Мониторинг аналитики за 25 — 31 июля 2020 годаПодоходный налог с суммы доплат по Указу № 178Министерство труда и социальной защиты, Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь подготовили совместное письмо от 17.07.2020 № 1-2-12/2988/6-1-12/11027/3-2-7/03715 «О реализации пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28 мая 2020 г. № 178». Указ Президента Республики Беларусь от 28.05.2020 № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан» был подготовлен в целях минимизации влияния на экономику Республики Беларусь мировой эпидемиологической ситуации и обеспечения социальной стабильности и предусматривает временные меры государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан. <...>
Антон ЗЕНЬКО,
Минфин и МНС разъяснили отдельные вопросы налогообложения при проведении санитарно-противоэпидемических мероприятийМинистерство финансов и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь с учетом дополнительно предоставленной Министерством здравоохранения информации письмом от 17.07.2020 № 5-1-26/68, № 2-2-10/01514 (далее — Письмо) разъяснили порядок применения отдельных норм Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее — Указ № 143) в части налогообложения при проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий. Так, согласно п. 2.5 Указа № 143 затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий по перечню, определяемому Министерством здравоохранения, включаются юридическими лицами в состав внереализационных расходов. <...>
Антон ЗЕНЬКО,
Изменения в порядке обращения с отходами товаров и упаковкиВ целях регулирования отдельных вопросов, связанных с исполнением производителями и поставщиками обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки и расходования средств, поступающих от производителей и поставщиков государственному учреждению «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее — оператор), Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 30.06.2020 № 388 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16» (далее — Постановление № 388). Постановление реализует на практике положения Указа Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки». Рассмотрим изменения, внесенные в порядок обращения с отходами товаров и упаковки соответствующими положениями, утвержденными Постановлением № 388 и вступившими в силу с 1 июля 2020 г. <...>
Николай ЛИМОЖ,
Принятие к учету нематериального актива в бюджетной организацииОрганизация приобрела нематериальный актив (компьютерную программу для составления смет). Какие следует оформить документы? Следует ли составлять протокол? Нематериальные активы относятся к основным средствам, поэтому при вводе в эксплуатацию необходимо составлять акт ввода в эксплуатацию. Составление протокола действующим законодательством не предусмотрено. Однако необходимо отметить, что порядок учета нематериальных активов может быть закреплен в учетной политике, которая является внутренним локальным нормативным документом. Порядок отражения в бухгалтерском учете нематериальных активов определен Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25. <...>
Снежана КЛЕВАНОВИЧ,
Курсовые разницы по валютным займам (займам в эквиваленте) у заимодавца
Организация (заимодавец) предоставила другой организации (заемщику) заем в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. Каким образом отражаются в бухгалтерском учете заимодавца и учитываются при налогообложении прибыли курсовые разницы, образовавшиеся при пересчете суммы выданного заемщику займа, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте? Нормы Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.2014 № 69, предусматривают, что данный стандарт определяет порядок отражения в бухгалтерском учете выраженной в иностранной валюте и (или) официальной денежной единице Республики Беларусь (далее — белорусский рубль) в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов и разниц, возникающих при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в белорусские рубли, в организациях (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бюджетных организаций) (п. 1 НСБУ № 69). <...>
Виталий РАКОВЕЦ,
Работа с молодыми специалистами: локальные правовые акты
Уже совсем скоро в организации республики прибудут по распределению выпускники учреждений образования. Выпускники являются главным источником комплектования персонала на многих предприятиях реального сектора экономики. Это легко объяснимо, так как молодые специалисты, как правило, свободно владеют современными информационными технологиями и иностранными языками, гораздо проще воспринимают изменения и новации, быстрее впитывают корпоративную культуру, стандарты и правила, существующие в организации, а значит, при условии успешного построения в ней служебной карьеры, проявляют сравнительно большую лояльность к предприятию и показывают стабильную эффективность в работе. Разрабатываются локальные правовые акты, направленные на улучшение кадровой работы по отбору претендентов на трудоустройство из числа студентов и учащихся, проходящих производственную практику. Положения регулируют систему стимулирования практикантов за разработку дипломных проектов, рекомендованных к внедрению на производство, и работников предприятия за руководство практикой. В положениях разработаны как меры материального поощрения лучших студентов за имеющие практическое значение дипломные проекты и их руководителей от завода, так и дисциплинарные взыскания, применяемые к специалистам в случае их недобросовестного отношения к руководству практикой. <...>
Геннадий ЧИМАНСКИЙ,
Ненормированный рабочий день: кому и на каких условиях
Ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут при необходимости эпизодически по письменному или устному приказу (распоряжению), постановлению нанимателя или по своей инициативе с ведома нанимателя или уполномоченного должностного лица нанимателя выполнять свои трудовые обязанности за пределами установленной нормы продолжительности рабочего времени. Возможная в связи с этим переработка сверх нормы рабочего времени не является сверхурочной работой и компенсируется предоставлением дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день в соответствии со ст. 158 ТК (ч. ст. 118.1 Трудового кодекса Республики Беларусь. Таким образом, из определения ненормированного рабочего дня мы видим, что ключевым моментом ненормированного режима является эпизодичность выполнения своих трудовых обязанностей. Трудовое законодательство не содержит определения «эпизодичности», тем не менее из толкования этого слова понятно, что это никак не постоянная задержка на работе для выполнения своей трудовой функции, которую можно выполнять в обычном «штатном режиме». Эпизодичность может быть обусловлена наличием срочной работы, которую необходимо сделать по важной причине, например, бухгалтеру подготовить некие внутренние отчеты для руководителей, учредителей, потому что, возможно, будут заключаться новые выгодные сделки и т.д. <...>
Наталья БОРИСЕНКО,
Дополнительное обучение работников
Одной из обязанностей нанимателя при организации труда работников является обеспечение подготовки, повышения квалификации, переподготовки и стажировки работников в соответствии с законодательством. Такая обязанность установлена п. 11 ч. 1 ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК). Наниматель обеспечивает профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. В иных случаях необходимость профессиональной подготовки, повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников определяется нанимателем (ч. 1 ст. 2201 ТК). <...>
Алексей ШТЕЙНЕР,
Из декрета в декрет: оформляем отпуска и пособия
С ситуацией, когда женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, уходит в предродовый отпуск, наниматели сталкиваются постоянно. И каждый раз у кадровиков возникают практически одни и те же вопросы. Ответим на основные из них. Прежде всего мы должны помнить: в каждом случае слово «декрет» означает разные понятия; как в первом, так и во втором случае женщина-работница находится в отпусках, а предоставить работнику одновременно отпуск двух видов нельзя. Поэтому, когда придет время предоставления отпуска по беременности и родам, следует прервать отпуск по уходу за ребенком. Об этом говорится и в ч. 5 185 Трудового кодекса Республики Беларусь: отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет прерывается в случае предоставления матери ребенка отпуска по беременности и родам и продолжается по его окончании. <...>
Тамара МИХЕЙЧИК,
Оперативное хранение документов
Ведение делопроизводства в организации наряду с документированием (фиксацией на материальных носителях управленческих действий) и организацией документооборота (движения документов в организации с момента их получения или создания до завершения исполнения, отправки или направления в дело) включает также хранение документов. Хранение документов является завершающим этапом жизненного цикла любого документа, на котором обеспечивается использование ретроспективной информации для операционной деятельности организации. В рамках данной статьи рассмотрим порядок организации оперативного хранения документов на бумажных носителях и электронных документов (документов в электронном виде). <...>
Дмитрий ВАРНАШОВ,
Как утвердить документ: основные вопросы
Подготовка документа включает составление и оформление проекта документа, его подписание, при необходимости — согласование (визирование), утверждение. При подготовке и оформлении документов важно соблюдать правила, обеспечивающие юридическую силу документа. Для придания документу юридической силы необходимо наличие следующих обязательных реквизитов: наименование организации и (или) структурного подразделения — автора; дата документа; регистрационный индекс; подпись. Для отдельных видов документов дополнительными реквизитами, придающими им юридическую силу, являются печать, отметка о заверении копии, гриф утверждения (п. 18 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4). <...>
Инна ДОРОФЕЙЧУК, Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by. |