+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by:Мониторинг аналитики за 17 — 22 ноября 2019 г.

Новости для секретаря

Registr.by:Мониторинг аналитики за 17 — 22 ноября 2019 г.

24.11.2019 20:11:31

Мониторинг аналитики за 17 — 22 ноября 2019 г.

Новации Указа № 394 «О предоставлении и привлечении займов»


Деятельность по предоставлению трех и более займов в течение календарного месяца одному или нескольким заемщикам в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин на одного заемщика на день заключения договора, признается микрофинансовой деятельностью, но есть и небольшие исключения.

Основные положения Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 394 «О предоставлении и привлечении займов» (далее — Указ № 394) вступят в силу через шесть месяцев — 27 апреля 2020 г., тогда же действие Указа Президента Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций» будет отменено.

Действие Указа № 394 не распространяется на займы (независимо от суммы денежных средств) между физическими лицами, не выступающими при заключении данных сделок в качестве индивидуальных предпринимателей, а также на юридические лица и индивидуальных предпринимателей по предоставлению микрозаймов лицам, состоящим с ними в трудовых отношениях; юридические лица и индивидуальных предпринимателей по привлечению денежных средств посредством создания и размещения собственных токенов.

В договорах микрозайма будут ограничены проценты за пользование денежными средствами и неустойка. Ограничения коснутся всех договоров микрозайма, в том числе заключенных до момента вступления в силу Указ № 394.

Указом № 394 утвержден порядок создания некоммерческих микрофинансовых организаций в форме потребительского кооператива и их функционирования. Для повышения доступности микрофинансирования расширен перечень лиц, которые могут быть членами потребительских кооперативов финансовой взаимопомощи. Ими смогут стать физические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, виды деятельности, при которых уплачивается единый налог, а также субъекты малого и среднего предпринимательства.

<...>

Илья БЕРГ


Порядок представления таможенной отчетности изменен


Рассмотрим изменения, вносимые постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 14 августа 2019 г. № 40 «Об изменении постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 11» в порядок представления отчетности таможенным органам.

В соответствии со ст. 18 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Евразийского экономического союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.

Способ представления отчетности, формы отчетов, структура и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определяются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. В нашей стране указанная отчетность представляется в порядке, установленном постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 11 «О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля». В целях актуализации норм указанного постановления было издано постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 14 августа 2019 г. № 40 «Об изменении постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 11» (далее — постановление № 40). Постановление № 40 вступает в силу с 30 декабря 2019 г., однако уже сейчас представляется возможным рассмотреть его положения подробнее.

<...>

Александр МИХАЙЛОВ,
экономист


Изменения в документальном оформлении завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны


ТК ЕАЭС предусмотрен ряд случаев завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, когда товары не помещаются под таможенные процедуры. Для этого декларант таможенной процедуры свободной таможенной зоны обязан представить необходимые документы в таможенный орган. Порядок заполнения, регистрации таких документов, а также порядок регистрации принятого таможенным органом по ним решения будет определен постановлением № 39, которое вступает в силу с 30 декабря 2019 г.

Так, постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 14 августа 2019 г. № 39 «О завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны (свободного склада)» (далее — постановление № 39) уточнен порядок завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны (свободного склада).

В ряде случаев при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны товары не помещаются под таможенные процедуры, например в случае вывоза отходов для захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения, в отношении введенного в эксплуатацию оборудования при прекращении функционирования СЭЗ и т.д. Соответственно такие товары подлежат снятию с контроля таможенными органами. Для этого декларант таможенной процедуры свободной таможенной зоны обязан представить необходимые документы в таможенный орган. Порядок заполнения, регистрации таких документов, а также порядок регистрации принятого таможенным органом по ним решения будут определены постановлением № 39, которое вступает в силу с 30 декабря 2019 г.

Рассмотрим постановление № 39 в корреляции с положениями иных нормативных правовых актов несколько подробнее.

<...>

Михаил ОСИНСКИЙ,
специалист таможенного дела


Новое регулирование наличных и безналичных платежей: «посткарточный» бизнес


Активное развитие цифровых банковских технологий, предоставляющих клиентам банков — физическим лицам новые инструменты для проведения безналичных платежей, вызывает необходимость совершенствовать регулирование условий проведения таких расчетов.

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16», разработанный Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь для расширения возможности использования платежных инструментов и электронных денег при осуществлении безналичных расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги), создания дополнительных условий для внедрения программных касс, создания условий для проведения на кассовом оборудовании, подключенном к системе контроля кассового оборудования, операций выдачи наличных денег покупателям при осуществлении операций с банковскими карточками, вызывает определенный интерес.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» и утвержденным этим постановлением Положением регулируются вопросы использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр.

<...>

Нина ЗЕЛЬМАН


Дистанционная работа в соответствии с изменениями в Трудовой кодекс Республики Беларусь


Работа вне помещения нанимателя в последние годы набирает все большую популярность. Такая тенденция актуальна для подавляющего большинства развивающихся экономик.

В Республике Беларусь дистанционные работники в настоящее время именуются работниками-надомниками. Особенности регулирования труда работников-надомников установлены главой 25 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК).

Такая форма работы довольно активно используется многими нанимателями.

Согласно изменениям, внесенным в ТК*, он будет дополнен главой 251 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих дистанционную работу».

Внесение такого существенного дополнения в ТК обусловлено необходимостью детализации многих положений, регулирующих отношения нанимателя и работника при дистанционной форме трудовых отношений.

Рассмотрим основные нововведения в регулировании трудовых отношений между нанимателями и такой категорией работников.

1. Вводится определение дистанционной работы.

Согласно ч. 1-й ст. 3071 ТК дистанционной работой считается работа, которую работник выполняет вне места нахождения нанимателя с использованием для выполнения этой работы и осуществления взаимодействия с нанимателем информационно-коммуникационных технологий.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист, специалист по трудовому законодательству


Экспертиза ценности документов: порядок организации и проведения


В деятельности каждой организации образуется большое количество различных документов. Несмотря на то что абсолютно каждый документ (в той или иной мере) может выступать в качестве исторического источника, их практическая ценность будет существенно отличаться. Отбор документов на хранение является одним из сложнейших практических вопросов документационного обеспечения управления. Для того чтобы «не выбросить лишнего», в организации проводится экспертиза ценности документов.

Требования к порядку проведения экспертизы ценности документов в организациях регулируются следующими нормативными правовыми актами:

Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2011 г. № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» (далее — Закон № 323-З);

Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 (далее — Инструкция по делопроизводству);

Правилами работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденными постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 143 (далее — Правила работы архивов).

Экспертиза ценности документов — это определение исторической, научной, социальной, экономической, политической, культурной и практической значимости документов с целью установления сроков их хранения и отбора на хранение.1

Экспертизе ценности документов подлежат все документы независимо от вида носителя информации, образующиеся в процессе деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.2

<...>

Дмитрий ВАРНАШОВ,
младший научный сотрудник отдела документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»


Всё о приказах


Приказ — это правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения основных задач, стоящих перед организацией.

Приказы издаются также в случаях, когда необходимо довести требования директивных документов вышестоящих организаций до сведения подчиненных лиц и подчиненных (входящих в состав, систему) организаций, наметить конкретные мероприятия по их выполнению, определить ответственных лиц, сроки выполнения этих мероприятий (п. 93 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4).

Классификация приказов

Приказы, издаваемые в организациях, подразделяются на три вида:

по основной деятельности;

по личному составу;

по административно-хозяйственным вопросам.

Обратим внимание! Объединение в одном приказе вопросов основной деятельности и по личному составу не допускается.

Перечни разновидностей приказов по основной деятельности законодательством Республики Беларусь не установлены. На практике приказы по основной деятельности издаются по вопросам: создания, реорганизации, ликвидации организации; утверждения (изменения) структуры и штатной численности, штатного расписания; создания структурных подразделений; создания комиссий; утверждения (изменения) локальных нормативных правовых актов организации; проведения аттестации; назначения ответственных лиц и др.

<...>

Инна ДОРОФЕЙЧУК,
юрист


Как минимизировать налоговые риски при заключении договоров аутсорсинга


Соглашение об аутсорсинге должно быть хорошо продумано и обосновано с точки зрения налоговых последствий. Налоговые риски аутсорсинга в первую очередь связаны с обоснованием включения в затраты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, и еще не накопленной практикой налоговых органов по проверкам и обжалованиям в судебных процессах.

Сложность в первую очередь вызывает п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК), согласно которому затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости — посредством проведения расчетных корректировок к данным бухучета в рамках ведения налогового учета).

Согласно п. 4 ст. 169 НК экономически обоснованными затратами не могут быть признаны расходы при наличии хотя бы одного из следующих критериев:

фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;

работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и выполнение таких работ, оказание таких услуг относятся к трудовым обязанностям такого лица;

работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если выполнение таких работ, оказание таких услуг относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях. (Положения этого подпункта не применяются при выполнении работ, оказании услуг плательщику организацией в случае, если такие плательщик и организация являются участниками одного холдинга.)

<...>

Лариса ШЕХМАН


Неденежные способы завершения внешнеторговых сделок: ошибки нерезидентов


Одним из способов решения проблем в условиях экономических трудностей, испытываемых одной из сторон внешнеторгового контракта, а зачастую и обеими сторонами, является неденежный способ прекращения обязательств во внешнеторговых сделках, поскольку при его применении обнаруживается ряд положительных моментов для торговых партнеров: экономия на банковских комиссиях, взимаемых при осуществлении транзакций, оперативность при использовании таких форм прекращения обязательств, как зачет или новация, отсутствие обязанности проведения обязательной продажи и т.п.

Так, согласно подп. 1.7 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178) при экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем в том числе неденежного прекращения обязательств способами, определенными Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком Республики Беларусь.

Такие способы установлены для экспортных операций постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга», а именно (п. 1):

полный или частичный зачет встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении;

полный или частичный зачет встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга;

полный или частичный зачет встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих выполнение строительных, специальных, монтажных работ и (или) оказание услуг в строительстве на территории Российской Федерации, и связанных с ними договоров создания объекта долевого строительства после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь в установленном порядке уступки требования либо перевода долга;

проведение безналичных расчетов, осуществляемых на основе клиринга в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

обмен на эквивалентные по стоимости количество товаров, объемы охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг, оформленный двусторонним внешнеторговым договором мены;

прекращение обязательств новацией;        

прекращение обязательств, вытекающих из внешнеторговых договоров, с предоставлением взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливаются сторонами.

Однако в данной статье мы сконцентрируемся не столько на преимуществах неденежных способов завершения внешнеторговых операций, сколько на ошибках резидентов, которые неверно понимают их суть. Обратимся к примерам из практики.

<...>

Ольга ЛОПАТИНА


Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку