![]() Мониторинг аналитики за 01 — 07 августа 2020 годаПорядок подготовки работников по вопросам пожарной безопасности: есть измененияПостановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 04.05.2020 № 22 внесены изменения в Инструкцию о порядке подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере, утвержденную постановление этого Министерства от 22.05.2018 № 36 (далее — Инструкция). Напомним, что Инструкция устанавливает порядок подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере, включая порядок проведения противопожарного инструктажа, порядок проведения подготовки по программе пожарно-технического минимума, категории работников, подлежащих обязательной подготовке по этой программе. <...>
Александр ГОРБАЧ,
Государственные экспертизы условий труда: порядок определенСовет Министров Республики Беларусь принял постановление от 29.07.2020 № 449 «О государственных экспертизах условий труда и подготовке заключений о применении труда женщин». Документ принят во исполнение норм Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356 «Об охране труда» в редакции Закона от 12.07.2013 № 61-З. Напомним, что Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 274-З Закон об охране труда был дополнен ст. 101 «Государственная экспертиза условий труда». В указанной норме говорится, что государственная экспертиза условий труда проводится в целях установления правильности отнесения условий труда к категории «вредные и (или) опасные условия труда» по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Государственная экспертиза условий труда проводится должностными лицами управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты, управлений (отделов) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов (далее — органы государственной экспертизы условий труда), которые подготавливают заключения по результатам проведенных экспертиз. В соответствии с ч. 3 указанной статьи органы государственной экспертизы условий труда: проводят государственные экспертизы условий труда на рабочих местах и оценку качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; выносят предписание о внесении изменений в результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или их отмене при выявлении нарушений в организации и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда; совместно с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, подготавливают заключения для принятия работодателями решений о применении труда женщин на работах, включенных в список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, в порядке, определяемом Правительством, если по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда не подтверждены вредные и (или) опасные условия труда; осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством. <...>
Николай КУЛЕВСКИЙ,
Отменяем дистанционную работуC целью минимизации риска возникновения и распространения инфекции COVID-19 многие организации перешли на дистанционный способ работы. После того, как ситуация стабилизируется и коронавирус перестанет распространяться в трудовых коллективах, сотрудников, которые работали дистанционно, предстоит возвращать в офис. Рассмотрим вопросы, которые нужно разрешить при этом, и кадровые документы, которые необходимо подготовить до возвращения сотрудников в офис. Берем с работников заявленияВ некоторых организациях при возникновении и распространении инфекции COVID-19 работники по просьбе нанимателя написали заявления о переходе на дистанционную работу, чтобы при возможных разногласиях наниматель смог подтвердить, что инициатива перехода на дистанционную работу исходила от самих работников. В таком случае следует попросить работников написать новые заявления о прекращении дистанционной работы. Содержание такого заявления зависит от того, что было указано в заявлении работника о переходе на дистанционную работу. <...>
Александр ШЕВЦОВ,
Введение режима гибкого рабочего времениСогласно ч. 1 ст. 123 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) режим рабочего времени — это порядок распределения нанимателем установленных ТК для работников норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и других календарных периодов. Режим рабочего времени определяет время начала и окончания рабочего дня (смены), время обеденного и других перерывов, последовательность чередования работников по сменам, рабочие и выходные дни (ч. 2 ст. 123 ТК). Сотрудники обязаны подчиняться внутреннему трудовому распорядку организации и соблюдать режим рабочего времени, установленный нанимателем. <...>
Алексей ШТЕЙНЕР,
Как применять новации в очередности платежей и бронировании средствИнструкция о порядке проведения расчетов с текущих (расчетных) банковских счетов в очередности, установленной законодательством, ранее утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 63 (в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.12.2019 № 501), приведена в соответствие с Указом от 29.04.2020 № 150 «О расходных операциях». Платежам, связанным с обеспечением осуществления экономической деятельности субъектов предпринимательской деятельности, возмещением вреда, причиненного жизни и (или) здоровью их работников, а также обеспечением жизнедеятельности физических лиц, присвоено условное цифровое обозначение очередности платежа. <...>
Нина ЗЕЛЬМАН
Как преодолеть кризис с помощью внутреннего контроля и управления затратамиКажется совершенно очевидным в условиях нового кризиса усилить управление затратами предприятия и осуществление внутрифирменного контроля затрат, однако не все могут четко изложить возможные направления совершенствования внутрифирменного контроля затрат. Очередной кризис внес свои серьезные корректировки в решение проблемы оптимизации затрат. Чтобы выжить в сложившейся кризисной ситуации, компании вынуждены экономить на текущих расходах, прибегая порой к крайним мерам. Кризисные процессы, оказывая пагубное влияние на состояние экономики в целом, приводят к банкротству даже некогда успешные организации. Таким образом, в кризисных условиях основной целью многих предприятий является обеспечение своей выживаемости, что повышает значимость текущего управления предприятием, в частности управления затратами, и делает эти вопросы актуальными. <...>
Илья Фомин,
Отчетность 2020: дополнительные меры при оценке непрерывности деятельности going concernОценка соответствия компании принципу непрерывности деятельности (также известному как going concern) в условиях коронавируса стала одной из самых проблемных тем. Принцип непрерывности деятельности (going concern basis) — один из основных столпов составления финансовой отчетности. Несмотря на то, что он на слуху у большинства финансистов, не все понимают, чем данный принцип регламентируется и для чего вообще нужен. Принцип непрерывности деятельности вынесен из текста международных стандартов в Концептуальные основы финансовой отчетности, поскольку применим к процессу составления отчетности в целом (также упоминается в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»). Пункт 4.1 Концептуальных основ говорит о следующем: финансовая отчетность обычно составляется на предположении, что компания не будет прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Предполагается, что компания не имеет ни намерений, ни необходимости в прекращении или существенном сокращении операций. Если же такие намерения или необходимость существуют, возможно, финансовая отчетность должна быть составлена на другой основе с раскрытием этого факта в отчетности. <...>
Лариса ШЕХМАН
Порядок закупок аудиторских услуг за счет собственных средств: изучаем особенности госрегулированияЗакупки аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств осуществляются организациями в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». <...> Лариса Шехман |