+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 20 — 26 июля 2019 г.

Новости для секретаря

Registr.by: мониторинг аналитики за 20 — 26 июля 2019 г.

27.07.2019 20:00:00

Мониторинг аналитики за 20 — 26 июля 2019 г.

Бухгалтерский учет безвозмездной помощи при безвозмездном получении основных средств, нематериальных активов в коммерческих организациях


Порядок бухгалтерского учета безвозмездной помощи при безвозмездном получении основных средств, нематериальных активов в коммерческих организациях определяет постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 112 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету государственной поддержки, Инструкции по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета» (далее — постановление № 112).

Постановлением № 112 утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи (далее — Инструкция № 112).

Инструкция № 112 определяет порядок формирования в бухгалтерском учете информации о полученной от других лиц международной технической помощи, иностранной безвозмездной помощи, безвозмездной (спонсорской) помощи в коммерческих организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций) и некоммерческих организациях (за исключением бюджетных организаций) (п. 1 Инструкции № 112).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»


Особенности учета ОС в условиях аренды, лизинга и безвозмездного пользования


Белорусское законодательство по бухгалтерскому учету содержит практически исчерпывающую информацию о порядке учета имущества, передаваемого (получаемого) в лизинг, и взаимоотношениях сторон при этом. То же самое можно было бы сказать и об учете арендных отношений, если бы между этими двумя понятиями (лизингом и арендой) в бухгалтерском учете ставился знак равенства. А поскольку между лизингом и арендой равенства нет, то бухгалтеру ввиду отсутствия отдельного нормативного правового акта по учету арендных отношений приходится пользоваться тем, что есть.

При этом в законодательстве Республики Беларусь не только может отсутствовать тот или иной способ ведения бухгалтерского учета — эти способы в разных законодательных актах могут трактоваться двояко.

Приведем пример.

1. В соответствии с п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 26 (далее — Инструкция № 26), основные средства, полученные в безвозмездное пользование, в аренду (за исключением финансовой аренды (лизинга) в соответствии с законодательством Республики Беларусь), учитываются на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

2. В пункте 6 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 (далее — Инструкция № 50), сказано, что счет 01 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, а также полученных в финансовую аренду (лизинг), доверительное управление.

3. Пункт 79 Инструкции № 50 свидетельствует о том, что забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств, полученных в аренду, в безвозмездное пользование.

4. Согласно п. 88 Инструкции № 50 забалансовый счет 011 «Основные средства, сданные в аренду» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств, сданных в аренду, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь они учитываются на балансе арендатора.

<...>

Василий ПАСЕВИЧ,
аудитор


Изменения в правилах продажи некоторой продукции


Торговля табачными изделиями и электронными системами курения Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 287 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам розничной торговли» (далее — постановление № 287) урегулирован ряд вопросов розничной торговли табачными изделиями, электронными системами курения, жидкостями для электронных систем курения, системами для потребления табака.

Такие изменения вызваны приведением законодательства Республики Беларусь в соответствие со вступающим в силу с 27 июля 2019 г. Декретом Президента Республики Беларусь от 24 января 2019 г. № 2 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь» (далее — Декрет № 2).

Декретом № 2 в новой редакции изложен Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий», его действие распространено не только на производство, оборот и потребление табачного сырья и табачных изделий, но и на производство, оборот и использование электронных систем курения, жидкостей для электронных систем курения, систем для потребления табака.

<...>

Яна ГЛИНСКАЯ,
экономист


Строительному кодексу быть


В статье рассмотрены объективные предпосылки для подготовки и принятия кодифицированного нормативного правового акта, комплексно и системно регулирующего общественные отношения в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Делается анализ международных, иностранных и национальных правовых источников, на базе которых может быть разработан проект строительного кодекса Республики Беларусь (проект кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности). Учитываются уже имеющиеся международные обязательства нашего государства в данной области. Приводятся отдельные противоречия и недостатки в современном правовом регулировании всего комплекса общественных отношений в данной сфере и отдельных его элементов (учет общественного мнения, правовой статус застройщика и т.п.). Указывается на многочисленную судебную практику по строительным конфликтам и спорам. Вносятся отдельные предложения о структуре проекта строительного кодекса.

<...>

Виктор КАМЕНКОВ,
заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, старший научный сотрудник Южно-Уральского государственного университета, доктор юридических наук, профессор
Наталья БОНДАРЕНКО,
доктор юридических наук, профессор, проректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь


Отзыв вахтовика со строительного объекта


При выполнении работ на строительном объекте могут возникнуть ситуации, в связи с которыми работы необходимо приостановить или остановить полностью.

Рассмотрим алгоритм действий нанимателя при необходимости отзыва со строительного объекта работника, выполняющего работу вахтовым методом, при отсутствии другой работы.

Данный алгоритм будет состоять из следующих шагов:

1. Предлагаем работнику либо отпуск без сохранения или с частичным сохранением заработной платы в соответствии со ст. 191 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), либо часть трудового отпуска вместо отпуска без сохранения заработной платы (ст. 192 ТК).

2. В случае получения согласия работника оформляем приказ о предоставлении отпуска и об отзыве с места выполнения работ вахтовым методом.

3. В случае отказа работника от предоставления ему одного из перечисленных в п. 1 отпусков приказом оформляем простой по вине нанимателя и отзыв работника с места выполнения работ вахтовым методом.

Рассмотрим действия нанимателя в такой ситуации более подробно.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист


Как учесть услуги визового центра


Ситуация. Организация, расположенная в одном из районных центров Витебской области, регулярно направляет работников в командировку в Литву в производственных целях. Для получения шенгенских виз работники воспользовались с согласия нанимателя услугой визового центра, уплатив сервисный сбор (для этого организация направила работников в командировку в г. Минск). Были оплачены также курьерские услуги визового центра, поскольку организации было выгоднее воспользоваться услугами курьера, чем направить работника в г. Минск для получения паспортов.

Рассмотрим следующие вопросы:

— на какие счета бухгалтерского учета относятся расходы по оплате услуг визового центра;

— можно ли данные расходы, произведенные с ведома нанимателя, учесть при налогообложении прибыли;

— облагаются ли они обязательными страховыми взносами в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — бюджет ФСЗН) и страховыми взносами по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее — Белгосстрах)?

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»


Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 16 июля 2019 г. № 4


Декретом Президента Республики Беларусь от 16 июля 2019 г. № 4 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь» (далее — Декрет № 4) внесены изменения в ряд декретов главы государства.

В частности, с 1 августа 2019 г. Декретом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 16 «О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему» субъектам хозяйствования при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров будет предоставляться не рассрочка, а отсрочка уплаты налога на добавленную стоимость на срок не более шести месяцев.

Отсрочка в отношении технологического оборудования и запасных частей к нему будет предоставляться без взимания процентов и без обеспечения уплаты налога на добавленную стоимость.

Данное изменение не распространяется на товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, до вступления в силу указанного подпункта (17 июля 2019 г.).

Положением о Парке высоких технологий, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 (далее — Положение), предусмотрено, что у резидентов Парка высоких технологий облагаются налогом на прибыль по ставке девять процентов доходы в виде процентов за предоставление в пользование денежных средств. В соответствии с внесенными изменениями под ставку девять процентов попадут и проценты от размещения денежных средств во вклады (депозиты) (абз. 5-й ч. 4-й п. 28 Положения).

<...>

Александра РАКИТИНА,
эксперт по налогообложению


Оспаривание в суде государственной регистрации субъектов хозяйствования: о проблемных вопросах


Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 24 января 2013 г. № 2) (далее — Положение), а также Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК) позволяют оспорить государственную регистрацию субъекта хозяйствования в судебном порядке. Практика рассмотрения судами соответствующих дел выявила ряд сложных проблем, которые требуют самого тщательного научного осмысления.

В части 5-й п. 24 Положения закреплено, что «осуществление (неосуществление) регистрирующим органом государственной регистрации субъектов хозяйствования, внесение изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридических лиц, изменений в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей могут быть обжалованы в суде, рассматривающем экономические дела, в том числе лицами, чьи права и законные интересы нарушены в результате осуществления (неосуществления) государственной регистрации, в течение трех лет со дня осуществления (неосуществления) регистрирующим органом государственной регистрации».

В последующем Законом Республики Беларусь от 11 июля 2014 г. № 191-З норма о том, что осуществление регистрирующим органом государственной регистрации юридического лица, изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, может быть обжаловано в судебном порядке, была включена в п. 1 ст. 47 ГК (образовав содержание третьей части данного пункта).

<...>

Владимир СКОБЕЛЕВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса и трудового права Белорусского государственного университета, арбитр Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате.


Регулирование в области обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов


В январе 2019 года приняты два нормативных правовых акта в сфере государственного регулирования в области обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов и их безопасности для жизни и здоровья человека, которые вступили в силу с 29 января 2019 г.

Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2019 г. № 35 утверждено Положение о порядке изъятия, возврата, уничтожения, утилизации продовольственного сырья и пищевых продуктов, не соответствующих установленным требованиям к их качеству и безопасности (далее — Положение).

Данным Положением определяется порядок проведения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство и (или) оборот продовольственного сырья и пищевых продуктов (далее — пищевая продукция), изъятия, возврата, уничтожения, утилизации пищевой продукции, не соответствующей установленным требованиям к ее качеству и безопасности.

Требования к качеству и безопасности пищевой продукции определяются обязательными для исполнения нормами актов законодательства Республики Беларусь, международных договоров, а также международных правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза, включая технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического союза.

<...>

Александра РАКИТИНА,
экономист


Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку