+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by:Мониторинг аналитики за 21 — 27 сентября 2019 г.

Новости для секретаря

Registr.by:Мониторинг аналитики за 21 — 27 сентября 2019 г.

28.09.2019 20:33:27

Мониторинг аналитики за 21 — 27 сентября 2019 г.


Учитываются ли в составе прочих нормируемых затрат отчисления в ФСЗН с отпускных?


Вопрос. Учитываются ли в составе прочих нормируемых затрат отчисления в ФСЗН, полученные в результате обложения налогом суммы оплаты дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день?

Ответ. Нет, не учитываются.

Согласно ст. 158 Трудового кодекса Республики Беларусь работникам с ненормированным рабочим днем наниматель устанавливает дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью до семи календарных дней. Порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска определяются коллективным или трудовым договором, нанимателем, а в отношении работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, — постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2008 г. № 408 «О предоставлении дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день».

В соответствии с п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета).

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

нормируемые затраты.

В подпункте 1.7 п. 1 ст. 171 НК определено, что в число нормируемых затрат входят помимо конкретно определенных затрат также и прочие затраты, в числе которых поименована и оплата дополнительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательством Республики Беларусь (абз. 7-й подп. 2.1 п. 2 ст. 171 НК). Таким образом, начисленная сумма оплаты дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день в целях исчисления налога на прибыль относится к прочим нормируемым затратам (подп. 1.1 п. 1 письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 апреля 2019 г. № 2-2-10/00861 «Об учете при налогообложении дополнительных отпусков»).

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор


Как организации установить методологию оценки эффективности хеджирования


Вопрос. В соответствии с Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Финансовые инструменты», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 74 (далее — Национальный стандарт № 74), для принятия решений о порядке отражения в бухгалтерском учете операций хеджирования необходимо определять эффективность хеджирования.

Возможно ли организации самой установить методологию оценки эффективности хеджирования? Как рассчитать показатель эффективности хеджирования?

Ответ. Порядок расчета эффективности хеджирования должен определяться самой организацией. Этот порядок подлежит документальному оформлению. Коэффициент эффективности хеджирования может быть определен как отношение суммы изменения справедливой стоимости инструмента хеджирования или генерируемых объектом хеджирования будущих денежных потоков к сумме изменения справедливой стоимости объекта хеджирования или генерируемых инструментом хеджирования будущих денежных потоков.

Согласно п. 31 Национального стандарта № 74 отношения хеджирования принимаются к бухгалтерскому учету организации при одновременном выполнении следующих условий:

отношения хеджирования на дату совершения хеджируемой сделки или первой из хеджируемых сделок (в случае заключения нескольких хеджируемых сделок в рамках одной операции хеджирования) документально оформлены с указанием цели управления рисками и стратегии осуществления хеджирования, объекта и инструмента хеджирования, характера хеджируемого риска, даты (дат) и цены (цен) сделки (сделок) с инструментом хеджирования и объектом хеджирования, порядка расчета эффективности хеджирования;

эффективность хеджирования на каждую отчетную дату в течение периода хеджирования может быть достоверно определена;

хеджирование является высокоэффективным для каждого конкретного отношения хеджирования;

хеджируемая прогнозируемая сделка (при хеджировании будущих денежных потоков) является высоковероятной.

<...>

Сергей КОРОТАЕВ,
директор закрытого акционерного общества «АудитКонсульт»


Внесены изменения в Хозяйственный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы


13 августа 2019 г. вступили в силу изменения и дополнения в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее — ХПК). Законом Республики Беларусь от 17 июля 2019 г. № 233-З «Об изменении кодексов» изменения внесены также в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее — ГПК) в части обеспечения права на судебную защиту заинтересованных лиц, права и законные интересы которых могут затрагиваться определением о судебном приказе.

В пояснении указывается, что в правоприменительной практике встречаются случаи, когда суды общей юрисдикции в рамках приказного производства выносят определения о судебном приказе без всестороннего и полного рассмотрения дела, в то время как имеются спор о праве и широкий круг заинтересованных в исходе дела лиц, которые должны участвовать в деле и излагать свою позицию. Однако лица, права и законные интересы которых затрагиваются определением о судебном приказе, в настоящее время лишены возможности судебной защиты своих прав и законных интересов, поскольку в ГПК и ХПК отсутствуют нормы, закрепляющие такое право.

Однако если определение о судебном приказе затрагивает права и законные интересы других лиц, влечет для них определенные обязанности, то этим лицам в силу принципа состязательности и равенства сторон в процессе должны быть обеспечены процессуальные гарантии защиты их прав и законных интересов в приказном производстве на равноправной основе с должником. Отсутствие у таких лиц соответствующих процессуальных средств и способов защиты своих прав и законных интересов в приказном производстве существенно ограничивает их конституционное право на судебную защиту, не согласуется с принципами судопроизводства, не обеспечивает справедливость судебного постановления, в результате чего не позволяет рассматривать судебную процедуру в приказном производстве в качестве эффективного средства правовой защиты.

<...>

Дина КАРЦЕВИЧ,
экономист


Порядок и сроки направления решения о взыскании таможенных платежей


В Республике Беларусь планомерно проводится работа по приведению национального законодательства в соответствие с требованиями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС). В связи с этим разрабатываются и вводятся в действие различные нормативные правовые акты. Одним из них является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2019 г. № 406 «О мерах по реализации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (далее — постановление № 406).

Данным документом утверждено Положение о порядке и сроках направления плательщику, а также лицу (лицам), несущему (несущим) с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, порядке и сроках выполнения предусмотренных в этом решении требований (далее — Положение). Положение разработано с учетом требований п. 3 ст. 55 и п. 3 ст. 73 ТК ЕАЭС.

Так, ТК ЕАЭС установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств — членов ЕАЭС, направляет уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей:

плательщику таможенных платежей;

лицам, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных платежей.

Уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей направляется (вручается) плательщику, иному обязанному лицу в форме решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней или решения по акту таможенной проверки (п. 4 приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 490 «О таможенном регулировании») (далее — Указ № 490).

<...>

Людмила ДРОЗД,
эксперт по вопросам обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей


Уточнен порядок обеспечения работников СИЗ


Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2019 г. № 30 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209» в новой редакции изложена Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209 (далее — Инструкция № 209). Новая редакция вступила в силу с 25 августа 2019 г.

Нельзя сказать, что предусмотрены существенные изменения в порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ), тем не менее некоторые изменения стоит рассмотреть подробнее.

В новой редакции раскрыты понятия вредных и опасных условий труда. Ранее в Инструкции № 209 данных понятий не было. Их определения до внесения изменений содержались в п. 8 Санитарных норм и правил «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 211.

Вредными условиями труда считаются условия труда, при которых воздействие на работника вредных производственных факторов не исключено даже при соблюдении установленных требований безопасности либо уровни воздействия вредных производственных факторов превышают установленные нормативы. Опасные условия труда — это условия труда, при которых воздействие на работника опасных производственных факторов не исключено даже при соблюдении установленных требований безопасности, что при определенных условиях может привести к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья либо смерти работника (абз. 2-й и 9-й п. 2 Инструкции № 209).

В новой редакции приведен термин «дежурные средства индивидуальной защиты» — это СИЗ, предусмотренные для коллективного пользования и выдаваемые работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предназначены, или закрепляемые за определенными рабочими местами и передаваемые от одной смены другой (абз. 3-й п. 2 Инструкции № 209).

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор


Урегулирован вопрос применения норм расхода топлива в области транспортной деятельности


Поставлена точка в дискуссиях о признании сверхнормативными норм расхода топлива.

Напомним, с 1 января 2019 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК). Некоторые из изменений носили уточняющий характер. В отношении норм расхода топлива в области транспортной деятельности теперь следует руководствоваться подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК, согласно которому к нормируемым затратам относятся затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых — в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными.

Согласно п. 6 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 141, в отношении транспортных средств нормы расхода топлива устанавливаются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

При этом руководитель организации имеет право только понижать нормы расхода топлива, установленные Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

В случае приобретения новой модели (модификации) автомобильного транспорта, для которой отсутствует разработанная Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь норма расхода топлива, организация применяет временную норму либо при наличии письменного подтверждения завода-изготовителя о том, что у данной модификации транспортного средства нет конструктивных отличий от соответствующей модели автомобиля, влияющих на расход топлива, — норму расхода топлива на соответствующую модель транспортного средства.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук


Изъятие учредителем имущества унитарного предприятия


В соответствии с п. 2 ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) право собственности или иное вещное право на имущество унитарных предприятий имеют их учредители.

Статьей 210 ГК предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов) либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения (п. 2 ст. 113 ГК).

Вопросы приобретения и прекращения права хозяйственного ведения регламентируются, в частности, ст. 280 ГК.

Согласно п. 2 ст. 280 ГК плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием, учреждением или государственным объединением по договорам или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для приобретения права собственности. Право собственности на эти плоды, продукцию, доходы и имущество приобретает собственник имущества указанных юридических лиц.

Согласно п. 3 ст. 280 ГК право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия, учреждения или государственного объединения по решению собственника.

<...>

Сергей КОРОТАЕВ,
директор закрытого акционерного общества «АудитКонсульт»


Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку