+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 6 — 12 июля 2019 г.

Новости для секретаря

Registr.by: мониторинг аналитики за 6 — 12 июля 2019 г.

14.07.2019 12:20:00

Учет поступления основных средств, бывших в эксплуатации


Порядок бухгалтерского учета основных средств регулируется Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 26 (далее — Инструкция № 26).

Инструкцией № 26 установлено, что основные средства, бывшие в эксплуатации, как и любые другие объекты основных средств, принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости (стоимости, по которой актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства).

Основанием для оприходования является акт о приеме-передаче основных средств по форме согласно приложению 1 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. № 23 «Об установлении форм акта о приеме-передаче основных средств, акта о приеме-передаче нематериальных активов и утверждении Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов».

Акт о приеме-передаче основных средств заполняется организацией, передающей числящиеся в бухгалтерском учете объекты основных средств, и (или) организацией, принимающей к бухгалтерскому учету объекты основных средств.

Инструкцией № 26 установлено, что практически все объекты, предназначенные для использования в качестве основных средств, сначала приходуются по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» с кредита различных счетов. Ввод в эксплуатацию отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения в долгосрочные активы».

<...>

Василий ПАСЕВИЧ,
аудитор


Зарплатные налоги при выплате аванса


Вопрос. Согласно коллективному договору на предприятии установлены две даты выплаты заработной платы: 29-го числа текущего месяца перечисляется заработная плата за первую половину месяца (аванс), 15-го числа следующего месяца перечисляется заработная плата за вторую половину месяца.

Какие налоги необходимо уплачивать при выплате аванса?

Ответ. В соответствии с ч. 1-й ст. 73 Трудового кодекса Республики Беларусь выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц. Данное требование определено в отношении лиц, с которыми заключены трудовые договоры. Работникам, с которыми заключены контракты, заработная плата может выплачиваться не реже одного раза в месяц согласно ч. 1-й п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины». Конкретные сроки указываются нанимателем в коллективном и (или) трудовом договоре. Обычно эти даты приходятся на начало и середину месяца. Выплата аванса производится в середине месяца, а окончательный расчет по оплате труда за месяц — в начале следующего месяца.

Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 196 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) объектами обложения подоходным налогом с физических лиц признаются, в частности, доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь. Подпунктом 1.6 п. 1 ст. 197 НК определено, что к таким доходам относятся все виды вознаграждений за выполнение трудовых обязанностей. В соответствии с п. 1 ст. 214 НК суммы начисленной работникам заработной платы признаются объектами обложения подоходным налогом по ставке 13%.

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор


Порядок проведения рекламной акции


Одним из наиболее действенных способов повышения покупательской активности населения является проведение рекламных акций. С учетом нормы п. 4 Положения о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30 января 2003 г. № 51, рекламная акция — это проводимое в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) мероприятие, в процессе которого все его участники, выполнившие условия, установленные проводящей это мероприятие организацией или индивидуальным предпринимателем, а также представительством иностранной организации, получают одинаковые подарки.

Решение о проведении рекламной акции принимается розничной организацией самостоятельно и оформляется внутренними документами.

Следует иметь в виду, что порядок проведения рекламных акций на территории Республики Беларусь законодательно не установлен.

Разработка и утверждение порядка проведения рекламной акции (далее — порядок) осуществляется в форме единого документа, например Положения. Оно в последующем может дополняться другими внутренними документами, например приказом (решением, распоряжением) руководителя организации, основные положения которых закрепляются в учетной политике розничной организации.

В порядке, как правило, устанавливается регламент проведения рекламной акции, назначаются лица, ответственные за ее проведение (работники организации), и (или) определяются организации-рекламодатели. Кроме того, в нем приводится перечень материальных ценностей, которые передаются материально ответственному лицу (лицам) для проведения рекламной акции (рекламируемые товары, рекламные материалы и (или) образцы, подарки (призы), предназначенные для использования во время проведения акции, и т. д.).

<...>

Галина КОРЖЕНЕВСКАЯ,
кандидат экономических наук


Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2019 г. № 346 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1488»


Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2019 г. № 346 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1488» (далее — постановление № 346) осуществлена корректировка Положения о порядке исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную профессиональную пенсию, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1488 (далее — Положение и постановление № 1488).

Постановление № 346 принято на основании п. 3 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее — Закон № 322-З).

Внесенные постановлением № 346 дополнения п. 3 Положения устанавливают полномочия на подготовку органами государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь с участием уполномоченного представителя профсоюза заключения по результатам экспертизы условий труда для установления фактической занятости работника в условиях, предусмотренных Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (далее — Список № 1), Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (далее — Список № 2), утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25 мая 2005 г. № 536, перечнем текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах (далее — перечень), за периоды (период) работы после 1 января 2009 г., в течение которых по вине работодателя не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация).

В соответствии с п. 13 и 19 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253, аттестация считается завершенной, и ее результаты применяются со дня издания приказа нанимателя об утверждении результатов аттестации. Срок действия результатов аттестации составляет пять лет. Приказ об утверждении очередной аттестации должен быть издан в день, следующий за последним днем действия результатов предыдущей аттестации. Если день утверждения очередной аттестации приходится на нерабочий день, то приказ об ее утверждении должен быть издан в рабочий день, непосредственно предшествующий дню утверждения очередной аттестации.

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист


Привлечение работников к коллективной (бригадной) материальной ответственности

Трудовое законодательство Республики Беларусь предусматривает как индивидуальную, так и коллективную материальную ответственность работников. О порядке привлечения работников к индивидуальной материальной ответственности мы писали в № 10 нашего журнала. Сегодня рассмотрим коллективную (бригадную) материальную ответственность.

Порядок применения коллективной (бригадной) материальной ответственности регулируется главой 37 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), и особенно ст. 406 ТК. Согласно ч. 1-й ст. 406 ТК при совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника и заключить с ним договор о полной материальной ответственности, может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность.

Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 54 утверждены:

Положение о коллективной (бригадной) материальной ответственности (далее — Положение);

Примерный перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность (далее — Примерный перечень работ);

Примерный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности.

Субъектом материальной ответственности будет являться коллектив (бригада), причинивший ущерб нанимателю, а не конкретный работник.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист, специалист по трудовому законодательству


Санкции за нарушение условий договоров: налогообложение и учет


Вопрос. Организация получает от покупателей (заказчиков) в 2019 году доходы в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.

Имеет ли право организация предусмотреть в учетной политике для единообразного отражения в бухгалтерском учете, а также в налоговом учете (по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость) доходов в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров момент их признания (фактической реализации) — день получения санкций?

Ответ. Такого права у организации нет. Определять в учетной политике момент признания (фактической реализации) в отношении сумм санкций, причитающихся к получению, как день их получения возможно только в отношении налога на добавленную стоимость (далее — НДС) и налога на прибыль.

Налог на добавленную стоимость

Налоговая база увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению) в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров (подп. 4.2 п. 4 ст. 120 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее — НК).

Моментом фактической реализации в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу в соответствии с п. 4 ст. 120 НК, признается по выбору плательщика (за исключением банков) один из следующих дней:

•день их получения;

•день отражения этих сумм в бухгалтерском учете.

Выбранный плательщиком (за исключением банков) порядок определения момента фактической реализации отражается в учетной политике организации и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит (подп. 28.2 п. 28 ст. 121 НК).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»


Новые возможности для импортеров: меняется схема, но не валюта


Регулятором конкретизированы отдельные аспекты деятельности, связанной с исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями — резидентами Республики Беларусь валютного законодательства при реализации товаров, программных продуктов, а также выполнении работ, оказании услуг физическим лицам на территории Республики Беларусь с использованием электронных информационных систем (платежных платформ) нерезидентов, то есть, например, таких сервисов, как Booking, Uber и др.

Расчеты по импорту в Республике Беларусь довольно жестко регламентированы Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178), в соответствии с подп. 1.10 п. 1 которого при импорте расчеты по внешнеторговым договорам осуществляются только со счетов импортеров (в том числе со специального счета аккредитива), за исключением случаев, указанных в подп. 1.10 п. 1 Указа № 178, и в иных случаях в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь (далее — Национальный банк).

Пользуясь предоставленным правом, Национальный банк в подп. 1.7 п. 1 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 9 июля 2009 г. № 101 «О проведении внешнеторговых операций» установил дополнительные исключения из общего правила расчетов по импорту и дату проведения платежа по импорту.

Необходимо отметить, что в рамках расчетов по импорту совсем недавно совместным постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2019 г. № 212/5 «О некоторых вопросах проведения валютных операций» были даны определенные послабления индивидуальным предпринимателям в виде возможности использовать наличную иностранную валюту для расчетов за пределами Республики Беларусь по сделкам, предусматривающим импорт товаров.

<...>

Денис САФАРЕВИЧ,
Стефания КОЗЛОВСКАЯ


О совершенствовании законодательства Республики Беларусь об обращении с отходами


Издание Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7) повлекло необходимость изменения Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» (далее — Закон № 271-З).

В этой связи, а также в целях совершенствования законодательства Республики Беларусь об обращении с отходами с учетом практики правоприменения на основании проведенного анализа действующего законодательства Республики Беларусь, обращений юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, затрагивающих вопросы обращения с отходами, принят Закон Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 186-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» (далее — Закон № 186-З).

Нормы Закона № 271-З претерпели радикальные изменения, в частности можно отметить следующие положения, которые направлены на стимулирование максимального использования отходов, вовлечение их в гражданский оборот в качестве вторичного сырья, обеспечение экологической безопасности как составляющей национальной безопасности Республики Беларусь.

Так, нормами ст. 1 Закона № 186-З определяются особенности отчуждения отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (п. 4), разработки и утверждения государственных программ в области обращения с отходами (абз. 3-й п. 8, п. 16, абз. 2-й п. 32); конкретизируются полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области обращения с отходами (п. 7 9, 11 14), Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в области обращения с коммунальными отходами (п. 10), обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в области обращения с отходами (п. 19); уточняются требования к обращению с отходами (п. 20 24), меры по оказанию экономического стимулирования в области обращения с отходами (п. 15).

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист


Что делать, если работник при приеме на работу скрыл инвалидность?


Статьей 26 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) предусмотрено, что при заключении трудового договора с инвалидом наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю индивидуальную программу реабилитации инвалида (далее — ИПРИ). Иными словами, инвалид при приеме на работу должен проинформировать нанимателя о своем статусе (инвалида).

Наниматель, в свою очередь, обязан предоставить работнику-инвалиду соответствующие права и гарантии, установленные законодательством Республики Беларусь. При этом сразу отметим, что кроме ТК вопросы организации труда инвалидов, предоставления им прав и гарантий установлены следующими нормативными правовыми актами:

Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2009 г. № 48-З);

Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 422-З «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов»;

Инструкцией о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей–инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 октября 2007 г. № 97;

Инструкцией о порядке заполнения индивидуальной программы реабилитации инвалида, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 июля 2011 г. № 65;

Положением о порядке проведения медико-социальной экспертизы (экспертизы нарушения жизнедеятельности пациентов), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2014 г. № 1185;

Инструкцией по определению критериев степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 9 января 2004 г. № 1/1, и др.

<...>

Владимир САМОСЕЙКО,
юрист


О цифровых банковских технологиях


В Республике Беларусь активно развиваются сфера цифровых банковских технологий и цифровая экономика в целом. Свидетельством тому является принятие, например, таких нормативных правовых актов, как Указ Президента Республики Беларусь от 1 декабря 2015 г. № 478 «О развитии цифровых банковских технологий» (далее — Указ № 478) и Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее — Декрет № 8). Очередным нормативным правовым актом, недавно принятым в данной сфере, является Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2019 г. № 148 «О цифровых банковских технологиях» (далее — Указ № 148). Целью принятия Указа № 148 является дальнейшее развитие в Республике Беларусь цифровых банковских технологий, использование информационных систем при совершении банковских, других финансовых операций и иной деятельности. Указ № 148 вступает в силу с 21 октября 2019 г.

Итак, рассмотрим новеллы в сфере цифровых банковских технологий.

Межбанковская система идентификации

1. Указом № 148 установлено, что функционирование межбанковской системы идентификации (далее — система идентификации, МСИ) обеспечивается открытым акционерным обществом «Небанковская кредитно-финансовая организация «Единое расчетное и информационное пространство» (далее — НКФО ЕРИП).

Система идентификации — это информационная система, используемая для сбора, обработки, хранения и представления данных о клиентах, их представителях, предназначенная для идентификации указанных лиц, в целях предоставления им пользователями системы идентификации услуг и выполнения государственными органами функций, определенных законодательством Республики Беларусь (за исключением осуществления административных процедур), в том числе дистанционно.

Идентификация — это комплекс мероприятий по установлению данных о клиентах, их представителях, определенных Законом Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее — Закон о предотвращении легализации доходов) и Национальным банком Республики Беларусь (далее — Национальный банк), а также подтверждению достоверности этих данных.

<...>

Денис САФАРЕВИЧ.
юрист


Принятие организациями производителями транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами

Положение о порядке и условиях принятия обязательс

тва обеспечить последующее безопасное обращение с отходами (далее — Положение) утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437 (далее — постановление № 437).

Документ определяет порядок и условия принятия организацией, производящей (изготавливающей) транспортные средства (далее — организация-производитель), обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств. При этом под организацией-производителем для целей Положения понимается юридическое лицо, осуществляющее производство транспортных средств с соблюдением условий и критериев, установленных Положением об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2001 г. № 1817.

Установлено, в частности, что организации-производители признаются принявшими обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, при условии их включения в реестр организаций, производящих (изготавливающих) транспортные средства, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств. Ведение указанного реестра осуществляется Министерством промышленности Республики Беларусь по определяемой им форме с размещением на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет. Организация-производитель подлежит включению в реестр на основании заявления, представляемого в Министерство промышленности Республики Беларусь.

Положением определены требования, которым должна отвечать организация-производитель, принимающая обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты производимыми ею транспортными средствами своих потребительских свойств.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист


Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку