+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 22 - 28 апреля

Новости для секретаря

Registr.by: мониторинг аналитики за 22 - 28 апреля

26.04.2019 20:00:00

Обновился порядок проведения проверок субъектов хозяйствования органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь


Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2019 г. № 151 (далее — Указ № 151) внесены изменения в некоторые указы главы государства, касающиеся порядка проведения проверок субъектов хозяйствования органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

В частности, Положение о Департаменте финансовых расследований Комитета государственного контроля, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 11 февраля 2009 г. № 87, дополнено подп. 10.7 и 10.8, согласно которым департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее — департамент) для выполнения возложенных на него задач и функций в пределах своей компетенции имеет право:

— составлять в порядке, определенном Комитетом государственного контроля Республики Беларусь по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь, заключения об установлении оснований, указанных в п. 4 ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК), влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора), и направлять их субъектам предпринимательской деятельности, в отношении которых они составлены;

— при выявлении фактов совершения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственных операций с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение, предусмотренное выше, направлять в порядке, определенном Комитетом государственного контроля Республики Беларусь по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь, этим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям информацию о таких хозяйственных операциях. При этом определено, что указанная информация должна включать предложение самостоятельно осуществить в соответствии с НК корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора), а также уплату невнесенных налогов (сборов).

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист


Порядок удостоверения электронного запроса в регистр населения организациями и нотариусами


Министерство внутренних дел Республики Беларусь приняло постановление от 29 марта 2019 г. № 81 «О порядке удостоверения электронного запроса в регистр населения» (далее — постановление № 81).

Принятие документа связано со вступлением 18 апреля 2019 г. в силу положений Закона Республики Беларусь от 9 января 2019 г. № 170-З, которыми вносятся изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 418-З «О регистре населения» (далее — Закон № 418-З), в том числе в новой редакции изложена ст. 24 «Порядок предоставления персональных данных из регистра организациям, нотариусам» Закона № 418-З. Согласно ч. 4-й указанной статьи представление персональных данных из регистра организациям, нотариусам осуществляется по:

• письменному или электронному запросу о представлении персональных данных из регистра, удостоверенному в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Беларусь (при этом говорится, что порядок удостоверения электронного запроса о представлении персональных данных из регистра посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы устанавливается Министерством внутренних дел Республики Беларусь по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь);

• договору о представлении персональных данных из регистра, заключенному Белорусской нотариальной палатой, иной организацией с владельцем регистра в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь. При этом установлено, что владелец регистра не вправе отказать Белорусской нотариальной палате, иной организации в заключении договора о представлении персональных данных из регистра при соблюдении ими требований Закона № 418-З.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист


Бухгалтерский учет и налогообложение подарков работникам


На праздники многие организации дарят подарки работникам. У бухгалтеров возникают вопросы по бухгалтерскому учету и налогообложению расходов, понесенных организациями на приобретение подарков.

Данная статья поможет правильно отразить в бухгалтерском учете и учесть при налогообложении выдачу приобретенных подарков работникам.

Поскольку приобретенные подарки не являются товарно-материальными ценностями, купленными в качестве товаров для реализации, а также не соответствуют условиям принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств (п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 26), их учет, по мнению автора, следует организовать на счете 10 «Материалы».

Счет 10 «Материалы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении материалов (п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»


Новации, связанные с выставлением ЭСЧФ


Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 3 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15» внесены изменения в Инструкцию о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15 (далее — Инструкция № 15, постановление № 15 соответственно), и в форму электронного счета-фактуры, утвержденную постановлением № 15.

Новая редакция Инструкции № 15 вступила в силу с 23 февраля 2019 г. Основным новшеством является то, что положения Инструкции № 15 приведены в соответствие с нормами Налогового кодекса Республики Беларусь в редакции 2019 года (далее — НК-2019). Так, вместо отсылки к ст. 93 НК в прошлой редакции (далее — НК-2018), определяющей объекты обложения налогом на добавленную стоимость (далее — НДС), в НК-2019 теперь следует учитывать ст. 115, которая также определяет объекты обложения НДС; вместо ст. 1061 НК-2018, содержащей нормы об электронном счете-фактуре (далее — ЭСЧФ), в НК-2019 соответствующие нормы содержатся в ст. 131; вместо ст. 107 НК-2018, определяющей налоговые вычеты и порядок их применения, в НК-2019 нормы о налоговых вычетах содержатся в ст. 132—133 и т.д.

Уточнено, что статус ЭСЧФ, который аннулирован поставщиком и согласие на аннулирование которого не подписано получателем, теперь меняется с «Выставлен. Подписан получателем» на «Выставлен. Аннулирован поставщиком» (подп. 8.6 п. 8 Инструкции № 15). Ранее до внесения правок статус ЭСЧФ, который был аннулирован поставщиком и не был подписан получателем, менялся с «Выставлен» на «Выставлен. Аннулирован поставщиком».

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор


Что нужно помнить при заключении договоровоказания аудиторских услуг


Взаимоотношения заказчиков аудиторских услуг и аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей (далее — аудитор) оформляются договором. Что следует учесть сторонам при заключении договора оказания аудиторских услуг — рассмотрим в этом материале.

Какими нормативными актами следует руководствоваться при заключении договора оказания аудиторских услуг?

Договор об оказании аудиторских услуг регулируется положениями гл. 39 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), ст. 19 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 56-З). Кроме того, при согласовании условий договора и осуществлении аудиторской деятельности следует руководствоваться в том числе:

• национальными правилами аудиторской деятельности, внутренними правилами аудиторской деятельности аудиторского объединения; внутренними правилами аудиторской деятельности аудиторской организации, аудитора — индивидуального предпринимателя (ст. 18 Закона № 56-З);

• постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)» (далее — постановление № 500);

• международными стандартами аудита (далее — МСА), принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров. К ним относятся, в частности, МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий».

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук


Особенности налогообложения санаторно-курортных услуг


В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрировано и функционирует значительное количество санаторно-курортных организаций. В связи со вступлением в силу с 1 января 2019 г. новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь необходимо учитывать ряд изменений в налогообложении. Санаторно-курортные организации имеют ряд отраслевых особенностей, которые необходимо учитывать при организации налогового учета и налогообложении:

1) различные виды экономической деятельности, осуществляемые санаторно-курортными организациями, указывают на необходимость ведения раздельного учета доходов и расходов по услугам, включаемым в стоимость санаторно-курортных услуг по путевке и прочим платным услугам, в том числе по аренде парковочных мест, прокату спортивного и иного инвентаря, реализации товаров в организациях розничной торговли и общественного питания, не входящих в стоимость услуг по путевке, то есть дополнительно за плату и др.;

2) применение различных режимов налогообложения, в частности освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее — НДС) медицинских услуг, требует раздельного учета доходов и расходов по видам оказываемых услуг и видам экономической деятельности;

3) комплексность предоставляемых санаторно-курортных услуг (проживание, питание, лечение, оздоровление, организация досуга и др.) предполагает выполнение обязательств по оказанию санаторно-курортных услуг до даты отъезда отдыхающего, что влияет на момент признания выручки от реализации услуг и соответственно на методику учета затрат, в том числе оценку незавершенного производства;

4) различные условия проживания в номере (уровень комфортности номера), виды санаторно-курортных организаций (санаторий для взрослых, взрослых и детей, детей, студенческий санаторий-профилакторий, детский реабилитационно-оздоровительный центр) и другие факторы оказывают влияние на состав затрат и, следовательно, на себестоимость реализованных санаторно-курортных услуг.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук
Елена ГЛИННИК,
кандидат экономических наук


Особенности исчисления и уплаты налогов индивидуальными предпринимателями


С учетом требований Президента Республики Беларусь о необходимости комплексной корректировки Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) законодателем принято решение об изложении НК в новой редакции, что и было сделано принятием Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь». При этом изменения и дополнения коснулись как Общей, так и Особенной частей НК. Не обойдены вниманием и индивидуальные предприниматели.

Остановимся на отдельных нормах и положениях НК, их касающихся.

В новой редакции Общей части НК приводится формулировка общих принципов налогообложения. Некоторые из них конкретизированы, другие введены впервые.

В связи с тем что введен такой принцип налогообложения, как принцип стабильности, из Общей части исключены нормы, устанавливающие, что в исключительных случаях законы и нормативные правовые акты (решения) местных Советов депутатов по вопросам налогообложения могут приниматься при уточнении бюджета на текущий финансовый год и (или) иметь иной срок вступления в силу, но не ранее дня их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

<...>

Василий ПАСЕВИЧ,
аудитор


«Непредпринимательская» деятельность граждан: изменения в порядке осуществления и уплате налогов


Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2019 г. № 151 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 151) определен порядок уплаты налогов физическими лицами, осуществляющими деятельность, которая не относится к предпринимательской.

Пунктом 2 Указа № 151 устанавливается, что осуществление физическими лицами, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам видов деятельности, предусмотренных в абз. 35-м — 44-м ч. 4-й п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь, по заказам организаций и индивидуальных предпринимателей не относится к предпринимательской деятельности. При этом физические лица при осуществлении деятельности:

• по заказам граждан, приобретающих или использующих товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, уплачивают единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — НК);

• по заказам организаций и индивидуальных предпринимателей уплачивают подоходный налог с физических лиц. При этом определено, что исчисление, удержание у физического лица и перечисление в бюджет исчисленной суммы подоходного налога с физических лиц осуществляются организацией и индивидуальными предпринимателями, от которых физическое лицо получило доходы, в порядке и сроки, установленные НК.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист


Определен порядок осуществления мероприятий технического характера Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь


Инструкция о порядке осуществления мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (далее —Инструкция) утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 3 апреля 2019 г. № 5.

Документ определяет порядок осуществления должностными лицами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов следующих мероприятий технического (технологического, поверочного) характера:

• обследование территорий (объектов), на которых произрастают дикорастущие растения, распространение и численность которых подлежат регулированию;

• обследование территорий (объектов) на предмет выявления деградации земель, выразившейся в загрязнении земель (включая почвы) химическими и иными веществами, нарушении земель при разработке месторождений полезных ископаемых, ведении строительных работ и иных раскопок;

• обследование принятых в эксплуатацию законченных возведением, реконструкцией объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, на предмет оценки выполнения особых условий реализации проектных решений, установленных в заключении государственной экологической экспертизы, в том числе в отношении выполнения требований по проведению послепроектного анализа в рамках оценки воздействия на окружающую среду.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист


Порядок уничтожения дел и документов временного хранения


После проведения научно-технической обработки документов и передачи их на хранение в архив организации можно вплотную заняться процедурой выделения документов временного хранения к уничтожению. Именно в такой последовательности проводится работа по выделению документов к уничтожению.

Иными словами, сначала нужно обязательно провести экспертизу ценности документов, сформировать дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу с 75-летним сроком хранения, переплести, оформить в соответствии с требованиями Правил работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденных постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 143 (далее — Правила работы архивов), и Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4, составить описи дел, утвердить их в установленном законодательством Республики Беларусь порядке и только после этого заниматься уничтожением документов с истекшими сроками хранения.

<...>

Галина КУДРЯКОВА,
архивист


Коммерческая тайна (общие вопросы)


Отраслевая принадлежность норм о коммерческой тайне достаточно широкая. В рамках данной статьи рассмотрим общие вопросы, в том числе касающиеся трудовых и связанных с ними отношений.

Коммерческая тайна — это сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в том числе секреты производства (ноу-хау), соответствующие требованиям Закона Республики Беларусь от 5 января 2013 г. № 16-З «О коммерческой тайне», в отношении которых установлен режим коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны может устанавливаться в отношении сведений, которые одновременно соответствуют следующим требованиям:

• не являются общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями;

• имеют коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам;

• не являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

• не отнесены в установленном порядке к государственным секретам.

<...>

Инна ДОРОФЕЙЧУК,
юрист


Справочная информация

Календарь сроков представления государственной статистической отчетности, разрабатываемой в органах государственной статистики, на май 2019 года

Календарь сроков представления государственной статистической отчетности, разрабатываемой в органах государственной статистики, на июнь 2019 года

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на май 2019 года

Календарь уплаты юридическими лицами налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на май 2019 года

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку