+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 29 апреля - 5 мая

Новости для секретаря

Registr.by: мониторинг аналитики за 29 апреля - 5 мая

04.05.2019 20:00:00

Проблемы, возникающие в сезон отпусков, и пути их решения


Разберем характерные проблемы, которые наиболее часто возникают во время предоставления трудовых отпусков работникам у многих нанимателей, а также поделимся практическими советами по решению этих проблем.

Проблема 1. Перед предоставлением отпуска наниматель не может выплатить работнику в установленный срок средний заработок за время трудового отпуска.

Согласно ст. 176 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) наниматель обязан выплатить средний заработок за время трудового отпуска не позднее чем за два дня до начала отпуска. Указанный двухдневный срок следует исчислять по правилам ст. 10 ТК не в рабочих, а в календарных днях. В то же время работнику, с которым заключен контракт, средний заработок за все время трудового отпуска выплачивается не позднее чем за один день до начала трудового отпуска (ч. 4-я п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»).

В случаях невыплаты работнику в установленный срок заработной платы за время отпуска трудовой отпуск может быть перенесен или продлен (п. 5 ч. 1-й ст. 171 ТК).

Риск для нанимателя: нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо — до ста базовых величин (ч. 1-я ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист


Наказываем за прогул


Достижение высокой производительности труда либо цели, для которой организуется трудовой процесс, невозможно без соблюдения установленной в организации дисциплины труда. Дисциплина труда — это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, установленным Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее — ТК), коллективным договором, соглашениями, трудовым договором и иными локальными нормативными правовыми актами. Прогул является серьезным нарушением трудовой дисциплины, за которое наниматель вправе уволить работника на основании п. 5 ст. 42 ТК.

Что является прогулом?

Согласно п. 5 ст. 42 ТК прогулом является как отсутствие на работе работника весь рабочий день (смену), так и отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня без уважительной причины.

Более детальное определение понятия прогула приводится в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее — постановление № 2). В соответствии с п. 34 постановления № 2 прогулом считается отсутствие работников на работе без уважительной причины в течение всего рабочего дня либо более трех часов в течение всего рабочего дня непрерывно или суммарно как на территории организации, так и на объекте вне территории организации, где они в соответствии с трудовыми обязанностями должны выполнять порученную работу.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист


Подвижной и разъездной характер работы: порядок установления и компенсации


В соответствии со ст. 99 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) работникам устанавливаются компенсации за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие). Здесь же определено, что порядок, условия и размеры выплат указанных компенсаций определяются республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда.

Указанная норма устанавливает дополнительную компенсацию работникам, основная трудовая деятельность которых осуществляется в пути (например, водители междугородного и международного транспорта, пилоты самолетов, стюардессы, проводники железнодорожного транспорта и др.) или имеет разъездной характер (некоторые категории работников связи, наладчиков производственного оборудования, работники строительных бригад, ежедневно выезжающие на объекты в другой местности, и другие).

Также необходимо учитывать, что выполнение работ, имеющих подвижной и разъездной характер, отличается от направления работника в служебную командировку. Так, согласно ч. 2-й ст. 91 ТК не считаются служебными командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, а также в пределах населенного пункта, где располагается наниматель.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист, специалист по трудовому законодательству


Предоставление экспортных кредитов Банком развития: есть изменения


Указом Президента Республики Беларусь от 29 апреля 2019 г. № 161 (далее — Указ № 161) внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» (далее —Указ № 534).

В частности, согласно новой редакции подп. 3.1 п. 3 Указа № 534 открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь» (далее — Банк развития) в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь, предоставляет экспортные кредиты, в том числе в рамках кредитных линий:

— в иностранной валюте (за исключением российских рублей) — по коммерчески ориентированным процентным ставкам (CIRRs) в соответствии с положениями Соглашения об официально поддерживаемых экспортных кредитах, разработанного странами — членами Организации по экономическому сотрудничеству и развитию и действующего на день заключения кредитных договоров;

— в российских и белорусских рублях — по коммерчески ориентированным процентным ставкам (CIRRs), при их отсутствии — не менее двух третьих ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, и не менее двух третьих ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на день заключения кредитных договоров, соответственно.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист


Внесение изменений в декларацию на товары: возможности до и после выпуска товаров


В практике внешнеэкономической деятельности возможны ситуации, когда требуется внести изменения или дополнения в сведения, указанные в декларации на товары. При определении процедуры внесения изменений в декларацию ключевым аспектом является то, осуществляются ли такие действия до или после выпуска товаров. Выпуск товаров в соответствии с выбранной таможенной процедурой является ключевым моментом в таможенном декларировании товаров, поскольку именно после него становится возможным в той или иной степени пользоваться товарами, соответственно внесение изменений в декларацию на товары после выпуска достаточно ограничено. Согласно подп. 6 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) под выпуском товаров понимается действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры.

Что касается внесения изменений до выпуска товаров, то согласно ст. 112 ТК ЕАЭС по мотивированному обращению декларанта, поданному в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, с разрешения таможенного органа сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены (дополнены) до выпуска товаров, могут быть изменены или дополнены с разрешения таможенного органа, если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган:

1) не запросил документы и (или) сведения в соответствии со ст. 325 ТК ЕАЭС. Необходимо отметить, что документы, указанные в таможенной декларации, запрашиваются согласно п. 1 ст. 325 ТК ЕАЭС, если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;

2) не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра;

3) не принял решения о проведении таможенного осмотра;

4) не назначил проведение таможенной экспертизы.

<...>

Марина РОМАНОВА,
кандидат юридических наук, советник департамента функционирования внутренних рынков Евразийской экономической комиссии


Особенности оплаты труда руководителей госорганизаций и организаций с долей собственности государства


Для руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50% (далее — госорганизации), законодательством установлены некоторые особенности условий оплаты труда.

Рассмотрим их детально.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 2013 г. № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее — постановление № 597) утверждено Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе (далее — Положение).

Пунктом 1 Положения определены условия оплаты труда руководителей госорганизаций (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50% (далее — руководители), в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности возглавляемых ими организаций. Порядок формирования заработной платы руководителей госорганизаций также определен Положением.

<...>

Снежана КЛЕВАНОВИЧ,
главный специалист главного финансового управления Минского областного исполнительного комитета


Бухгалтерский учет и налогообложение расходов будущих периодов


В последние годы учетным работникам нашей страны все чаще приходится сталкиваться с подходами, в основу которых положены опыт зарубежных стран и требования Международных стандартов финансовой отчетности, в том числе принципы бухгалтерского учета и отчетности. Пунктом 1 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З) определено, что бухгалтерский учет и отчетность основываются на принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности.

При отражении хозяйственных операций по понесенным расходам следует руководствоваться принципами бухгалтерского учета и отчетности (п. 1 ст. 3 Закона № 57-З).

Таким образом, доходы и расходы в бухгалтерском учете подразделяются на доходы и расходы отчетного периода, участвующие в формировании финансового результата; отложенные доходы и расходы (доходы и расходы будущих периодов).

Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам, признаются расходами будущих периодов и отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов» (абз. 1-й п. 76 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50) (далее — Инструкция № 50).

Бухгалтерский учет операций по расходам будущих периодов представлен в таблице с учетом корреспонденции, приведенной в приложении 64 к Инструкции № 50.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук


Учет торговой премии у продавца


Под торговой премией понимается денежное вознаграждение, причитающееся покупателю за выполнение установленного объема закупок по договору поставки, договору купли-продажи, без изменения стоимости реализованного ранее товара. Продавец либо перечисляет покупателю денежные средства в размере торговой премии, либо данный бонус может быть зачтен в счет оплаты очередной партии отгружаемого в адрес покупателя товара. При этом п. 1 ст. 381 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) определено, что обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

Согласно п. 21 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102, выручка от реализации товаров уменьшается на сумму премий, бонусов, предоставленных покупателю к цене (стоимости), указанной в договоре, полученных после выполнения покупателем условий (в том числе объема покупок или заказов), определенных в договоре в качестве обязательных для получения таких премий, бонусов. Таким образом, при предоставлении торговой премии сторнируется выручка исходя из принципа начисления в том отчетном периоде, в котором в соответствии с договором был оформлен первичный учетный документ. Таким документом может быть, например, акт о предоставлении торговой премии или иной документ, который должен содержать все признаки первичного учетного документа (п. 4 ст. 3, п. 1 и п. 2 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор


Директива № 7программный документ развития одной из важнейших сфер обеспечения жизнедеятельности населения


Удовлетворенность людей уровнем, качеством, доступностью жилищно-коммунальных услуг напрямую влияет на социально-экономическую обстановку и настроения в обществе.

В последние годы произошли очевидные позитивные изменения в функционировании жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь. Получены положительные результаты в ходе реализации таких ключевых задач, как снижение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению, повышение собираемости платы за них и увеличение ввода площади жилищного фонда после капитального ремонта, модернизация систем теплоснабжения.

Большинство населения республики положительно оценивает работу жилищно-коммунальных служб.

Однако в отрасли жилищно-коммунального хозяйства остается еще ряд проблем, требующих скорейшего решения.

Преобладание в жилищно-коммунальном хозяйстве организаций государственной формы собственности, как правило, приводит к отсутствию конкурентной среды, что не позволяет сформироваться рынку жилищно-коммунальных услуг —ключевому инструменту продвижения инноваций.

Особое внимание следует сосредоточить на дальнейшем совершенствовании структуры жилищно-коммунального хозяйства.

Здесь необходима разумная централизация при достаточной свободе действий на местах. Структуру работы отрасли и механизмы взаимодействия необходимо унифицировать в зависимости от численности населения в населенных пунктах.

Чтобы не допустить ухудшения технического состояния жилищного фонда, потребуется ежегодное увеличение объемов ввода жилья после капитального ремонта.

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист


Новый импульс в развитии цифрового банкинга

В целях дальнейшего развития в Республике Беларусь цифровых банковских технологий, использования информационных систем при совершении банковских, других финансовых операций и иной деятельности Президентом Республики Беларусь подписан Указ от 18 апреля 2019 г. № 148 «О цифровых банковских технологиях» (далее — Указ № 148). Одновременно были внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 1 декабря 2015 г. № 478 «О развитии цифровых банковских технологий».

Рассмотрим основные нормы Указа № 148.

Межбанковская система идентификации (далее — МСИ) действует в Республике Беларусь с 1 октября 2016 г. Благодаря МСИ, клиенты банков, которые единожды прошли процедуру идентификации в личном присутствии в одном из банков, в дальнейшем могут получать обслуживание в других банках Республики Беларусь — без необходимости посещения банка в удобное время с использованием цифровых каналов.

База данных МСИ формируется за счет сведений, получаемых из 26 финансовых организаций Республики Беларусь, среди которых 24 банка, одна небанковская кредитно-финансовая организация и открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь».

<...>

Александр ДУДКИН,
советник закрытого акционерного общества «БСБ Банк», старший преподаватель Института бизнеса Белорусского государственного университета


Справочная информация

Калькулятор «Расчет численности рабочих, занятых уборкой помещений»

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку