+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by:Мониторинг аналитики за 7 — 16 ноября 2019 г.

Новости для секретаря

Registr.by:Мониторинг аналитики за 7 — 16 ноября 2019 г.

17.11.2019 20:05:00

Мониторинг аналитики за 7 — 16 ноября 2019 г.

Отличие перевода от изменения существенных условий труда


Как показывает правоприменительная практика, у нанимателей зачастую возникают сложности при разграничении перевода и изменения существенных условий труда. Эти сложности могут повлечь негативные последствия.


Разберемся в понятиях и отличиях


Согласно ч. 1-й ст. 30 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) переводом признается поручение нанимателем работнику работы по другой профессии, специальности, квалификации, должности (за исключением изменения в соответствии с законодательством Республики Беларусь наименования профессии, должности) по сравнению с обусловленными в трудовом договоре, а также поручение работы у другого нанимателя либо в другой местности (за исключением служебной командировки).

В свою очередь, ч. 1-я ст. 32 ТК гласит, что в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами наниматель имеет право в порядке, предусмотренном ст. 32 ТК, изменить существенные условия труда работника при продолжении им работы по той же специальности, квалификации или должности, определенных в трудовом договоре. Изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, а также других условий, устанавливаемых в соответствии с ТК (ч. 2-я ст. 32 ТК).

Сущностные отличия между переводом и изменением существенных условий труда состоят в том, что перевод предполагает изменение одного (нескольких) из следующих условий трудового договора: профессии, специальности, квалификации, должности, нанимателя, обособленного структурного подразделения или местности, в которой выполняется работа. Система оплаты труда, режим рабочего времени, гарантии и другие условия, устанавливаемые в соответствии с ТК и относящиеся к существенным условиям труда в соответствии с ч. 2-й ст. 32 ТК, могут изменяться как следствие изменения профессии, специальности, квалификации, должности и других условий трудового договора, изменение которых является переводом. В свою очередь, условия трудового договора, изменяющиеся в порядке перевода, должны оставаться неизменными при изменении существенных условий труда.

<...>

Елена ГАДЛЕВСКАЯ,
юрист


Работник злоупотребляет правом. Как предотвратить нанесение убытков организации?


При заключении трудового договора работник в соответствии со ст. 53 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) обязуется выполнять ряд требований, среди которых добросовестное исполнение своих трудовых обязанностей, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнение письменных и устных приказов (распоряжений) нанимателя, не противоречащих законодательству Республики Беларусь и локальным правовым актам.

Эти требования предъявляются нанимателем ко всем работникам, работающим в конкретной организации. Их виновное неисполнение может повлечь расторжение трудового договора, заключенного на неопределенный срок, а также срочного трудового договора до истечения срока его действия по п. 4 ст. 42 ТК. Исходя из анализа судебной практики, можно сделать вывод, что, как правило, злоупотребление правом со стороны работника происходит в период его увольнения по инициативе нанимателя.

Содержание понятия «злоупотребление правом» в трудовом законодательстве Республики Беларусь не раскрывается. Для того чтобы установить в суде злоупотребление правом со стороны работника, следует доказать факт, указывающий на недобросовестные его действия, направленные на получение необоснованных преимуществ перед нанимателем, и влекущий за собой отказ в защите принадлежащих ему прав.

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист


Обязательные и внеочередные медицинские осмотры: новый порядок


Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 июля 2019 г. № 74 утверждена Инструкция о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих (далее — Инструкция № 74). При этом признано утратившим силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2010 г. № 47, которым была утверждена ранее действовавшая Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих.

Утверждение новой инструкции, регулирующей порядок проведения медицинских осмотров работающих, а не изложение ранее действующей в новой редакции свидетельствует о существенной переработке положений этого документа. Так, Инструкция № 74 стала на главу меньше (отсутствует глава, регулировавшая порядок проведения и оформления результатов медицинского осмотра организацией здравоохранения). При этом порядок проведения и оформления результатов медицинского осмотра организацией здравоохранения включен в главу 1 Инструкции № 74.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист


Оценка качества аттестации рабочих мест: порядок определен


Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 июля 2019 г. № 41 утверждена Инструкция о порядке проведения оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Инструкция).


Кто проводит


Инструкцией установлено, в частности, что оценка качества аттестации осуществляется в целях соблюдения нанимателем требований нормативных правовых актов, регулирующих проведение аттестации на конкретном рабочем месте, и проводится один раз в пять лет (по мере необходимости):

•комитетами по труду, занятости и социальной защите областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета;

•Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

При этом говорится, что не допускается проведение в установленный Инструкцией период оценки качества аттестации:

•комитетами по труду, занятости и социальной защите, если в данный период оценка качества аттестации была проведена Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;

•Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, если в данный период оценка качества аттестации была проведена комитетами по труду, занятости и социальной защите.

Согласно п. 3 Инструкции оценка качества аттестации осуществляется на основании документов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной на конкретном рабочем месте, в том числе в электронном виде, оформление которых предусмотрено нормативными правовыми актами по аттестации, действовавшими в период ее проведения.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист


Труд сезонных работников: новое в правовом регулировании


Законом Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З «Об изменении законов» внесены изменения в главу 24 Трудового кодекса Республики Беларусь, устанавливающую особенности регулирования труда сезонных работников.

В силу погодных условий некоторые виды работ (услуг) невозможно или нецелесообразно производить (оказывать) круглый год. Содержать постоянный штат работников для такой организации является экономически нецелесообразным. Наилучшим решением является привлечение работников для выполнения сезонной работы.

Увеличение объема работ в зависимости от сезона характерно для многих отраслей экономики. Прежде всего, это сфера строительства, лесное и сельское хозяйство, туристическая отрасль, торговля и др. Занятие некоторыми видами спорта возможно только в определенный сезон. Сезонная работа имеет свои преимущества и недостатки как для работников, так и для нанимателей.

Основными отличиями правового регулирования труда сезонных работников от регулирования труда работников, с которыми заключены другие виды трудовых договоров, являются нормы, регулирующие заключение и расторжение трудового договора, выплату выходного пособия, а также выплату среднего заработка за время вынужденного прогула.

Перечень сезонных работ утвержден постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 56. Согласно этому документу к сезонным отнесены некоторые виды лесокультурных работ (посев и посадка леса с предпосевной обработкой почвы, уход за лесными культурами и др.), противопожарные работы (устройство минерализованных полос, охрана лесов от пожаров и др.), работы в сельском хозяйстве (работы в растениеводстве и др.) и многие другие виды работ.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист, специалист в сфере трудового законодательства


День охраны труда в организации


В соответствии с требованиями ч. 2-й ст. 17 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда», п. 6 ст. 226 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель исполняет обязанности по осуществлению контроля над соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда работниками. Целью такого контроля является создание здоровых и безопасных условий труда работников, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Типовая инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 159 (далее — Типовая инструкция). Данный документ распространяется на нанимателей всех организационно-правовых форм независимо от формы собственности и направлен на выполнение нанимателями обязанностей по охране труда, реализацию государственной политики в этой области (п. 2 Типовой инструкции).

Одним из видов контроля является периодический контроль над соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда, осуществляемый представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников). Периодичность такого контроля выражается в периодах его проведения: ежедневно, ежемесячно, ежеквартально.

Согласно п. 31 Типовой инструкции проведение ежемесячного или ежеквартального контроля рекомендуется осуществлять в установленный приказом руководителя организации День охраны труда.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист


Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. № 411 «О налогообложении»


Указ Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. № 411 «О налогообложении» (далее — Указ № 411) опубликован 6 ноября 2019 г. на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь. Отдельные положения Указа № 411 распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января и с 23 марта 2019 г., поэтому мы возвращаемся в прошлые налоговые периоды и считаем заново.


Подоходный налог


С 23 марта 2019 г. при возмещении (оплате) плательщику расходов на служебные командировки на территории Республики Беларусь за ее пределы от подоходного налога освобождаются:

а) суточные в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь;

б) фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно. При отсутствии документов, подтверждающих оплату указанных расходов, суммы такого возмещения освобождаются от подоходного налога с физических лиц в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь;

в) фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на такси, аренду автомобиля в пределах места командировки за границей;

г) расходы по найму жилого помещения в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь. В случаях, когда законодательством Республики Беларусь предусмотрено возмещение (оплата) расходов по найму жилого помещения на основании подтверждающих документов, суммы такого возмещения (оплаты) освобождаются от подоходного налога с физических лиц в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов;

д) общая выплата, возмещающая водителям, осуществляющим внутриреспубликанские и (или) международные автомобильные перевозки, расходы по найму жилого помещения и суточные, определяемая в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

е) иные расходы на служебные командировки, в том числе расходы, произведенные работником в командировке с разрешения или ведома нанимателя, оплачиваемые (возмещаемые) в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

<...>

Александра РАКИТИНА,
эксперт по налогообложению


Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.


Возврат к списку