+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by:Мониторинг аналитики за 26 октября — 1 ноября 2019 г.

Новости для секретаря

Registr.by:Мониторинг аналитики за 26 октября — 1 ноября 2019 г.

02.11.2019 21:04:28

Мониторинг аналитики за 26 октября — 1 ноября 2019 г.


Трудовые отношения в профессиональном спорте: новое в правовом регулировании


Законом Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З «Об изменении законов» внесены изменения и дополнения в главу 261 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), устанавливающую особенности регулирования труда работников, осуществляющих деятельность в сфере профессионального спорта.

Деятельность в сфере профессионального спорта предполагает наличие серьезных физических и психологических нагрузок, как на спортсменов, так и на тренеров. Работники, осуществляющие деятельность в сфере профессионального спорта, отнесены законодателем к особой категории работников, которым установлены дополнительные права и обязанности, гарантии и компенсации, особенности обеспечения охраны труда и др.

Статья 3141 ТК определяет круг лиц, на которых распространяется действие главы 261 ТК. Такими лицами являются спортсмены и тренеры, осуществляющие деятельность в сфере профессионального спорта.

Определение термина «профессиональный спорт» приводится в Законе Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте» (далее — Закон о физической культуре и спорте). Этот нормативный правовой акт определяет правовые и организационные основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, он направлен на создание условий для развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также для проведения спортивных мероприятий и участия в них спортсменов (команд спортсменов).

Согласно ст. 55 Закона о физической культуре и спорте профессиональный спорт — это часть спорта, включающая предпринимательскую, трудовую и иную не запрещенную законодательством Республики Беларусь деятельность, направленную на достижение высоких спортивных результатов и связанную с получением вознаграждений (доходов) от организации спортивных мероприятий и (или) участия в них. Также указано, что отношения, возникающие в профессиональном спорте между юридическими и физическими лицами, регулируются в том числе ТК.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист, специалист по трудовому законодательству


Выплата премии по итогам работы за год: сложные вопросы


Итоговое премирование работников организации за прошедший год позволяет оценить внесенный вклад и учесть в целом реализованные возможности каждого работника.

Рассмотрим виды, порядок и условия такого премирования, а также ответим на наиболее часто задаваемые вопросы.

Различие премий

Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании:

•коллективного договора;

•соглашения;

•трудового договора (ч. 1-я ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь) (далее — ТК).

С 28 января 2020 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З «Об изменении законов» ч. 1-я ст. 63 ТК будет изложена в новой редакции: формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе стимулирующие (надбавки, премии, бонусы и иные выплаты) и компенсирующие (доплаты в соответствии со ст. 62, 67, 69 и 70 ТК и иные выплаты) выплаты, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов и трудового договора. В качестве такого соглашения наиболее часто применяются Положение об оплате труда, Положение о премировании работников организации и др.

Дополнительными выплатами стимулирующего и компенсирующего характера являются все виды доплат, надбавок, премий, вознаграждений.

Одним из обязательных сведений и условий трудового договора являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (п. 7 ч. 2-й ст. 19 ТК). Исходя из этой нормы, целевым назначением выплаты премий является поощрение работников, добросовестно исполняющих свои трудовые обязанности, в том числе выполняющих установленные нормы труда (п. 1 ч. 1-й ст. 53 ТК).

Но в настоящее время существует двойное толкование такого понятия, как «премия». С одной стороны, премия является частью системы оплаты труда работников, а с другой — поощрением за труд. Для правильного применения и оформления выплаты премий необходимо произвести разграничение этих понятий.

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист


Подготовка к проверке департамента государственной инспекции труда: рекомендации нанимателям


В большинстве случаев наниматели испытывают тревогу и опасения перед проверкой Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент ГИТ).

Предлагаем вашему вниманию рекомендации, которые помогут успешно проходить такую проверку.

Рекомендация № 1. Необходимо выяснить, подлежит ли организация проверке.

С 1 января 2019 г. в практику контрольной (надзорной) деятельности введена система выборочных проверок, основанная на оценке степени риска совершения субъектом хозяйствования нарушений законодательства Республики Беларусь и степени их возможных негативных последствий. Отбор субъектов для включения в планы выборочных проверок осуществляется на основании критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки. Критерии оценки степени риска определяются контролирующими (надзорными) органами в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2018 г. № 43, и согласовываются с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности.

При назначении выборочной проверки Департаментом ГИТ учитывается информация, в том числе:

•представленная проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), административные данные, аудиторское заключение (при его наличии);

•полученная в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера;

•полученная от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам;

•полученная от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица (ч. 2-я п. 9 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист


Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты


В соответствии с требованиями ст. 28 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон об охране труда) работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209 утверждена Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

Целью использования средств индивидуальной защиты является защита работающего от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды, а также от загрязнений и неблагоприятных температурных условий. Средства индивидуальной защиты применяются в тех случаях, когда исключение воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов либо снижение уровня их воздействия на работника до установленных нормативов не может быть обеспечено конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты, а также при выполнении работ, связанных с загрязнением.

Законом об охране труда приводится определение термина «средство индивидуальной защиты» — это средство защиты, надеваемое на тело работающего или его части либо используемое им, предназначенное для предотвращения или уменьшения воздействия на работающего вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения и (или) при работе в неблагоприятных температурных условиях.

Все средства индивидуальной защиты можно разделить на три большие группы:

•специальная одежда;

•специальная обувь;

•другие средства индивидуальной защиты.

Пунктом 5 ч. 1-й ст. 53 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), ст. 19 Закона об охране труда установлена обязанность работающих пользоваться средствами индивидуальной защиты. В свою очередь, обязанность нанимателя обеспечить средствами индивидуальной защиты работающего установлена п. 8 ч. 1-й ст. 55, п. 5 ст. 226, ст. 230 ТК, ст. 17 Закона об охране труда.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист


Оплата труда работников бюджетных организаций: установлены базовая ставка и тарифная сетка


Во исполнение норм Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее — Указ № 27) Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 28 февраля 2019 г. № 138 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее — постановление № 138).

Как известно, Указом № 27 устанавливается, что с 1 января 2020 г. оплата труда работников бюджетных организаций производится на основе тарифной системы, включающей в себя базовую ставку и 18-разрядную тарифную сетку. При этом под базовой ставкой понимается величина, используемая при исчислении окладов работников бюджетных организаций. Там же определено, что:

•тарифная система — это система оплаты труда, основанная на дифференциации заработной платы работников различных категорий на основании тарифной сетки и базовой ставки;

•коэффициент тарифного разряда — величина, отражающая межразрядную дифференциацию при исчислении размеров окладов работников, определяемая как отношение коэффициентов второго и последующих тарифных разрядов к коэффициенту первого тарифного разряда;

•кратный размер базовой ставки — величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации рабочих при выполнении работ, не тарифицируемых тарифными разрядами.

В подпункте 16.1 п. 16 Указа № 27 содержится поручение Правительству Республики Беларусь установить до 1 марта 2019 г. и ввести с 1 января 2020 г.:

•18-разрядную тарифную сетку с распределением категорий работников по профессионально-квалификационным группам и диапазонам тарифных разрядов, определив в ней межразрядную дифференциацию коэффициентов тарифных разрядов в среднем не менее 6%;

•размер базовой ставки.

Во исполнение указанной нормы постановлением № 138 для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, постановлением № 138 установлена базовая ставка в размере 180 рублей, а также утверждена тарифная сетка.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист


Об изменении порядка приостановления (запрета) деятельности проверяемых субъектов

В связи с изданием Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее — Указ № 376) изменились подходы к принятию контролирующими (надзорными) органами мер, направленных на устранение нарушений законодательства Республики Беларусь, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий. В частности, изменения затронули порядок приостановления (запрета) деятельности проверяемых субъектов.

Вместо предписания — предложение

До вступления в силу Указа № 376 контролирующие (надзорные) органы были наделены полномочием по вынесению требования (предписания) о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств в случае выявления нарушений законодательства Республики Беларусь, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде. Такие требования (предписания) вступали в силу с момента их получения проверяемыми субъектами. Проверяемые субъекты, в свою очередь, должны были письменно проинформировать контролирующий (надзорный) орган об устранении нарушений в сроки, установленные в требовании (предписании).

<...>

Ирина РУЗОВА,
главный советник отдела конституционного права управления конституционного и международного права НЦЗПИ


Авторское право и смежные права: изменения в законодательстве


Вознаграждение за частное копирование

Существенные изменения претерпели нормы Закона Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон № 262-З), посвященные сбору вознаграждения за частное копирование. Норма о том, что за осуществляемое в личных целях воспроизведение аудиовизуальных произведений, а также произведений, воплощенных в фонограммах, автор или иные правообладатели, исполнители и производители фонограмм вправе получать вознаграждение компенсационного характера, выплачиваемое производителями и импортерами оборудования и материальных носителей, обычно используемых для такого воспроизведения, существует в отечественном законодательстве с момента принятия самого первого закона «Об авторском праве и смежных правах». При этом несмотря на то, что в нашей стране уже несколько лет существует организация, получившая государственную аккредитацию на сбор данного вознаграждения, практическая деятельность в данной сфере не осуществляется. Во многом причиной тому являются недостатки норм действующей редакции ст. 35 Закона № 262-З — к числу таковых следует отнести недостаточно четкое определение круга субъектов, управомоченных на получение вознаграждения, а также отсутствие нормы, наделяющей Правительство Республики Беларусь или республиканский орган государственного управления правом определять перечень оборудования и материальных носителей, производители и импортеры которого обязаны выплачивать указанное вознаграждение.

Что меняется в данной сфере?

Во-первых, уточняется круг лиц, в пользу которых осуществляется сбор вознаграждения. Круг объектов авторского права и смежных прав, за воспроизведение которых в личных целях выплачивается вознаграждение, остался неизменным: аудиовизуальные произведения, произведения и исполнения, воплощенные в фонограммах, а также сами фонограммы. В качестве получателей вознаграждения названы лица, обладающие исключительными правами на такие произведения, исполнения и фонограммы, тем самым исключается возможность двоякого толкования, что наиболее актуально в отношении аудиовизуальных произведений, где субъектом, в пользу которого должно выплачиваться вознаграждение, выступают не авторы фильма, а его продюсер (киностудия).

<...>

Сергей ЛОСЕВ,
кандидат юридических наук, доцент


Распределение расходов по содержанию общего имущества совместного домовладения в новой редакции ЖК


Новая редакция Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее — ЖК), принятая Законом Республики Беларусь от 4 мая 2019 г. № 185-З «Об изменении законов по вопросам правового регулирования жилищных отношений», в некоторой степени по-новому регулирует вопросы распределения расходов по эксплуатации общего имущества среди участников совместного домовладения.

Рассмотрим, насколько оправданны эти новые подходы.

Что является расходами?

Еще раз напомним, что совместное домовладение возникает с момента возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся в нескольких одноквартирных, блокированных жилых домах, иных капитальных строениях (зданиях, сооружениях), расположенных на смежных земельных участках, или в одном многоквартирном жилом доме, ином капитальном строении (здании, сооружении), расположенных на одной придомовой территории, у двух и более собственников (участников совместного домовладения) (п. 1 ст. 146 новой редакции ЖК). Ранее мы уже говорили о том, что в Республике Беларусь доля совместного домовладения в многоквартирном жилищном фонде составляет свыше 90% — это многоэтажные жилые дома советских времен, где совместное домовладение возникло в процессе приватизации жилья, это товарищества собственников (ТС) и, вопреки всякой логике, жилищные потребительские кооперативы (ЖПК).

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист


Об отмене лицензирования отдельных видов деятельности и других новациях в сфере лицензирования

Президент Республики Беларусь подписал Указ от 2 сентября 2019 г. № 326 «О совершенствовании лицензирования» (далее — Указ № 326), которым в том числе внесены изменения в Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450. Документ упрощает некоторые процедуры и снимает ряд ограничений в лицензировании.

Определены принципы

Пунктом 1 Указа № 326 установлено, что лицензирование отдельных видов предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется исключительно в целях обеспечения защиты государственных и общественных интересов, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, окружающей среды при условии, что данные цели не могут быть достигнуты иным образом, кроме лицензирования. В качестве основных в Указе № 326 названы принципы:

•определения перечня лицензируемых видов деятельности, работ и услуг, их составляющих, исключительно исходя из необходимости достижения заявленных целей;

•определения исчерпывающего перечня предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам требований и условий с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности;

•самостоятельности лицензирующих органов в принятии решений по вопросам лицензирования, в том числе в процессе осуществления контроля над деятельностью лицензиатов;

•недопустимости приостановления и прекращения действия лицензии за незначительные нарушения и формальные проступки;

•недопустимости взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и порядке, установленных законодательством, а также расходов, связанных с проведением экспертизы;

•максимального использования информационных технологий в процессе взаимодействия лицензирующих органов, соискателей лицензий и лицензиатов;

•открытости и доступности информации о порядке лицензирования, в том числе о предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам требованиях и условиях, а также о субъектах, отвечающих таким требованиям и условиям и получивших лицензии.

<...>

Эвелина ДУБОВИК,
управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Юридическая компания «Соломон», старший преподаватель юридического факультета Белорусского государственного университета


Справочная информация

Калькулятор «Расчет суммы аванса на командировочные расходы» с 7 сентября 2019 г.

С 1 ноября обновлены размеры:

•бюджета прожиточного минимума;

•минимальные потребительские бюджеты;

•размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей.



Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку