+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 24 - 30 июня

Новости для секретаря

Registr.by: мониторинг аналитики за 24 - 30 июня

29.06.2019 19:10:00

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»


С 1 июля 2019 г. вступает в силу новая редакция Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З), принятая в середине прошлого года Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 136-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 136-З). Одновременно с ним начнут действовать и все изменения, внесенные после его принятия в законодательство Республики Беларусь, регулирующее эту чрезвычайно важную для государства сферу.

При этом основной подзаконный нормативный правовой акт — постановление Правительства Республики Беларусь, которое устанавливает порядок реализации изменений, внесенных в Закон № 419-З, — до сих пор не был принят, хотя его проект выносился на общественное обсуждение еще в январе текущего года. Наконец новый порядок осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг) был завершен: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — постановление № 395) опубликовано 19 июня 2019 г. Вступит оно в силу одновременно с новой редакцией Закона № 419-З, то есть с 1 июля 2019 г.

Естественно, этим документом признается утратившим силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — постановление № 778), которое действует в настоящее время.

<...>

Николай ВОЛЧЕК,
юрист


Государственные закупки: определены электронные торговые площадки и порядок аккредитации на них


Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — постановление № 395).

Напомним, что с 1 июля 2019 г. вступает в силу Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 136-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», которым Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» изложен в новой редакции.

Постановлением № 395, в частности, установлено, что электронными торговыми площадками для проведения на них открытых конкурсов, электронных аукционов и процедур запроса ценовых предложений являются:

электронная торговая площадка информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (адрес в глобальной компьютерной сети Интернет: http://goszakupki.by);

электронная торговая площадка открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» (адрес в глобальной компьютерной сети Интернет: http://zakupki.butb.by).

При этом определено, что государственные закупки с применением биржевых торгов осуществляются на товарной бирже (открытое акционерное общество «Белорусская универсальная товарная биржа»).

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист


Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 7 июня 2019 г. № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»


Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2019 г. № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 223), основные положения которого вступают в силу с 1 июля 2019 г., определен новый порядок регулирования закупок товаров, работ и услуг в строительной отрасли. Предполагается, что он будет способствовать дальнейшему развитию конкуренции в строительстве, снизит его стоимость и повысит качество.

Документом установлено, что при проведении процедур закупок при строительстве законодательство Республики Беларусь о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 июля 2021 г. (подп. 1.12 п. 1 Указа № 223). При этом порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве (далее — закупки при строительстве) согласно подп. 1.11 п. 1 Указа № 223 должен определить Совет Министров Республики Беларусь.

Отметим, что действие данного законодательного акта распространяется лишь на закупки при строительстве с привлечением полностью либо частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета (п. 1 Указа № 223).

<...>

Николай ВОЛЧЕК,
юрист


Определен порядок работы комиссий по государственным закупкам

Законодательство Республики Беларусь о государственных закупках с 1 июля 2019 г. будет действовать в обновленном виде — Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 136-З Закон от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон) изложен в новой редакции. Устанавливается ряд требований к порядку создания и деятельности коллегиального органа — комиссии по государственным закупкам, работа которой определяется Законом. В связи с этим постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21 января 2019 г. № 7 утверждено Положение о комиссии по государственным закупкам (далее — Положение).

На основании анализа норм Закона и Положения можно выделить следующие элементы правового статуса комиссии по государственным закупкам (далее — комиссия).

Комиссия создается (формируется) заказчиком или организатором в случае организации и проведения следующих процедур государственных закупок:

открытый конкурс;

закрытый конкурс;

электронный аукцион;

процедура запроса ценовых предложений.

При необходимости заказчиком или организатором может быть сформировано несколько комиссий, например, в ситуации, когда у заказчика или организатора проводится значительное количество процедур государственных закупок либо при закупке каких-то специфических товаров, если для каждой из них требуется включение в состав, к примеру, лиц, обладающих знаниями о характеристиках таких товаров. В любом случае заказчик или организатор определяет задачи комиссии и предоставляет ей полномочия для выполнения этих задач.

<...>

Ольга БАКИНОВСКАЯ,
кандидат юридических наук, доцент
Юлия АМЕЛЬЧЕНЯ,
кандидат юридических наук, доцент


Предоставление обеспечения и заключение договора в сфере государственных закупок: новые правила


Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 136-З (далее — Закон № 136-З) в новой редакции изложен Закон от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З). В настоящем материале рассмотрим вопросы предоставления обеспечения и заключения договора с участником-победителем в рамках различных видов процедур государственных закупок согласно новым правилам.

Новая редакция Закона № 419-З выделяет шесть видов процедур государственных закупок:

1) открытый конкурс (в том числе в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием);

2) закрытый конкурс;

3) электронный аукцион;

4) процедура запроса ценовых предложений;

5) процедура закупки из одного источника;

6) биржевые торги.

Вид процедуры государственной закупки определяется исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане государственных закупок.

Приглашение является частью документов, предоставляемых для подготовки предложения, и должно содержать помимо прочего требования о предоставлении конкурсного или аукционного обеспечения, указание его размера и минимального срока действия банковской гарантии, установленного п. 3 ст. 33, п. 5 ст. 37 и п. 3 ст. 40 Закона № 419-З, и (или) обеспечения исполнения обязательств по договору, если заказчиком (организатором) установлены такие требования.

<...>

Денис САФАРЕВИЧ,
юрист


Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 5 июня 2019 г. № 217 «О строительных нормах и правилах»


В Республике Беларусь продолжаются работы по упорядочению законодательства в сфере архитектуры, градостроительства и строительства. Для создания в стране прогрессивной системы технического нормирования, перехода к гибким и упрощенным нормам проектирования, позволяющим применять при строительстве современные технологии и материалы, принят Указ Президента Республики Беларусь от 5 июня 2019 г. № 217 «О строительных нормах и правилах» (далее — Указ № 217), вступивший в силу с 9 июня 2019 г.

В соответствии с подп. 1.1 и 1.2 п. 1 этого законодательного акта в Республике Беларусь введены новые виды технических нормативных правовых актов:

строительные нормы Республики Беларусь (далее — строительные нормы), которые будут содержать требования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при градостроительном планировании, размещении объектов строительства и застройке территорий, проектировании и строительстве зданий и сооружений (подп. 1.1 п. 1 Указа № 217);

строительные правила Республики Беларусь (далее — строительные правила), которые будут представлять собой способы достижения строительных норм. Их можно будет применять на добровольной основе (подп. 1.2 п. 1 Указа № 217).

При этом подп. 1.1 п. 1 Указа № 217 установлено, что строительные нормы должны разрабатываться для обеспечения:

механической прочности и устойчивости зданий и сооружений;

пожарной, промышленной, ядерной, радиационной, энергетической безопасности;

защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

экономии энергии и тепловой защиты;

нормативов охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

<...>

Николай ВОЛЧЕК,
юрист


Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 7 июня 2019 г. № 222 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь»

Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2019 г. № 222 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 222), основные положения которого вступили в силу с 12 июня 2019 г., внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее — Указ № 26).

В частности, дополнен подп. 1.18 п. 1 Указа № 26, в котором, в частности, установлено, что заказчиками, застройщиками строительства жилых домов исходя из общей площади жилых помещений строящегося жилого дома в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, производится компенсация местному бюджету стоимости жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из жилых домов, подлежащих сносу в связи с предоставлением земельных участков под жилищное строительство (далее — компенсация), путем безвозмездной передачи в коммунальную собственность жилых помещений либо перечисления денежных средств. При этом компенсация производится по усредненному показателю по населенному пункту, устанавливаемому ежегодно местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.

<...>

Николай ВОЛЧЕК,
юрист


Налогообложение процентов при внешнеэкономических сделках


В условиях недостатка денежных ресурсов одним из способов привлечения инвестиций является кредитный договор или договор займа с иностранной организацией. Платой за такие ресурсы, как правило, служат проценты, перечисляемые иностранным организациям. В большинстве случаев речь идет о значительных заемных суммах, что привлекает внимание контролирующих органов. В связи с этим особенно важно учитывать все нюансы налогообложения и применения норм международных соглашений.

Следует учитывать, что согласно подп. 1.2 п. 1 ст. 189 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) доходы от долговых обязательств включают в себя не только проценты по кредитам и займам, но и доходы от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления, к которым также относятся и доходы по ценным бумагам, условиями эмиссии которых предусмотрено получение доходов в виде процентов (дисконта), доходы от пользования временно свободными средствами на счетах в банках Республики Беларусь.

К доходам от долговых обязательств при погашении обязательства, возникшего в связи с открытием аккредитива, относятся назначенные финансирующим банком проценты (комиссия) за отсрочку возмещения.

При начислении и выплате процентов иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее — иностранная организация), необходимо исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на доходы.

В данной статье мы рассмотрим нюансы налогообложения процентов по кредитам и займам, а вопросы налогообложения доходов по ценным бумагам и доходов от пользования временно свободными средствами на счетах в банках рассмотрим в следующем номере.

<...>

Александра РАКИТИНА,
эксперт по налогообложению


Формирование резервов по сомнительным долгам в 2019 году


Порядок бухгалтерского учета резервов по сомнительным долгам установлен гл. 6 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102 (далее — Инструкция № 102).

Итак, сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, возникшая в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, которая не погашена в срок, установленный договором или законодательством Республики Беларусь (если срок не установлен — в течение двенадцати месяцев со дня возникновения дебиторской задолженности), и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 42 Инструкции № 102).

Резервы по сомнительным долгам согласно п. 43 Инструкции № 102 создаются на конец отчетного периода. Периодичность создания резервов по сомнительным долгам закрепляется в учетной политике организации.

Резервы по сомнительным долгам создаются на конец отчетного года с учетом результатов инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при наличии задолженности, признаваемой сомнительным долгом в соответствии с п. 42 Инструкции № 102.

Величина резервов по сомнительным долгам определяется одним из следующих способов, приведенных в п. 44 Инструкции № 102:

1) по каждому дебитору на основе анализа платежеспособности дебитора, возможности погашения им задолженности полностью или частично и других факторов. Сумма дебиторской задолженности, признанной сомнительной, составляет сальдо по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» на конец отчетного периода.

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»


Налогообложение операций по договору простого товарищества (совместной деятельности)


В последнее время отечественные коммерческие организации используют различные формы сотрудничества для достижения оптимальных решений по вложению и использованию имеющихся активов. Одним из видов такого сотрудничества является совместная деятельность.

В соответствии с п. 1 ст. 911 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей законодательству Республики Беларусь цели.

Обращаем внимание, что сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (п. 2 ст. 911 ГК). В связи с этим договор о совместной деятельности заключается в простой письменной форме с соблюдением существенных условий (ст. 162 ГК).

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве Республики Беларусь как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 402 ГК).

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук


Новый национальный стандарт: что такое финансовые инструменты


22 декабря 2018 г. Министерством финансов Республики Беларусь было принято постановление № 74, которым утвержден Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Финансовые инструменты».

Не у всех бухгалтеров есть четкое представление о том, что такое финансовые инструменты. В связи с принятием нового стандарта возникло много вопросов, некоторые из них мы и разъясним.

По мере развития рынка капитала появились новые виды финансовых инструментов (форвардные, фьючерсные и опционные контракты, свопы и т. д.). В современных условиях наиболее развернутое определение термина «финансовые инструменты» дано в Международном стандарте финансовой отчетности «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации», введенном в действие с 1 января 1996 г. (IAS 32). Под финансовым инструментом понимают любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одной организации и финансового обязательства (долевого или долгового характера) другой организации.

Таким образом, к финансовым инструментам (от англ. financial instrument) относят:

денежные средства;

контрактное право получить от другой организации денежные средства или иной вид финансовых активов;

контрактное право обмена финансовыми инструментами с другой организацией на потенциально выгодных условиях.

К финансовым обязательствам относят следующие контрактные обязательства:

выплатить другой организации денежные средства или предоставить иной финансовый актив;

обменяться финансовым инструментом с другой организацией на потенциально невыгодных условиях (например, продажа дебиторской задолженности с дисконтом).

Квалифицировать операцию как финансовый инструмент позволяют следующие видовые характеристики: в основу операции положены финансовые активы и обязательства; операция имеет форму договора (контракта).

<...>

Ида АРСЕНТЬЕВА,
аудитор


Справочная информация

Календарь сроков представления государственной статистической отчетности, разрабатываемой в органах государственной статистики, на август 2019 года

Календарь сроков представления государственной статистической отчетности, разрабатываемой в органах государственной статистики, на сентябрь 2019 года

Календарь уплаты юридическими лицами налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на июль 2019 года

Максимальные розничные цены на сигареты с фильтром, применяемые в июле 2019 года

Календарный план работы сотрудника кадровой службы на второе полугодие 2019 года


Новая тематическая подборка

Закупки товаров (работ, услуг)

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку