Использование документов архива: выдача дел и документов во временное пользование
При создании архива организации ставится и выполняется основная задача: обеспечение сохранности документов. Однако при этом сохраненные документы — это не просто документы, утратившие сиюминутное, оперативное значение, это ретроспективная информация, которая с завидным постоянством может быть востребована. Использование документов архива — это еще одна очень важная задача архива организации, ради которой в конечном итоге и создается архив.
Лицо, ответственное за ведение архива, в силу своих функциональных обязанностей должно обеспечить оперативный поиск и представление необходимой информации. Формы использования архивных документов различны. Одна из них —выдача дел и документов во временное пользование.
Дела выдаются сотрудникам организации для работы как в самом архиве (идеально, если есть читальный зал, отдельная комната и т.д.), так и в структурные подразделения во временное пользование.
При выдаче дел во временное пользование этот факт обязательно фиксируется в книге (журнале) выдачи дел во временное пользование. Это не просто выполнение требований Правил работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденных постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 143 (далее —Правила работы архивов), но и потребность, вызванная необходимостью вести строгий учет документов.
Форма книги выдачи дел из хранилища рекомендована Правилами работы архивов.
<...>
Галина КУДРЯКОВА,
архивист
Утверждена Инструкция о порядке работы с электронными документами в государственных органах, иных организациях
Применение электронных документов в последнее время получает широкое распространение как в государственных органах, так и в частных организациях. Такое распространение стимулирует развитие соответствующего законодательства. Например, в ноябре 2018 года был принят Закон Республики Беларусь от 8 ноября 2018 г. № 143-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронно-цифровой подписи»1, который вступил в силу 18 февраля 2019 г. и значительно расширил возможности применения электронных документов в организациях различных форм собственности.
Дальнейшее развитие правового регулирования работы с электронными документами нашло отражение в Инструкции о порядке работы с электронными документами в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 6 февраля 2019 г. № 19) (далее — Инструкция № 19). Постановление вступило в силу с 18 февраля 2019 г.
Вместе с утверждением Инструкции № 19 утратила силу Инструкция о порядке проведения экспертизы ценности и передачи на постоянное хранение документов в электронном виде и информационных ресурсов, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 11 мая 2012 г. № 121).
До принятия Инструкции № 19 особенности работы с документами в электронном виде регулировались главой 18 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 (далее — Инструкция по делопроизводству).
<...>
Дмитрий ВАРНАШОВ,
младший научный сотрудник отдела документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»
Комментарий к изменениям в Инструкцию по делопроизводству в государственных органах, иных организациях
Появление автоматизированных рабочих мест и новых носителей информации привело к необходимости совершенствования правового регулирования отношений, связанных с применением документов в электронном виде. Современное развитие информационных технологий создает новые возможности использования электронных коммуникаций для оптимизации деятельности и обмена юридически значимыми документами.
В настоящее время к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, приравниваются:
• электронный документ (ст. 22 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи») (далее — Закон об электронном документе);
• документ в электронном виде с использованием иных аналогов собственноручной подписи в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь и (или) соглашением сторон (например, подача электронных обращений в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»).
С учетом постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 13 марта 2019 г. № 39 «Об изменении постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4» (далее — постановление № 39) внесены изменения в Инструкцию по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 (далее — Инструкция по делопроизводству), с целью ее приведения в соответствие с Законом об электронном документе и Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее — Закон о НПА).
<...>
Екатерина ДЕРНОВИЧ,
старший научный сотрудник отдела документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров
В статье разъясняется, как подготовить документы для рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам и суде, указываются сроки обращения за их разрешением, а также приводятся формы исковых заявлений по наиболее распространенным индивидуальным трудовым спорам с перечнем необходимых документов и краткими комментариями. Такие документы окажут помощь и значительно сократят время при подготовке иска.
Понятие индивидуального трудового спора
Индивидуальный трудовой спор — это возникшие между нанимателем и работником неурегулированные разногласия по вопросам, связанным с применением:
• законодательства Республики Беларусь о труде;
• коллективных договоров, соглашений;
• других локальных нормативных правовых актов, в том числе различных соглашений между нанимателями и профсоюзами, не вошедшие в коллективные договоры;
• трудовых договоров.
<...>
Александр ШЕВЦОВ,
юрист
Выбор валюты исполнения денежных обязательств
Для исполнения определенных договором денежных обязательств между резидентами и нерезидентами, а также в разрешенных случаях между резидентами могут использоваться различные иностранные валюты. Таким образом, при правильном использовании для расчетов одной или нескольких валют снижаются валютные риски и оптимизируются затраты.
В соответствии с Правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72 (далее — Правила № 72), денежные обязательства по валютным операциям между субъектом валютных операций — резидентом и между субъектом валютных операций — нерезидентом могут быть выражены и исполнены в иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком Республики Беларусь. Также без ограничений вида валютных операций могут производиться расчеты и в безналичных белорусских рублях.
Причем согласно постановлению Правления Национального банка Республики Беларусь от 9 июля 2009 г. № 101 «О проведении внешнеторговых операций» при исполнении и прекращении обязательств по внешнеторговым договорам, по условиям которых в качестве валюты платежа предусмотрен белорусский рубль, резиденты, являющиеся экспортерами, вправе получить денежные средства, причитающиеся им по внешнеторговым договорам, от других резидентов в качестве прекращения нерезидентами обязательств перед данными резидентами.
Проводимая в Республике Беларусь политика дедолларизации экономики сокращает расчеты в иностранной валюте между резидентами. Тем не менее в разрешенных случаях в расчетах может быть использована иностранная валюта, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком Республики Беларусь или денежные обязательства выражены в белорусских рублях с оплатой в сумме, эквивалентной иностранной валюте.
<...>
Нонна РАБЕЦ,
юрист
Контрольные функции и проведение СМР: об изменении сроков и требований
По мнению экспертов, подготовленные властями изменения в целый перечень нормативных актов, хоть и идут под слоганом «в целях совершенствования строительной деятельности», носят достаточно принципиальный характер соблюдения сроков строительства и требований о направлении уведомления о производстве строительно-монтажных работ, а также соблюдения критериев допуска к аттестации руководителей и специалистов организации и квалификационных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Предусмотрены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 г. № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства» (далее —постановление № 252).
В соответствии с п. 4 ст. 33 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» внесение изменений в нормативный правовой акт осуществляется принявшим (издавшим) его нормотворческим органом (должностным лицом) путем принятия (издания) нормативного правового акта того же вида, что и этот акт, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь, данным Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Согласно п. 3 постановления № 252 МАиС является органом, уполномоченным давать разъяснения по вопросам аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей.
<...>
Нина ЗЕЛЬМАН
Изюминки Указа № 151: налоговые вычеты, проверки и лжепредпринимательство
Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2019 г. № 151 вносятся изменения в ряд указов, регулирующих правовые отношения в сфере налогового законодательства Республики Беларусь.
1. Через десять дней после официального опубликования данного Указа вступят в силу следующие его нормы.
В соответствии с п. 1.3 Указа отменяются льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. № 145 «О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации» в отношении:
• услуг клубных организаций, услуг, оказываемых на территории парков по пользованию шахматно-шашечными верандами, настольными играми на открытых парковых площадках;
• услуг библиотек физическим лицам:
• по доставке документов пользователям библиотек на дом и к месту работы;
• по переводу документов на другой язык;
• по информированию пользователей о поступлении в фонды библиотек документов;
• услуг организаций культуры, услуг, оказываемых на территории парков, заповедников, национальных парков, заказников по катанию на лошадях (пони), гужевом транспорте;
• услуг организаций культуры по прокату аудиозаписей.
Подпунктом 1.4 п. 1 Указа в целях дальнейшей дедолларизации экономики предусмотрено внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь № 655 «О порядке уплаты налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, части прибыли (дохода), введении сбора за экспорт нефти», в соответствии с которыми уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти и соли калийной будет производиться в белорусских рублях, а не в иностранной валюте.
<...>
Александра РАКИТИНА,
эксперт по налогообложению
Совет по развитию предпринимательства усовершенствовали
Указом Президента Республики Беларусь от 11 мая 2019 г. № 173 «О совершенствовании деятельности Совета по развитию предпринимательства» (далее — Указ № 173) внесены изменения в Указ главы государства от 10 октября 2017 г. № 370 «О Совете по развитию предпринимательства» (далее — Указ № 370).
В частности, в новой редакции изложено Положение о Совете по развитию предпринимательства, утвержденное Указом № 370 (далее — Положение).
Пунктом 1 Положения теперь установлено, что Совет по развитию предпринимательства (далее — Совет) является постоянно действующим консультативным органом при Президенте Республики Беларусь, созданным в целях участия делового сообщества в выработке эффективных мер по государственному регулированию предпринимательской деятельности, стимулированию инвестиций и долгосрочному развитию экономики. Напомним, что согласно прежней редакции Совет создавался для выработки рекомендаций по развитию и комплексной государственной поддержке субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности в целях структурной перестройки экономики, формирования конкурентных отношений и координации деятельности общественных объединений предпринимателей.
Новой редакцией Положения определено также, что Совет обеспечивает взаимодействие деловых кругов с государственными органами и организациями на принципах сотрудничества, взаимного доверия сторон.
<...>
Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист
Налогообложение роялти при внешнеэкономических сделках
У организаций на практике возникает немало проблемных ситуаций, связанных с налогообложением роялти. Кроме того, всем известно, что выплата роялти нерезидентам часто используется компаниями с целью оптимизации налогообложения. Это повышает внимание налоговых органов к такого рода сделкам и платежам. Поэтому крайне важно при заключении лицензионных договоров и выплатах роялти нерезидентам учитывать целый ряд факторов, чтобы обезопасить себя от возможных неприятных последствий.
Как известно, роялти — это плата за использование объектов интеллектуальной собственности. Кроме того, «роялти» — это широко распространенный термин международного права, используемый во многих соглашениях об избежании двойного налогообложения.
Попробуем разобраться с некоторыми нюансами налогообложения роялти при внешнеэкономических сделках.
Выплата нерезидентам дохода в виде роялти
Основным документом, которым следует руководствоваться при выплате нерезидентам дохода в виде роялти, является Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК).
Белорусское налоговое законодательство не раскрывает само понятие «роялти». В то же время подп. 1.3 п. 1 ст. 189 НК относит к роялти вознаграждение за использование имущественных прав или предоставление права пользования имущественными правами на объекты авторского права, включая произведения литературы (к которым для целей налогообложения относятся в том числе компьютерные программы), искусства, науки, другие произведения, относящиеся к объекту авторского права, на объекты смежных прав, включая исполнение фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания, а также плату за лицензию, патент, товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, чертеж, полезную модель, схему, формулу, промышленный образец или процесс либо за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (в том числе ноу-хау), за использование имущества (к которому для целей обложения налогом на доходы относится в том числе любого вида оборудование, включая транспортные средства) на территории Республики Беларусь либо предоставление права пользования таким имуществом, кроме платежей по аренде международных (континентальных и межконтинентальных) каналов и сетей электросвязи.
<...>
Александра РАКИТИНА,
экономист
Наличная иностранная валюта: новые возможности для резидентов
У клиентов и у банков возникло множество вопросов к Национальному банку Республики Беларусь об использовании наличной иностранной валюты, поскольку отлаженная за многие годы система обращения наличной иностранной валюты и выстроенные клиентами схемы расчетов с контрагентами сломаны.
С 1 марта 2019 г. вступило в силу постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2018 г. № 612 «О некоторых вопросах проведения валютных операций» (далее — постановление № 612), которым были внесены многочисленные изменения в акты валютного законодательства Республики Беларусь, в том числе в сфере обращения наличной иностранной валюты. Напомним, что постановление № 612 отменило Инструкцию о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17 января 2007 г. № 1, и с 1 марта 2019 г. нормы, регламентирующие использование наличных денежных средств при проведении валютных операций, содержатся в Правилах проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72 (далее — Правила № 72), и Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2013 г. № 185 (далее — Инструкция № 185). Отметим также, что постановлением № 612 Национальный банк Республики Беларусь существенно ужесточил правила оборота наличной иностранной валюты.
<...>
Мария Бурнос
Вопросы сотрудничества с банком в рамках зарплатного проекта
В настоящее время законодательство Республики Беларусь позволяет субъектам хозяйствования сотрудничать с одним или несколькими банками одновременно, в том числе и относительно зарплатного проекта. Тем самым организациям предоставлена возможность сделать банковское обслуживание менее затратным и более эффективным. Есть, однако, нюансы…
Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» не ограничивает субъектов хозяйствования в выборе банков и их количестве. Однако позволить себе пользоваться услугами нескольких банков или перейти на обслуживание в другой банк могут только те субъекты хозяйствования, которые не ограничены в таких действиях обязательствами с банками. Ограничения могут предусматриваться условиями кредитного договора и называются ковенантами.
Так, условиями кредитного договора наряду с другими обязательствами заемщика может быть предусмотрен как запрет на открытие текущего счета в другом банке, так и запрет на расторжение договора на обслуживание зарплатного проекта.
Таким образом, если текущий счет в другом банке уже открыт, в этом случае реализовать свой план с переходом на зарплатное обслуживание не получится из-за ограничений, предусмотренных кредитным договором, если они содержатся в договоре.
Причем необходимо внимательно изучить условие кредитного договора, поскольку условиями могут предусматриваться не прямой запрет на расторжение договора на зарплатное обслуживание, а всего лишь штрафные санкции, если кредитополучатель нарушит такое условие.
<...>
Наталья ПИРОЖНИК
Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.
|