+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 29 июня — 5 июля 2019 г.

Новости для секретаря

Registr.by: мониторинг аналитики за 29 июня — 5 июля 2019 г.

07.07.2019 19:20:00

Бухгалтерский и налоговый учет хозяйственных операций по продаже иностранной валюты


Указ Президента Республики Беларусь от 31 июля 2018 г. № 301 «Об отмене обязательной продажи иностранной валюты» установил, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», не осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь.

При этом для осуществления своей хозяйственной деятельности многие организации осуществляют добровольную продажу иностранной валюты.

Бухгалтерский учет

Учетная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации производится в официальной денежной единице Республики Беларусь (п. 1 ст. 12 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности») (далее — Закон № 57-З).

Пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости денежных средств, финансовых вложений (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций), дебиторской задолженности и обязательств (за исключением полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков) в официальную денежную единицу Республики Беларусь производится организациями (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков) по официальному курсу официальной денежной единицы Республики Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь, на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату (п. 3 ст. 12 Закона № 57-З).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»


Комментарий к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 23 «Об оплате труда работников»


В Республике Беларусь продолжается работа по приведению законодательства в соответствие с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее — Указ № 27), основные положения которого вступают в силу с 1 января 2020 г.

Напомним, что в соответствии с п. 7 Указа № 27 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь должно определить тарифные разряды, перечни стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат, их размеры (кроме надбавки за стаж работы в бюджетных организациях), а также порядок осуществления таких выплат по должностям служащих, занятых в предоставлении социальных услуг, независимо от ведомственной подчиненности бюджетных организаций.

Это и было сделано постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 23 «Об оплате труда работников» (далее — постановление № 23), которое, как и Указ № 27, вступит в силу с 1 января 2020 г.

В частности, в приложении 6 к постановлению № 23 установлен перечень стимулирующих и компенсирующей выплат работникам бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (за исключением учреждения «Научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»), подчиненных Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь, учреждений социального обслуживания, домов (центров) временного пребывания лиц без определенного места жительства, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и относящихся к сфере (области) деятельности Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — бюджетные организации).

<...>

Наталья КОВАЛЕВА,
экономист


Возврат некачественных товаров: возможности таможенного законодательства

При покупке различных товаров возникают ситуации, когда у организации-покупателя возникают претензии к качеству приобретенных товаров и есть необходимость их вернуть. Если продавец не возражает, то в случае приобретения таких товаров за границей Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) для их возврата потребуется соблюсти определенные таможенные формальности.

К моменту проверки качества товаров и выявления несоответствий контрактным обязательствам у товаров могут быть два варианта статуса для таможенных целей в зависимости от того, были ли иностранные товары уже помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или еще нет.

Согласно п. 1 ст. 134 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления — это таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

<...>

Марина РОМАНОВА,
советник департамента функционирования внутренних рынков Евразийской экономической комиссии, кандидат юридических наук


Использование документов архива: исполнение запросов организаций и граждан


Одной из наиболее значимых форм работы архивов по использованию документов является исполнение запросов организаций и граждан. Исполняя запросы, лицо, ответственное за архив организации, составляет и выдает архивные справки, архивные копии и архивные выписки.

Наиболее востребованная форма запроса — это архивная справка.

Архивная справка — это официально заверенный документ, имеющий юридическую силу и содержащий сообщение или подтверждение об имеющихся в архиве сведениях по предмету запроса.

Архивные справки выдаются (высылаются) организациям по их запросам и гражданам Республики Беларусь и других стран на основании персональных заявлений по вопросам, связанным с обеспечением их прав и законных интересов.

Письменные заявления граждан регистрируются в соответствии с установленными законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан правилами.

Для регистрации устных заявлений граждан можно порекомендовать вести журнал регистрации устных заявлений граждан о выдаче справок. В нем фиксируются примерно следующие сведения:

•дата поступления устного заявления;

•фамилия, имя, отчество заявителя, его домашний адрес, контактные телефоны;

•краткое содержание заявления;

•дата исполнения;

•сведения о результатах рассмотрения заявления;

•отметка о направлении ответа гражданину.

Такой журнал позволит зарегистрировать не только устное заявление гражданина, пришедшего на прием, но в некоторых случаях и заявление по телефону. Например, человек, проживающий в другом городе или по состоянию здоровья не имеющий возможности прийти в организацию, по телефону может заказать справку о заработной плате, стаже работы и т. д. Такое заявление должно быть зафиксировано в журнале, и после его исполнения справка может быть выслана с уведомлением о получении почтового отправления по домашнему адресу гражданина. Если же гражданин лично приходит за справкой, он расписывается в ее получении в графе «Отметка о направлении ответа гражданину».

<...>

Галина КУДРЯКОВА,
архивист


Основные документы по оформлению отпусков


В практике оформления трудовых отпусков наиболее часто встречаются следующие документы:

•приказ о предоставлении отпуска (в соответствии с ч. 1-й ст. 152 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) отпуска оформляются приказом (распоряжением, решением) или запиской об отпуске);

•записка об отпуске (в соответствии с ч. 2-й ст. 152 ТК примерная форма записки об отпуске устанавливается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом);

•заявление о предоставлении отпуска (заявление о предоставлении отпуска подается, как правило, в случаях, если работник обращается с просьбой о предоставлении отпуска в период, не предусмотренный графиком, а также если работник не включен в график отпусков либо в графике не указана конкретная дата начала отпуска, а определен только месяц);

•уведомление о предоставлении отпуска (обязанность нанимателя уведомлять работника о времени начала трудового отпуска установлена ст. 169 ТК. Форма такого уведомления нормативно не определена и определяется нанимателем самостоятельно. На практике уведомление осуществляется посредством ознакомления работника под роспись с приказом (распоряжением, решением) о предоставлении отпуска, с запиской об отпуске, а также оформляются индивидуальные уведомления. Главное условие независимо от формы уведомления — это соблюдение 15-дневного срока предупреждения);

•приказ о смещении рабочего года (периоды, включаемые в рабочий год, и условия его смещения определены в ст. 163165 ТК);

•приказ о переносе или продлении отпуска (основания и условия для переноса и продления отпуска предусмотрены ст. 171 ТК);

•приказ об отзыве из отпуска (правила отзыва из отпуска установлены ст. 174 ТК).

Унифицированной системой организационно-распорядительной документации, утвержденной приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 25, в подсистеме «Документация по предоставлению отпусков и отзыву из отпуска» содержатся унифицированные формы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для использования в деятельности организаций различных организационно-правовых форм. Организации могут разрабатывать и утверждать свои унифицированные формы.

<...>

Инна ДОРОФЕЙЧУК,
юрист


Изменения в Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях (комментарий к постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 13.03.2019 № 39)


Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 13 марта 2019 г. № 39 внесены изменения в Инструкцию по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 (далее — Инструкция).

Изменения, внесенные в Инструкцию в части, касающейся приведения в соответствие с Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (с изменениями и дополнениями от 8 ноября 2018 г.) (далее — Закон № 113-З), обусловлены изменениями и дополнениями, внесенными в него Законом Республики Беларусь от 8 ноября 2018 г. № 143-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», а также принятыми в соответствии с ним Инструкцией о порядке работы с электронными документами в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 6 февраля 2019 г. № 19 (далее — Инструкция по работе с ЭД), и постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 6 февраля 2019 г. № 20 «Об утверждении Правил работы с документами в электронном виде в архивах государственных органов, иных организаций» (далее — Правила работы с ДЭВ).

Наиболее принципиальные изменения, внесенные в Инструкцию в этой части, связаны с исключением из нее норм, определявших особенности создания электронных документов и организации работы с ними. Частью 4-й измененной редакции п. 3 Инструкции установлено, что особенности подготовки, оформления, обработки, обеспечения целостности, хранения электронных документов, создаваемых посредством автоматизированной системы документационного обеспечения управления (далее — АС ДОУ) без создания документов на бумажных носителях, электронных копий документов на бумажных носителях, регулируются Инструкцией по работе с ЭД.

<...>

Андрей РЫБАКОВ,
директор учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»


Строительные нормы и строительные правила новые виды ТНПА


В целях упорядочения требований технических нормативных правовых актов в сфере архитектуры, градостроительства и строительства Президент Республики Беларусь подписал Указ от 5 июня 2019 г. № 217 «О строительных нормах и правилах» (далее — Указ № 217).

Документом, в частности, определено, что обязательные для соблюдения требования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при градостроительном планировании, размещении объектов строительства и застройке территорий, проектировании и строительстве зданий и сооружений устанавливаются в строительных нормах в целях обеспечения:

•механической прочности и устойчивости зданий и сооружений;

•пожарной, промышленной, ядерной, радиационной, энергетической безопасности;

•защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

•энергии и тепловой защиты;

•нормативов охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В свою очередь, добровольные для применения правила в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности устанавливаются в строительных правилах.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист


Секреты кассовых операций в разных валютах


С 1 июня вступила в силу Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утвержденная постановлением Правления Национального банка от 19 марта 2019 г. № 117 (далее — Инструкция № 117), которая устанавливает единый порядок ведения кассовых операций с наличными белорусскими рублями и наличной иностранной валютой, а также порядок расчетов наличными белорусскими рублями на территории Республики Беларусь.

Тем самым мы вместо трех объемных правовых нормативных актов получили один, что существенно упрощает работу тех, кто использует в расчетах наличные белорусские рубли и иностранную валюту. При этом следует отметить ряд изменений прежнего порядка ведения кассовых операций и дополнений.

С 1 июня утрачивают силу постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2011 г. № 107 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов», постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2013 г. № 185 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь», Инструкция об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 марта 2011 г. № 112.

Как и ранее, банки принимают наличные белорусские рубли для проведения платежей за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также по иным обязательствам с участием юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, которые осуществляются путем внесения в кассы банков с последующим зачислением их на текущие банковские счета получателей, в сумме не более 100 базовых величин по каждому платежу с учетом суммы вознаграждения банку за совершение указанных операций.

<...>

Нонна РАБЕЦ,
юрист


О применении льготного финансирования экспорта согласно новым нормам Указа № 161


2 июня вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 29 апреля 2019 г. № 161 (далее — Указ № 161), которым с целью совершенствования комплексной системы стимулирования экспорта вносятся изменения в известный экспортерам Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» (далее — Указ № 534).

Для резидентов Республики Беларусь Указ № 534 дает возможность получить в банках финансирование с льготой государства в виде возмещения банкам потерь от предоставления экспортных кредитов на стоимостных условиях, определенных данным Указом. Так, банки осуществляют финансирование резидентов-экспортеров под уступку денежного требования с вознаграждением в виде дисконта или в иных формах, определенных договором факторинга.

Указ № 161 уточняет норму относительно периода, за который данное вознаграждение начисляется, а именно во избежание разногласий принятым Указом определено, что размер вознаграждения рассчитывается за каждый день со дня финансирования фактором кредитора до дня платежа включительно («включительно» дополнено), поскольку от этого зависит сумма компенсации потерь банкам.

Компенсация потерь банкам согласно Указу № 534 от осуществления финансирования резидентов Республики Беларусь под уступку денежного требования (факторинга) при реализации экспортных контрактов производится в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 17 ноября 2016 г. № 924/29 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534» (далее — постановление № 924/29) в размере:

•не превышающем 500 000 долларов США в эквиваленте по официальному курсу белорусского рубля к доллару США, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день заключения договора финансирования под уступку денежного требования (далее — договор факторинга), по решению Министерства финансов Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь;

•превышающем 500 000 долларов США в эквиваленте по официальному курсу белорусского рубля к доллару США, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день заключения договора факторинга, по решению Совета Министров Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь.

<...>

Нонна РАБЕЦ,
юрист


Присвоение квалификационных категорий специалистам в сфере физической культуры и спорта: новый порядок


Постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 17 июня 2019 г. № 27 (далее — постановление № 27) утверждена Инструкция о порядке и условиях присвоения квалификационных категорий специалистам в сфере физической культуры и спорта (далее — Инструкция).

Документ определяет порядок и условия присвоения квалификационных категорий тренерам по спорту, инструкторам-методистам по физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе, инструкторам-методистам по адаптивной физической культуре, инструкторам-методистам по туризму (далее — инструкторы-методисты) организаций физической культуры и спорта, а также методистам учебно-методических центров физического воспитания населения, центров физического воспитания и спорта учащихся и студентов (далее — методисты).

Установлено, в частности, что для присвоения квалификационных категорий создаются аттестационные комиссии главных управлений, управлений спорта и туризма областных, Минского городского исполнительных комитетов, государственного учреждения «Республиканский учебно-методический центр физического воспитания населения» (далее — РУМЦ), учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» (далее — РЦФВС). Состав аттестационных комиссий (не менее семи человек) утверждается руководителями указанных органов и учреждений. Определено при этом, что аттестационные комиссии действуют постоянно, заседания проводятся не реже одного раза в квартал либо по мере необходимости. Годовой график работы аттестационной комиссии утверждается соответствующими управлениями спорта и туризма, РУМЦ, РЦФВС.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист


Государственная ветеринарная служба: определен порядок организации и деятельности


Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2019 г. № 252 (далее — Указ № 252) утверждено Положение о государственной ветеринарной службе (далее — Положение). Документ определяет основные задачи, структуру государственной ветеринарной службы, порядок организации ее деятельности, права и обязанности, подчиненность, порядок назначения и освобождения от должности государственных ветеринарных врачей — государственных ветеринарных инспекторов.

Определено, в частности, что основными задачами государственной ветеринарной службы являются:

•предупреждение возникновения и ликвидация очагов заразных болезней животных и болезней, общих для человека и животных;

•организация и проведение ветеринарных мероприятий;

•осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов, надзора в области ветеринарии;

•охрана территории Республики Беларусь от заноса возбудителей заразных болезней животных с территории других государств.

При этом установлено, что законодательством Республики Беларусь могут быть определены иные задачи государственной ветеринарной службы в области обеспечения ветеринарного благополучия.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку