+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by:Мониторинг аналитики за 11 — 17 апреля 2020 г.

Новости для секретаря

Registr.by:Мониторинг аналитики за 11 — 17 апреля 2020 г.

19.04.2020 16:05:00

Мониторинг аналитики за 11 — 17 апреля 2020 г.

Переходим на дистанционную работу


В настоящее время в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в Республике Беларусь наниматели принимают решение о переводе работников на дистанционный труд. Однако это будет не что иное, как изменение существенных условий труда.

Согласно ст. 32 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами наниматель имеет право в порядке, предусмотренном этой статьей, изменить существенные условия труда работника при продолжении им работы по той же квалификации, должности служащего (профессии рабочего), определенным в трудовом договоре. Изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, предложение о заключении контракта с работником, работающим по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, а также других условий, устанавливаемых в соответствии с ТК. В то же время изменение последовательности чередования работников по сменам не является изменением существенных условий труда. Здесь же установлено, что наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за один месяц. Но необходимость действовать оперативно в существующих условиях не позволяет нанимателю соблюсти этот срок уведомления.

<...>

Тамара МИХЕЙЧИК,
ведущий специалист по кадрам


Предотвращение распространения инфекционных заболеваний в трудовом коллективе: действуем по закону!


Возросшее в обществе опасение распространения коронавируса не могло не отразиться на трудовой сфере. Наниматели раз за разом переводят работников на домашний труд. Все чаще от работников, особенно вернувшихся из стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, поступают жалобы о том, что наниматели запрещают им выходить на работу, требуют медицинские справки о состоянии здоровья и заявления о социальных отпусках без сохранения заработной платы.

Отчасти действия нанимателей могут быть оправданы стремлением предотвратить распространение опасной инфекции. Однако насколько такие действия соответствуют трудовому законодательству? Какие законные организационные и правовые меры наниматель вправе принять для предотвращения распространения коронавируса?

Ответы на эти вопросы попытаемся дать в настоящей статье.

Трудовой кодекс Республики Беларусь и другие акты законодательства предусматривают ряд правовых институтов, которые, по мнению нанимателей, могут быть использованы для недопущения доступа работников в трудовой коллектив. Вместе с тем в подавляющем большинстве случаев применение соответствующих правовых норм является необоснованным и нарушает права работников.

Попробуем разобраться, почему.

<...>

Елена ГАДЛЕВСКАЯ,
юрист


Охрана труда при временном переводе работника к другому нанимателю


Как известно, в Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК) с 28 января 2020 г. введена ст. 321, регулирующая порядок временного перевода работника. Согласно ч. 1-й ст. 321 ТК наниматель имеет право временно перевести работника на другую работу, в том числе в другую местность, а также к другому нанимателю, на основании письменного согласия работника на срок до шести месяцев в течение календарного года, если иное не предусмотрено ТК.

При временном переводе действие трудового договора продолжается, другой трудовой договор с работником не заключается, если иное не предусмотрено ТК. Срок временного перевода работника к другому нанимателю не может превышать срока действия трудового договора.

В соответствии с ч. 6-й ст. 321 ТК другой наниматель обязан обеспечить работнику условия труда, соответствующие требованиям по охране труда, соблюдать требования по охране труда, а при отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актах, требований по охране труда принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работника в процессе трудовой деятельности. Иные обязанности другого нанимателя по обеспечению условий труда работника определяются договором между нанимателями.

Рассмотрим некоторые обязанности по охране труда другого нанимателя при временном переводе работника.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист, специалист по трудовому законодательству и законодательству об охране труда


Увольнение работника в порядке перевода к другому нанимателю


Согласно п. 4 ч. 2-й ст. 35 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) одним из оснований прекращения трудового договора является перевод работника с его согласия к другому нанимателю.

Порядок действий нанимателей

Как следует из п. 2 ст. 16 ТК, увольнение в порядке перевода от одного нанимателя к другому осуществляется по согласованию между нанимателями. Для согласования увольнения будущий наниматель направляет нанимателю, у которого в данное время работает работник, письмо с ходатайством об увольнении.

Обязанность нанимателя принять приглашенного на работу и уволенного в порядке перевода работника сохраняется в течение 1 месяца со дня приглашения (в случае, если стороны не достигли соглашения о другом сроке).

В случае, если инициатором перевода является наниматель, он должен получить предварительное письменное согласие работника, которое может быть выражено, например, в виде отдельного заявления работника.

В случае, если инициатором увольнения в порядке перевода является работник, он подает нанимателю заявление об увольнении.

<...>

Тамара МИХЕЙЧИК,
ведущий специалист по кадрам


Оформляем документацию по изменению трудовых отношений


В данном материале приведем примеры документов по оформлению изменений трудовых отношений в соответствии с Унифицированной системой организационно-распорядительной документации (унифицированными формами, методическими материалами по применению классификатора унифицированных форм), утвержденной приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 28 ноября 2019 г. № 41 (далее — УСОРД).

Докладная записка

Докладная записка представляет собой информационный документ, адресуемый вышестоящему руководителю в порядке прямого подчинения и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя (п. 118 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4) (далее — Инструкция № 4).

Согласно п. 121 Инструкции № 4 текст докладной записки состоит из вводной и основной частей. Во вводной части излагаются состояние вопроса, факты, послужившие причиной для составления документа, проводится их анализ. В основной части докладной записки излагаются выводы, предложения, просьбы.

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист


Формы и методы кадрового маркетинга в управлении персоналом: опыт применения, для чего нужен кадровый маркетинг?


В сегодняшних сложных реалиях производственной деятельности организаций республики все более актуально практическое применение в управлении персоналом форм и методов кадрового маркетинга. Это объясняется тем, что конкуренция на рынке труда в настоящее время в большинстве отраслей реального сектора экономики не менее острая, чем на рынке сбыта товаров и услуг. В бизнесе уже явной стала тенденция, когда практически все факторы успеха — от производственных технологий до финансовой структуры — могут быть достаточно быстро скопированы конкурентами. При таких условиях преимущество предприятия в долгосрочной перспективе может обеспечить лишь то, что является для него своеобразным и уникальным, что не могут полностью воспроизвести конкуренты — это его человеческие ресурсы.

В экономически развитых странах HR-маркетинг активно развивается с 70-годов прошлого века.

<...>

Геннадий ЧИМАНСКИЙ,
эксперт по управлению персоналом


Изменения в порядке оплаты проезда по платным дорогам


Указом Президента Республики Беларусь от 24 марта 2020 г. № 108 (далее — Указ № 108) внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2012 г. № 426 «Об отдельных вопросах функционирования системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь» (далее — Указ № 426).

В частности, согласно дополнению, внесенному в подп. 4.2 п. 4 Указа № 426, Советом Министров Республики Беларусь утверждается порядок взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам, в том числе по разовому тарифу.

Пункт 4 Указа № 426 дополнен подп. 4.31, в соответствии с которым размер платы за проезд по платным автомобильным дорогам по разовому тарифу устанавливается Министерством транспорта и коммуникаций по согласованию с Министерством финансов.

В подпункт 4.4 п. 4 Указа № 426 внесено дополнение, которым устанавливается, что от платы за проезд по платным автомобильным дорогам освобождаются также пользователи платной автомобильной дороги, использующие транспортные средства с выданными в иностранном государстве временными (транзитными) регистрационными знаками, приобретенные индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами Республики Беларусь в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление и ввезенные на территорию Республики Беларусь. При этом напомним, что под термином «пользователь платной автомобильной дороги» в данном нормативном правовом акте понимается собственник (владелец) транспортного средства или лицо, использующее платную автомобильную дорогу и принимающее непосредственное участие в дорожном движении в качестве водителя транспортного средства. Одновременно подп. 4.41 п. 4 устанавливается, что пользователи платной автомобильной дороги, не указанные в подп. 4.4 п. 4, по решению Президента Республики Беларусь могут быть освобождены на определенный срок от платы за проезд по платным автомобильным дорогам.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист


Использование электромобилей простимулируют по-новому


В целях дальнейшего стимулирования спроса на электромобили, создания зарядной инфраструктуры и условий для развития производства электромобилей и автокомпонентов Президент Республики Беларусь подписал Указ от 12 марта 2020 г. № 92 «О стимулировании использования электромобилей» (далее — Указ № 92). При этом ранее действовавший Указ Президента Республики Беларусь от 10 июля 2018 г. № 273 «О стимулировании использования электромобилей» (далее — Указ № 273) признается утратившим силу.

Налоговые льготы

Согласно Указу № 92 в срок по 31 декабря 2025 г. для физических и юридических лиц устанавливается ряд стимулирующих мер при ввозе электромобилей и зарядного оборудования, а также при оборудовании зарядных станций.

Так, определено, что до указанной даты не взимается государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в отношении легковых автомобилей категории М1 или М1G, приводимых в движение исключительно электрическим двигателем (Указом № 273 данная мера устанавливалась на срок по 31 декабря 2020 г.).

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист


Контроллинг промышленной компании в условиях кризиса


Актуальность проблемы эффективности контроллинга, особенно на промышленном предприятии, обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, разнообразный характер входящих в предприятие подразделений и наличие перекрестных иерархических связей в системе управления предопределяют сложность процессов контроля распределяемых материальных ресурсов.

Во-вторых, в новых экономических условиях предприятия получают дополнительные возможности для развития, так как уменьшается количество игроков. Кризис играет не только отрицательную, но и стимулирующую роль, формируя более жесткие требования к деятельности. Сегодня предприятиям необходимы дополнительные ресурсы, которые должны извлекаться не только из внешних, но и из внутренних источников.

В-третьих, в условиях повсеместного внедрения системы бизнес-процессов предприятие трансформируется в совокупность бизнес-единиц, зачастую действующих на основании собственной локальной стратегии, и представляет собой не только сложную организационную систему, но и сложную среду с точки зрения бюджетирования и управленческой отчетности.

В-четвертых, как любая управленческая функция контроллинг требует ресурсов для своего осуществления.

<...>

Светлана КОЛТОВИЧ


Выстраиваем оперативный уровень антикризисного управления


Вопросы, связанные с определением возможности восстановить платежеспособность должника, нормативными документами четко не урегулированы, но в этом, очевидно, и нет особой необходимости. Общие подходы к оздоровлению деятельности организации оговорены законодательством и описаны в литературе по антикризисному управлению. Вместе с тем в каждом конкретном случае должны использоваться индивидуально подобранные меры, зависящие от специфики организации-должника.

При определении возможности и мер по восстановлению платежеспособности должника необходимо учитывать, что в процессе антикризисного управления должны быть достигнуты две важнейшие цели:

восстановление платежеспособности организации, предоставление ей возможности дальнейшей деятельности;

повышение конкурентного статуса организации, вывод ее на новый уровень развития.

<...>

Алексей СМОЛЬСКИЙ




Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку