+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: Мониторинг аналитики за 3 — 9 августа 2019 г.

Новости для секретаря

Registr.by: Мониторинг аналитики за 3 — 9 августа 2019 г.

10.08.2019 21:15:00

Учет курсовых и суммовых разниц в 2019 г.


Согласно ст. 298 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах («специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая оплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством Республики Беларусь или соглашением сторон.

На основании данной нормы ГК многие организации предусматривают в договорах с контрагентами, что денежное обязательство подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте.

В последнее время произошли изменения в порядке бухгалтерского учета хозяйственных операций по таким договорам, и организации зачастую сталкиваются с трудностями в определении случаев возникновения курсовых и суммовых разниц.

Напомним, что новые подходы к бухгалтерскому учету рассматриваемых хозяйственных операций применяются еще с 1 января 2018 г. и связаны с принятием постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 10 августа 2017 г. № 23 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета курсовых разниц» (далее — постановление № 23), которое внесло определенные изменения в порядок бухгалтерского учета хозяйственных операций по договорам, в которых сумма обязательств выражена в официальной денежной единице Республики Беларусь в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте.

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общество с ограниченной ответственностью «АудитИнком»


Исполнение налогового обязательства и (или) уплата пеней: обеспечивает плательщик


С 18 мая текущего года вступило в силу постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 19 апреля 2019 г. № 20 «Об обеспечении исполнения налогового обязательства и (или) уплаты пеней и документах, применяемых таможенными органами» (далее — постановление № 20), подготовленное на основании отдельных положений Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК).

В частности, редакция НК, вступившая в силу 1 января 2019 г., предоставила возможность плательщику налогов, сборов (пошлин) обеспечить исполнение имеющегося у него неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней способами, определенными п. 1.4 1.6 п. 1 ст. 54 НК. К таким способам относятся залог имущества, поручительство, банковская гарантия.

Исходя из терминологии, используемой в НК, налоговым обязательством признается обязанность плательщика при наличии обстоятельств, установленных налоговым или таможенным законодательством Республики Беларусь, уплатить налог, сбор (пошлину). Налоговое обязательство, возникшее на основании таможенного законодательства Республики Беларусь, прекращается его исполнением либо с возникновением обстоятельств, с которыми такое законодательство связывают прекращение налогового обязательства по данному налогу, сбору (пошлине). Под исполнением налогового обязательства понимается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины).

Поэтому до уплаты налогов, сборов (пошлин) у плательщика на основании п. 3 ст. 54 НК появилось право обеспечить их уплату. Плательщик может обеспечить исполнение налогового обязательства и (или) уплату пеней одним или несколькими из способов, определенных подп. 1.4 — 1.6 п. 1 ст. 54 НК, по его выбору. Такое обеспечение предоставляется на срок, указанный в договоре о залоге имущества, договоре поручительства или банковской гарантии, но не более чем на три месяца со дня предоставления плательщиком указанных способов.

<...>

Людмила ДРОЗД,
эксперт по вопросам обеспечения исполнения налогового обязательства


Освобождение от НДС при использовании труда инвалидов


Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь на своем официальном сайте опубликовало письмо от 17 июня 2019 г. № 2-1-9/01371 «Об освобождении от НДС организаций, использующих труд инвалидов». Согласно документу к операциям, признаваемыми объектами обложения налогом на добавленную стоимость, относятся:

обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее — НК);

ввоз товаров на территорию Республики Беларусь и (или) иные обстоятельства, с наличием которых НК и (или) акты Президента Республики Беларусь, таможенное законодательство Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь, составляющие право Евразийского экономического союза, связывают возникновение обязанности по уплате налога на добавленную стоимость (подп. 1.2 п. 1 ст. 115 НК).

Согласно подп. 1.16 п. 1 ст. 118 НК от налогообложения освобождены обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг) плательщиками, использующими труд инвалидов, если численность инвалидов у них в среднем за период составляет не менее 50% численности работников в среднем за этот же период (далее — организации, использующие труд инвалидов). Освобождение от налога на добавленную стоимость также распространяется на всех плательщиков, реализующих товары, приобретенные у организаций, использующих труд инвалидов. Основанием для применения покупателем освобождения от налога на добавленную стоимость служит указанная продавцом в первичных учетных документах, применяемых при отгрузке товаров, запись «Освобождение согласно подп. 1.16 п. 1 ст. 118 НК». Иными словами, данная льгота является сквозной. Освобождение от налога на добавленную стоимость при реализации применяют не только организации, использующие труд инвалидов, но и плательщики, которые приобрели товары у них для дальнейшей реализации.

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор


Заработную плату выплачиваем в срок


В связи со вступлением в силу с 1 июня 2019 г. постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 117 «Об утверждении Инструкции о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами» произошли некоторые изменения в порядке выплаты заработной платы, если срок ее выплаты приходится на выходной либо праздничный день.

Срок выплаты заработной платы — это конкретные дни (даты) ее выплаты. Срок выплаты заработной платы не может определяться периодом.

Конкретные дни (даты) выплаты заработной платы законодательством Республики Беларусь не установлены. Право их установления предоставлено нанимателю. Наниматель обязан выдавать работникам заработную плату в сроки и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь, коллективным договором, соглашением или трудовым договором, такая норма предусмотрена ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК). В соответствии со ст. 73 ТК заработная плата выплачивается не реже двух раз в месяц в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре. Для некоторых категорий работников законодательство Республики Беларусь может определять другие сроки.

При совпадении сроков выплаты заработной платы с выходными днями (ст. 136 ТК) или государственными праздниками и праздничными днями (ч. 1-я ст. 147 ТК) выплата заработной платы должна производиться накануне. Средний заработок за время трудового отпуска по общему правилу выплачивается не позднее чем за два дня до начала отпуска, а работнику, работающему по контракту, — не позднее чем за один день до начала трудового отпуска (ст. 176 ТК).

Необходимо отметить, что такие же требования предусмотрены Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет № 29). Кроме того, подп. 2.1 п. 2 Декрета № 29 предусмотрена выплата заработной платы не реже одного раза в месяц в дни, определенные коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом).

<...>

Снежана КЛЕВАНОВИЧ,
главный бухгалтер Белорусского государственного экономического университета


Расчет среднего заработка при разделении отпуска на части и в некоторых других ситуациях


Пунктом 7 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47 (далее — Инструкция), установлено, что при разделении трудового отпуска на части исчисление среднего заработка осуществляется для каждой части трудового отпуска в порядке, установленном Инструкцией.

Пример 1

Работнику в мае 2019 года предоставляется часть трудового отпуска в размере 14 календарных дней, а в августе 2019 года — вторая его часть — 10 календарных дней. Для исчисления среднего заработка, сохраняемого за работником за 14 календарных дней трудового отпуска, будет приниматься период с мая 2018 года по апрель 2019 года, а за оставшиеся 10 календарных дней — с августа 2018 года по июль 2019 года.

Отзыв работника из отпуска и перенос части отпуска

Согласно п. 8 Инструкции в случаях отзыва работника из трудового отпуска и переноса неиспользованной его части на другой период сумма выплаченного среднего заработка, приходящаяся на неиспользованные дни трудового отпуска, засчитывается в счет начисленной заработной платы за выполненную работу или отработанное время. Для оплаты дней неиспользованной части трудового отпуска средний заработок исчисляется в порядке, установленном Инструкцией.

<...>

Елена ГАДЛЕВСКАЯ,
юрист


Расчет зарплаты при работе в выходные дни


Вопрос. Как рассчитать заработную плату работника, если в марте 2019 года при пятидневной рабочей неделе им отработано 22 дня (по производственному календарю — 20 дней), а в апреле — 20 дней (по производственному календарю — 22 дня)?

При этом в апреле работнику предоставлены отгулы за работу в марте. Заработная плата рассчитывается исходя из тарифного оклада. В организации установлена пятидневная рабочая неделя.

Ответ. Поскольку в марте по производственному календарю определено 20 рабочих дней, а, как следует из вопроса, работник отработал 22 дня, то возможно предположить, что он работал в выходные дни. Исходя из этого, будем давать ответ на поставленный вопрос.

Всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе предоставляются два выходных дня каждую календарную неделю (ч. 1-я и 2-я ст. 136 Трудового кодекса Республики Беларусь) (далее — ТК). Работа в выходные дни допускается по предложению нанимателя и только с согласия работника или по инициативе работника с согласия нанимателя, за исключением случаев, предусмотренных ст. 143 ТК (ч. 1-я ст. 142 ТК). Ответ на вопрос будем строить исходя из того, что работник привлекался к работе в выходной день со своего согласия.

За каждый час работы в выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, производится доплата:

работникам со сдельной оплатой труда — не ниже сдельных расценок;

работникам с повременной оплатой труда — не ниже часовых тарифных ставок (окладов).

При этом доплата производится за фактически отработанные в выходные дни часы.

Порядок определения часовых тарифных ставок (окладов) для расчета доплаты за работу в выходной день работникам коммерческих организаций находится в компетенции нанимателя. Возможен вариант расчета часовой тарифной ставки исходя из месячного тарифного оклада и месячной нормы рабочего времени или исходя из месячного тарифного оклада и среднемесячной нормы рабочего времени с учетом устанавливаемой ежегодно расчетной нормы рабочего времени. Выбранный порядок закрепляется в локальных нормативных правовых актах.

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор


Особенности оплаты труда руководителей организаций


Частью 5-й ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) определено, что заработная плата работников максимальными размерами не ограничивается. Несмотря на то что руководитель организации является не только уполномоченным должностным лицом нанимателя, но и работником (абз. 7-й, 8-й ч. 1-й ст. 1 ТК), в отношении оплаты труда руководителей имеются определенные особенности и ограничения, установленные законодательством Республики Беларусь.

Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 2013 г. № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности» (далее — Положение № 597 и постановление № 597 соответственно), определяются условия оплаты труда руководителей государственных организаций (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более пятидесяти процентов (далее — государственные организации).

По порядку же оплаты руководителей частной формы собственности отдельного нормативного документа нет, следовательно, согласно абз. 8-му ч. 2-й ст. 19, ч. 1-й ст. 63, ст. 64 ТК размеры оплаты труда руководителя частной организации, его заместителей определяются по соглашению сторон при заключении трудового договора. Иными словами, самостоятельно. Также в трудовых договорах (контрактах) руководителей могут быть предусмотрены персональные условия оплаты труда (ч. 2-я п. 11 Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 июля 2011 г. № 67).

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор


О возмещении расходов на жилье в командировках


В связи с переходом на новый подход при компенсации расходов по найму жилого помещения, а именно нормирование расходов по количеству календарных дней нахождения по месту командировки без необходимости предоставления подтверждающих документов, на практике возникают вопросы по подсчету таких дней.

Основной сложностью является привычка подсчитывать количество ночей, а не календарных дней командировки. Например, если работник командирован на 2 календарных дня из Минска в Москву (на самолете) с 22 по 23 апреля, некоторые работники по аналогии с бронированием отелей считают количество ночей и получают 1 день, но в Положении о служебных командировках, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках» (далее — Положение о служебных командировках), предусмотрено, что учитываются дни прибытия и убытия из места командировки, поэтому надо считать 2 календарных дня.

Правило 1. При однодневных командировках в пределах Республики Беларусь нет компенсации (возмещения) расходов по найму жилого помещения, за границу — есть (1 день) независимо от того, была ли ночевка.

Согласно ч. 6-й п. 15 Положения о служебных командировках при ежедневном возвращении командированного работника к месту жительства, а также при однодневных командировках в пределах Республики Беларусь возмещение расходов по найму жилого помещения не производится.

Если же это однодневная служебная командировка за границу, то независимо от того, воспользовался работник наймом жилого помещения или нет, ему положено возмещение расходов по найму жилья.

<...>

Владимир САМОСЕЙКО,
юрист


Привлечение к сверхурочной работе


Согласно ст. 110 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности. К рабочему относится также время работы, выполненной по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа, работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни).

В свою очередь, ч. 1-й ст. 119 ТК установлено, что сверхурочной считается работа, выполненная работником по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, предусмотренной правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работы (сменности).

В соответствии с ч. 2-й ст. 119 ТК не признается сверхурочной работа, выполненная сверх установленной продолжительности рабочего времени:

1) по инициативе самого работника без предложения, распоряжения или с ведома нанимателя;

2) работниками с неполным рабочим временем в пределах полного рабочего дня (смены), полной рабочей недели;

3) работниками по совместительству у того же нанимателя, а также у другого нанимателя сверх времени основной работы;

4) работниками-надомниками.

В соответствии с ч. 2-й ст. 120 ТК к сверхурочным работам не допускаются:

1) беременные женщины;

2) женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

3) работники моложе восемнадцати лет;

4) работники, получающие общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования в вечерней или заочной форме получения образования, профессионально-техническое образование, в дни учебных занятий;

5) освобожденные от сверхурочных работ в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии;

6) другие категории работников в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Обратите внимание!

Привлечение указанных выше категорий работников и их допуск к сверхурочной работе запрещены, даже если случай привлечения к таким работам относится к исключительным.

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор


Новое в проведении проверок


Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 апреля 2019 г. № 24 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами и установлении форм документов» (далее — постановление № 24), вступившим в силу 14 июня 2019 г., определены методы и способы проведения проверок налоговыми органами, которые должны применяться с указанной даты, а также утверждены новые формы документов, составляемых до и в ходе контрольных мероприятий и по их результатам.

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 88 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами» (далее — постановление № 88), которым такие методы и способы были установлены ранее, признано утратившим силу с той же даты, равно как и постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 95 «Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при осуществлении контроля за соблюдением законодательства» (далее — постановление № 95), которым были утверждены указанные формы «проверочных» документов. Эти формы теперь также не должны применяться налоговыми органами.

В первую очередь отметим, что в постановлении № 24 предусмотрено право проверяющих самостоятельно выбирать методы и способы проведения проверки, естественно, в пределах компетенции и полномочий налоговых органов и с учетом характера деятельности проверяемого субъекта и перечня вопросов, подлежащих проверке. При этом под методами и способами проведения проверок понимаются контрольные (проверочные) действия, мероприятия, приемы, выполняемые (используемые) проверяющими в ходе проверки в целях изучения указанных вопросов.

Что касается других терминов, используемых в постановлении № 24, то они применяются в значениях, установленных в Указе Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и Налоговом кодексе Республики Беларусь.

<...>

Наталья КОВАЛЕВА,
экономист

Заем работнику


В некоторых организациях в социальном пакете предусматривается право нанимателя осуществлять выдачу работникам организации займов, что предполагает отражение их на счетах бухгалтерского учета как хозяйственных операций. Как учесть такие расходы для целей бухгалтерского и налогового учета — рассмотрим далее.

Какие займы может выдать наниматель работнику?

Согласно п. 1 ст. 760 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) договор займа представляет собой сделку, по которой одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Соответствующим договором может быть предусмотрено использование заемщиком полученных средств на определенные цели (целевой заем).

Договор займа должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законодательством Республики Беларусь размер базовой величины, а в случаях, когда заимодавцем является юридическое лицо, — независимо от суммы (п. 1 ст. 761 ГК).

Для различных целей используются различные классификационные признаки выдаваемых работникам займов.

На практике различают:

денежный заем — выдача осуществляется в наличной либо безналичной формах, что предусмотрено ст. 231 Банковского кодекса Республики Беларусь и п. 4 Инструкции о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 117;

товарный заем — выдача осуществляется активами организации в неденежной форме (сырьем, материалами, полуфабрикатами собственного производства, готовой продукцией и др.).

Такая классификация влияет на налогообложение в части налога на добавленную стоимость и акцизов. Кроме того, она может влиять на обложение налогом на прибыль, если возникают разницы между учетной стоимостью переданного товарного займа и стоимостью возвращенного в его погашение.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку