня ядерной и радиационной безопасности утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения (далее — Положение).

Положением регулируются отношения в сфере лицензирования деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения. 

Также определен перечень выполняемых работ и (или) оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения.

Действие Положения не распространяется на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения, осуществляемую воинскими частями (учреждениями) Вооруженных Сил и иными воинскими формированиями в целях обороны.

Под деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения в целях обороны понимается их эксплуатация (использование по назначению, техническое обслуживание, транспортировка и хранение) в составе вооружения и военной техники.

Кроме того, установлено, что юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и иностранные организации, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения на основании специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения (лицензии), выданных до вступления в силу Указа, обязаны в течение шести месяцев со дня вступления в силу Указа:

  • обеспечить выполнение лицензионных требований и условий, предусмотренных в Положении;

  • внести изменения в лицензии. 

В случае несоблюдения указанных требований осуществляемая лицензиатами деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения должна быть ими приостановлена и может быть возобновлена после внесения изменений в лицензии в соответствии с данным Указом.

Вместе с тем юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и иностранные организации, на день вступления в силу Указа выполняющие работы и (или) оказывающие услуги, составляющие деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, не подлежавшие лицензированию в соответствии с актами законодательства до вступления в силу Указа и подлежащие лицензированию согласно данному Указу, вправе в течение шести месяцев со дня вступления в силу Указа выполнять такие работы и (или) оказывать такие услуги без лицензий либо внесения изменений в лицензии. 

При намерении в дальнейшем выполнять данные работы и (или) оказывать данные услуги указанные лица должны получить лицензии либо обратиться за внесением в них изменений в соответствии с Указом.

Указ вступает в силу с 10 октября 2021 г.


1/19621 (09.04.2021)
О выбытии имущества.  Указ Президента Республики Беларусь от 8 апреля 2021 г. № 140

В целях оптимизации активов и повышения прибыли (недопущения убытков) организаций установлено, что организации вправе по 31 декабря 2023 г. при выбытии имущества путем его безвозмездной передачи, списания или реализации относить за счет добавочного капитала в пределах его остатка и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) в оставшейся сумме: 

  • при безвозмездной передаче — сумму остаточной стоимости (стоимости) имущества и расходов, связанных с его передачей;

  • при списании — сумму остаточной стоимости (стоимости) имущества и расходов, связанных с его списанием, за вычетом стоимости полученных при списании и принятых к бухгалтерскому учету материальных ценностей (при их наличии);

  • при реализации — сумму остаточной стоимости (стоимости) имущества и расходов, связанных с его реализацией, за вычетом доходов от его реализации (без учета налога на добавленную стоимость). 

Остаточная стоимость (стоимость) и расходы, отнесенные в установленном порядке, не учитываются при налогообложении.

В установленном порядке может производиться выбытие (прием) следующего имущества (долей в праве собственности на него), учитываемого в составе основных средств и вложений в долгосрочные активы: 

  • находящегося в государственной собственности и закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными юридическими лицами;

  • находящегося в государственной собственности и переданного в соответствии с актами законодательства в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам, республиканским государственно-общественным объединениям;

  • принадлежащего хозяйственным обществам, созданным в процессе приватизации арендных предприятий, а также преобразования государственных, государственных унитарных, арендных и коллективных (народных) предприятий, колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов);

  • находящегося в собственности организаций потребительской кооперации, а также закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за созданными ими юридическими лицами;

  • принадлежащего организациям, передаваемого в государственную собственность.

При приеме безвозмездно полученного имущества необходимо определять первоначальную стоимость по остаточной стоимости (стоимости), числящейся в бухгалтерском учете передающей стороны на первое число месяца, в котором произошла его передача.

Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право разъяснять вопросы применения Указа.

Контроль за выполнением Указа возложен на Комитет государственного контроля.

Указ вступил в силу 11 апреля 2021 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г.


Законы Республики Беларусь


2/2816 (13.04.2021)
О присоединении Республики Беларусь к Женевскому акту Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов.  Закон Республики Беларусь от 9 апреля 2021 г. № 96-З

В соответствии с Законом осуществлено присоединение к Женевскому акту Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов, принятому на Дипломатической конференции в г. Женеве 2 июля 1999 года (далее — Женевский акт), со следующими заявлениями:

  • «1. Республика Беларусь в соответствии со статьей 4(1)(b) Женевского акта заявляет, что международные заявки не могут подаваться через ее Ведомство.

  • 2. Республика Беларусь в соответствии со статьей 11(1)(b) Женевского акта заявляет, что законодательство Республики Беларусь не предусматривает отсрочки публикации сведений о промышленном образце.

  • 3. Республика Беларусь в соответствии со статьей 17(3)(c) Женевского акта заявляет, что максимальный срок охраны составляет 15 лет.

  • 4. Республика Беларусь в соответствии с правилом 12(1)(c)(i) Инструкции к Женевскому акту заявляет, что Республика Беларусь применяет второй уровень стандартной пошлины за указание.».


2/2817 (14.04.2021)
О ратификации поправки к Статьям Соглашения Международной финансовой корпорации. Закон Республики Беларусь от 13 апреля 2021 г. № 97-З


Постановления Правительства Республики Беларусь


5/48953 (08.04.2021)
Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. № 203/4

Внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа».

В частности, в приложение 1 к постановлению, определяющее перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы, включены объекты оказания услуг, связанных с организацией рыболовства, осуществляемого рыболовами для удовлетворения потребности в активном отдыхе и (или) получения продукции рыболовства без цели извлечения дохода, включая подводную охоту.

Кроме того, в Положении об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденном этим постановлением, закреплено, что действие Положения в части необходимости использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов не распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, принимающих средства платежа с использованием QR-кодов и (или) мобильных приложений, позволяющих в соответствии с требованиями банковского законодательства сформировать платежные инструкции, при осуществлении расчетов в безналичной форме в транспортных средствах при выполнении: 

  • автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении;

  • автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении (за исключением автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси);

  • перевозок пассажиров городским электрическим транспортом.


5/48961 (08.04.2021)
О проведении республиканского субботника в 2021 году.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2021 г. № 206

В связи с объявлением 2021 года Годом народного единства и в целях поддержки предложений коллективов работников организаций и местных исполнительных и распорядительных органов о проведении республиканского субботника республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, другим организациям на добровольной основе рекомендовано провести 17 апреля 2021 г. республиканский субботник на рабочих местах либо осуществить благоустройство и приведение в надлежащее состояние объектов и территорий населенных пунктов, историко-культурных ценностей, мемориальных комплексов, мест боевой и воинской славы времен Великой Отечественной войны.

Денежные средства, заработанные в день проведения республиканского субботника (денежные средства), в том числе на рабочих местах, в объемах, определяемых добровольно работниками, включая работников, деятельность которых не связана с производством продукции (работ), оказанием платных услуг, перечисляются через районные и городские исполкомы в облисполкомы и Минский горисполком в порядке, установленном Министерством финансов.

Определено, что 50 процентов денежных средств остаются в распоряжении облисполкомов и Минского горисполкома и направляются на ремонт, реконструкцию, реставрацию, восстановление историко-культурных ценностей, мемориальных комплексов, мест боевой и воинской славы времен Великой Отечественной войны.

Остальные 50 процентов денежных средств облисполкомы и Минский горисполком перечисляют Министерству финансов в порядке, установленном этим Министерством. Данные денежные средства направляются Министерству здравоохранения на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, в том числе на закупку оборудования для оказания плановой и экстренной медицинской помощи населению, частичное финансирование закупок вакцины от инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, в целях обеспечения доступности вакцинации населения.

При участии в республиканском субботнике некоммерческих организаций по решению коллективов работников этих организаций денежные средства могут перечисляться в размерах, определяемых добровольно самими коллективами, в соответствии с порядком, устанавливаемым Министерством финансов.

Удержание нанимателями денежных средств из заработной платы работников, для которых 17 апреля 2021 г. является рабочим днем, производится с их согласия в размерах, определяемых добровольно самими коллективами работников.

Ответственность за нецелевое использование денежных средств возлагается на должностных лиц соответствующих государственных органов.


5/48970 (12.04.2021)
О Государственной программе «Дороги Беларуси» на 2021–2025 годы.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 апреля 2021 г. № 212

Утверждена Государственная программа «Дороги Беларуси» на 2021–2025 годы (далее — Государственная программа).

Целью Государственной программы является улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования на основе роста привлечения инвестиций в транспортную инфраструктуру для удовлетворения потребностей экономики и общества в транспортных связях.

Государственная программа включает подпрограмму 1 «Республиканские автомобильные дороги» и подпрограмму 2 «Местные автомобильные дороги».

Республиканские автомобильные дороги относятся к республиканской собственности, являются опорной сетью дорог страны, несут основную транспортную нагрузку, по ним осуществляются международные перевозки. Эти дороги находятся на балансе шести унитарных предприятий (автодоры), управляющих дорогами и имуществом, необходимым для обеспечения их функционирования. Управление дорогами построено по линейному принципу из расчета 60–70 километров на одну линейную дорожную дистанцию. Автодоры выступают заказчиками работ по проектированию, возведению, реконструкции, ремонту и содержанию республиканских автомобильных дорог и входят в систему Министерства транспорта и коммуникаций (Минтранс). При этом работы по содержанию и текущему ремонту республиканских автомобильных дорог выполняются в основном собственными силами автодоров.

Местные автомобильные дороги относятся к коммунальной собственности и находятся на балансе шести коммунальных унитарных предприятий, осуществляющих дорожную деятельность, которые находятся в непосредственном подчинении областных исполнительных комитетов (облисполкомы).

Ответственным заказчиком Государственной программы определен Минтранс.

Заказчиком подпрограммы 1 «Республиканские автомобильные дороги» определен Минтранс, заказчиками подпрограммы 2 «Местные автомобильные дороги» — облисполкомы.

Постановление вступает в силу с 16 апреля 2021 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г.


5/48971 (12.04.2021)
Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. № 662.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 апреля 2021 г. № 214

Внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. № 662 «Об установлении, распределении, высвобождении и изъятии квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии».

В частности, в Положении о порядке установления, распределения, высвобождения и изъятия квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии, утвержденном постановлением, определено, что квоты на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии (квоты) высвобождаются по решению Республиканской межведомственной комиссии по установлению, распределению, высвобождению и изъятию квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии (Комиссия) на основании обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об отказе от распределенных им решениями Комиссии квот и (или) на основании информации облисполкомов (Минского горисполкома) о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, которым решениями Комиссии были распределены квоты.

Кроме того, в Положении о Республиканской межведомственной комиссии по установлению, распределению, высвобождению и изъятию квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии, утвержденном постановлением, определено, что Комиссия имеет право корректировать срок ввода в эксплуатацию установок по использованию возобновляемых источников энергии, квоты на создание которых распределены до 1 ноября 2019 г., создаваемых полностью или частично за счет международной технической и иностранной безвозмездной помощи. 

Данное решение принимается Комиссией на основании обращений юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих намерение осуществить создание установок, при выполнении следующих условий:

  • юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями инициируется уменьшение коэффициентов, применяемых при установлении тарифов на электрическую энергию и определенных на период распределения квоты, на первые 10 лет со дня ввода в эксплуатацию установок и в последующие 10 лет их эксплуатации;

  • уменьшение коэффициентов должно обеспечивать в течение двадцати лет со дня ввода установок в эксплуатацию расчетные затраты энергоснабжающих организаций на покупку электрической энергии, производимой установками по использованию возобновляемых источников энергии, на уровне, не превышающем расчетные затраты, определяемые без учета продления срока ввода установок в эксплуатацию.

Корректировка срока ввода в эксплуатацию установок по использованию возобновляемых источников энергии может осуществляться не более одного раза.

Постановление вступило в силу 14 апреля 2021 г.


5/48972 (12.04.2021)
О Комплексной программе развития электротранспорта на 2021–2025 годы.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 апреля 2021 г. № 213

Утверждена Комплексная программа развития электротранспорта на 2021–2025 годы (далее — Комплексная программа).

Целью Комплексной программы является создание новой области экономического роста на основе формирования отрасли машиностроения — производства электротранспорта, а также условий для увеличения количества используемых транспортных средств на электрической тяге, расширения инфраструктуры электротранспорта и минимизации негативных влияний на экологию. 

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

  • создание системы научного обеспечения Комплексной программы, в том числе обеспечивающей научно-технологическую безопасность страны в области машиностроения;

  • организация производства электротранспорта, его базовых компонентов и элементов инфраструктуры и их максимальной локализации;

  • формирование комплекса институциональных условий для развития электротранспорта на основе системного обеспечения его стандартизации, оценки соответствия и нормативного правового обеспечения;

  • создание инфраструктуры электротранспорта, в том числе сети электрозарядных станций, с ее оптимальным пространственным размещением и учетом специфики потребителей (общественный пассажирский и грузовой, персональный электротранспорт);

  • координация действий государственных органов по развитию электротранспорта и его инфраструктуры в общенациональном и региональном масштабе; оптимизация инвестиций в создание производств и приобретение электротранспорта;

  • формирование и реализация мер по стимулированию развития электротранспорта от научного обеспечения и производства, приобретения и эксплуатации до утилизации и вторичного использования, в том числе для привлечения инвестиций в целях ускоренного развития электротранспорта;

  • минимизация экономических, экологических, социальных и иных рисков.

Решение указанных задач позволит увеличить долю экологически чистого и энергетически эффективного транспорта, достичь и поддерживать на уровне мировых аналогов отечественные компетенции в разработке и производстве силового электропривода, легкового и коммерческого средств электротранспорта, технологических машин с электрическими силовыми установками, а также организовать экспортные поставки электротранспорта.

Комплексная программа включает две подпрограммы:

  • подпрограмма 1 «Производственно-технологическая база электротранспорта»;

  • подпрограмма 2 «Создание зарядной инфраструктуры для электротранспорта».

Ответственным заказчиком Комплексной программы определено Министерство промышленности. Заказчиками подпрограммы 1 «Производственно-технологическая база электротранспорта» определены Министерство промышленности и Национальная академия наук Беларуси, заказчиком подпрограммы 2 «Создание зарядной инфраструктуры для электротранспорта» — Белорусский государственный концерн по нефти и химии.

Постановление вступило в силу 15 апреля 2021 г.


Нормативные правовые акты Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления


8/36538 (08.04.2021)
Об изменении постановления Министерства информации Республики Беларусь от 13 августа 2020 г. № 3.  Постановление Министерства информации Республики Беларусь от 29 марта 2021 г. № 3

Внесено изменение в приложение 1 к постановлению Министерства информации Республики Беларусь от 13 августа 2020 г. № 3 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 9 апреля 2020 г. № 122», устанавливающее перечень требований к единому национальному медиаизмерителю.

Так, одним из требований к методике исследования аудитории и мониторингу телепрограмм определено обеспечение ежедневного отчетного размера панели не менее 85 % от общего объема домохозяйств, находящихся в панели. Ежегодный уровень ротации панели должен составлять не менее 15 % в год.

Постановление вступило в силу 10 апреля 2021 г.


8/36542 (09.04.2021)
О статистических индексах стоимости строительно-монтажных работ.  Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 5 марта 2021 г. № 17

Документом установлены:

  • статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ, в том числе эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций, январь 2021 г. к декабрю 2020 г.;

  • статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия, январь 2021 г. к январю 2020 г.;

  • статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ, в том числе эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций, февраль 2021 г. к январю 2021 г.;

  • статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия, февраль 2021 г. к февралю 2020 г.

Постановление вступило в силу 11 апреля 2021 г.


Нормативные правовые акты областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома


9/108026 (08.04.2021)
Об утверждении градостроительного проекта детального планирования.  Решение Минского городского исполнительного комитета от 14 января 2021 г. № 2


9/108033 (08.04.2021)
Об установлении контрольных цифр приема в 2021 году.  Решение Могилевского областного исполнительного комитета от 26 февраля 2021 г. № 2-3


9/108056 (09.04.2021)
О водоохранной зоне и прибрежной полосе реки Сож в пределах Краснопольского района Могилевской области.  Решение Могилевского областного исполнительного комитета от 26 января 2021 г. № 1-37


9/108063 (09.04.2021)
Об утверждении градостроительного проекта детального планирования.  Решение Минского городского исполнительного комитета от 4 февраля 2021 г. № 216


9/108114 (12.04.2021)
Об утверждении градостроительного проекта детального планирования.  Решение Минского городского исполнительного комитета от 21 января 2021 г. № 106


9/108131 (13.04.2021)
О регулировании тарифов на коммунальные услуги.  Решение Гродненского областного исполнительного комитета от 26 марта 2021 г. № 149


9/108132 (13.04.2021)
Об изменениях в административно-территориальном устройстве Мозырского района Гомельской области.  Решение Гомельского областного Совета депутатов от 29 марта 2021 г. № 247


9/108133 (13.04.2021)
Об установлении нормативов фактического потребления тепловой энергии.  Решение Минского городского исполнительного комитета от 1 апреля 2021 г. № 1033


9/108135 (13.04.2021)
Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2020 год.  Решение Гомельского областного Совета депутатов от 29 марта 2021 г. № 241


9/108185 (14.04.2021)
О делегировании полномочий.  Решение Могилевского областного исполнительного комитета от 29 марта 2021 г. № 2-84


9/108186 (14.04.2021)
О перечне государственных социальных стандартов по обслуживанию населения Гродненской области.  Решение Гродненского областного исполнительного комитета от 29 марта 2021 г. № 156

 

  (с) Национальный центр правовой информации Республики Беларусь pravo.by

Возврат к списку