+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 25 - 31 марта

Новости для секретаря

Registr.by: мониторинг аналитики за 25 - 31 марта

30.03.2019 15:00:00


Бухгалтерский учет и налогообложение штрафов, пеней и неустоек в 2019 году


На практике нередки ситуации, когда нарушаются договорные условия. В связи с этим к партнерам предъявляются претензии, и с виновной стороны взыскиваются неустойки в пользу контрагента. В 2019 году в связи с принятием новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) в отношении таких сумм внесены изменения.

Статьей 11 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) определено, что одним из способов защиты гражданских прав является взыскание неустойки. Неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законодательством Республики Беларусь или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 311 ГК). Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки в случаях, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Исходя из вышеизложенного, неустойка может быть установлена законодательством Республики Беларусь — законная неустойка и договором — договорная неустойка.

Договорная неустойка устанавливается по соглашению сторон, в котором определяются ее размер, порядок и сроки уплаты. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (ст. 312 ГК).

Что касается неустойки, определенной законодательством Республики Беларусь, то кредитор вправе требовать ее уплаты независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Статьей 313 ГК определено, что размер неустойки может быть изменен соглашением сторон, если законодательство Республики Беларусь этого не запрещает.

Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку (ст. 314 ГК).

<...>

Валентина ЛЕМЕШ, 
кандидат экономических наук


Учет и налогообложение 13-й зарплаты


Премия по итогам работы за год выплачивается после окончания календарного года, когда итоги финансовой деятельности организации подведены и появляется возможность оценить полученную прибыль за год, а значит, и оценить внесенный вклад каждого работника и выплатить годовую премию, иначе говоря, 13-ю зарплату. Следует помнить, что выплата 13-й зарплаты не регламентируется трудовым законодательством Республики Беларусь, поэтому она не является обязательной. Каким будет расчет 13-й зарплаты, работодатель оговаривает в Положении о премировании, коллективном договоре или в ином локальном нормативном акте (ч. 1-я ст. 63, ч. 1-я и 2-я ст. 196 Трудового кодекса Республики Беларусь) (далее — ТК).

Как правило, размер 13-й зарплаты устанавливается в зависимости от результатов трудовой деятельности работников в истекшем году. Привязка размера такой заработной платы может быть к любому показателю: например, к чистой прибыли организации, размеру прироста выручки в году по сравнению с предыдущим. Может быть установлена фиксированная сумма 13-й зарплаты для всех работников, также возможно установление процента от должностного оклада. В любом случае порядок расчета сумм 13-й зарплаты находится в компетенции нанимателя. Также наниматель самостоятельно принимает решение, будет ли выплачена 13-я зарплата всем работникам организации либо же только определенному кругу.

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор


Порядок внесения изменений в ПВТР

Одной из обязанностей нанимателя при приеме на работу является ознакомление работника под подпись с документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок (п. 3 ч. 1-й ст. 54 Трудового кодекса Республики Беларусь) (далее — ТК).

Составление и утверждение правил внутреннего трудового распорядка (далее — ПВТР) являются не правом, а обязанностью нанимателя независимо от формы собственности, численности сотрудников и вида деятельности организации.

От того насколько четко регламентированы ПВТР организации, во многом зависят трудовая и исполнительская дисциплина, микроклимат в коллективе, а также теоретическая возможность возникновения трудовых споров.

В процессе работы организации ввиду экономических, организационных, технологических причин может появиться необходимость внесения изменений в ПВТР.

Следует учитывать, что внесение изменений в ПВТР довольно часто будет являться изменением существенных условий труда. Согласно ч. 2-й ст. 32 ТК таким изменением является изменение режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени и др.

В соответствии с требованиями ч. 1-й ст. 32 ТК наниматель вправе изменять существенные условия труда работников только в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами.

Рассмотрим примерный алгоритм внесения изменений и дополнений в ПВТР.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист


Сложности при внесении записи о работе по совместительству

На практике при внесении записи о работе по совместительству возникают следующие вопросы:

• надо ли указывать (наименование) нанимателя в графе 3 трудовой книжки при приеме на работу по внутреннему совместительству;

• следует ли уточнять нанимателя по совместительству в графе 4 трудовой книжки при указании соответствующего приказа (распоряжения), если он уже упомянут в графе 3. Не будет ли нарушением запрета на сокращения указание его в сокращенной форме (ООО, ОДО и т.п.);

• можно ли внести запись об увольнении без записи о приеме по совместительству;

• кто может внести запись об увольнении с работы по совместительству, если у работника на момент увольнения нет места основной работы;

• следует ли заверять подписью уполномоченного лица нанимателя запись об увольнении с работы по совместительству;

• вносятся ли записи о присвоении квалификационных категорий, о награждении совместителей и т.п.?

Все эти вопросы — следствие отсутствия регламентации порядка внесения записи о работе по совместительству.

Напомним, что Инструкцией о трудовых книжках, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 40 «О трудовых книжках» (далее — Инструкция о трудовых книжках), в части внесения записей совместителей указано, что:

• в трудовую книжку вносятся сведения о работе (прием на работу, заключение трудового договора (в том числе на неопределенный срок, срочного трудового договора, контракта), в том числе на условиях совместительства по желанию работника) (абз. 3-й п. 9 Инструкции о трудовых книжках);

• запись в трудовую книжку сведений о работе по совместительству производится нанимателем по месту его основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству (справка о месте работы, службы и занимаемой должности либо копия приказа нанимателя, у которого работник работает по совместительству) (п. 14 Инструкции о трудовых книжках).

<...>

Владимир САМОСЕЙКО,
юрист


Как не допустить ошибок при увольнении по соглашению сторон

Иногда наниматель и работник достигают договоренности о прекращении трудового договора по соглашению сторон в соответствии с п. 1 ч. 2-й ст. 35 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), после чего работник обращается в суд, пытаясь оспорить достигнутую договоренность или доказать, что вынужден был написать заявление об увольнении в связи с неправомерным давлением.

Суд может вынести решение в пользу работника в том случае, если будут допущены ошибки в форме или содержании достигнутой договоренности, а также в процедуре увольнения. В статье приводятся наиболее характерные ошибки, допускаемые при прекращении трудового договора по соглашению сторон, а также разъясняется, как нужно уволить работника без риска восстановления его на работе.

Ошибка 1. Принуждение работника к заключению соглашения о расторжении трудового договора

Основным условием увольнения по соглашению сторон является взаимное добровольное волеизъявление сторон. Неоднократно уволенные обращаются в суд с иском о восстановлении их на работе из-за того, что соглашение о прекращении трудового договора заключено под принуждением нанимателя. Следует заметить, что истец не всегда может доказать факт принуждения, но в случае доказательства увольнение будет признано судом незаконным, и работника восстановят.

В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» по этому вопросу разъясняется, что при достижении договоренности между работником и нанимателем на прекращение трудового договора по соглашению сторон договор прекращается в срок, определенный сторонами. Аннулирование такой договоренности может происходить лишь при взаимном согласии нанимателя и работника.

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист


Справки: виды, порядок составления, правила оформления

Одним из распространенных видов справочно-информационных документов, входящих в систему организационно-распорядительной документации, является справка.

Справка — это документ, содержащий описание и (или) подтверждение тех или иных фактов, событий служебного или биографического характера. Справка является документом информационного характера: она содержит констатацию каких-либо фактов, событий без мнения автора о существе излагаемых вопросов.

В делопроизводстве различаются служебные справки (например, о штатной численности, о выполнении плана, о задолженности по заработной плате и т.п.) и справки, выдаваемые частным лицам для представления в другие учреждения, так называемые личные справки (о месте работы и занимаемой должности, о периоде работы, о заработной плате, о трудовом стаже и т.п.). В государственных архивах и архивах организаций составляются также архивные справки.

Служебные справки, в свою очередь, делятся на внешние, составляемые обычно по указанию вышестоящего органа (должностного лица) или запросу сторонней организации, и внутренние.

Служебные справки должны оформляться с учетом требований государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26 октября 2016 г. № 83, и Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4.

<...>

Андрей РЫБАКОВ,
директор учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»


Инструкция по делопроизводству: внесены очередные изменения


Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 13 марта 2019 г. № 39 (далее — постановление № 39) внесены изменения и дополнения в Инструкцию по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 (далее — Инструкция № 4).

В основном новшества связаны со вступлением в силу в феврале текущего года Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее — Закон № 130-З) и Закона Республики Беларусь от 8 ноября 2018 г. № 143-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (далее — Закон № 143-З). Напомним также, что в развитие Закона № 143-З Министерством юстиции Республики Беларусь утверждены:

• Инструкция о порядке работы с электронными документами в государственных органах, иных организациях (постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 6 февраля 2019 г. № 19) (далее — Инструкция № 19);

• Правила работы с документами в электронном виде в архивах государственных органов, иных организаций (постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 6 февраля 2019 г. № 20).

Было очевидно, что после появления перечисленных выше нормативных правовых актов подлежит значительной корректировке и основной документ, устанавливающий общие требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами, коим и является Инструкция № 4Постановлением № 39 в этот документ вносится множество изменений и дополнений, некоторые из них имеют лишь характер технических правок, иные более значительны. Мы обратим внимание читателя только на самые, по нашему мнению, существенные.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист


Определен порядок заключения и исполнения договора долевого строительства


Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 2019 г. № 156 (далее — постановление № 156) утверждены Положение о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства, условиях привлечения денежных средств при осуществлении долевого строительства (далее — Положение), а также форма типового договора создания объекта долевого строительства.

Документ принят во исполнение и развитие норм Указа Президента Республики Беларусь от 10 декабря 2018 г. № 473 «О долевом строительстве» (далее — Указ № 473), который вступил в силу 13 марта 2019 г.

Согласно п. 1 Положения этим документом определяются порядок заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства (далее — договор), а также условия привлечения денежных средств при долевом строительстве:

• граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для долевого строительства жилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов с использованием государственной поддержки и (или) с ограниченной прибылью застройщика;

• граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц для долевого строительства жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости без использования государственной поддержки и ограничения прибыли застройщика.

Кроме терминов, установленных в Указе № 473, для целей Положения применяются также следующие термины и их определения:

• недостаток объекта долевого строительства — это несоответствие объекта долевого строительства (качество работ, количество его отдельных элементов, оборудования, материалов) актам законодательства, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащим обязательные для соблюдения технические требования, условиям договора и требованиям проектной документации;

• существенное нарушение качества — это недостаток объекта долевого строительства, наличие которого приводит к ухудшению качества объекта долевого строительства настолько, что объект долевого строительства не может эксплуатироваться в соответствии с его назначением;

• фактическая стоимость объекта долевого строительства — это стоимость объекта долевого строительства в текущих ценах на дату утверждения в установленном порядке акта приемки в эксплуатацию жилого дома и иных объектов недвижимости с учетом затрат застройщика на строительство объекта долевого строительства, затрат, не включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта долевого строительства, но относимых на стоимость строительства, и прибыли застройщика.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист


Обязательная медиация: понятие, преимущества и недостатки


Уже более пяти лет прошло с момента принятия Закона Республики Беларусь от 12 июля 2012 г. № 58-З «О медиации» (далее — Закон о медиации), ознаменовавшего новый этап в формировании внесудебного урегулирования споров. Необходимость и целесообразность принятия указанного нормативного правового акта на сегодняшний день не вызывают сомнений. Исследователи единодушны в оценке значимости развития внесудебных форм разрешения правовых конфликтов с целью наиболее эффективной защиты нарушенных прав граждан и субъектов хозяйствования.

Преимущества внесудебных форм урегулирования конфликтов очевидны как в отношении самих участников конфликта, так и в отношении функционирования судебной системы. Необходимо отметить, что в юридической литературе значение внесудебных форм урегулирования правовых конфликтов, в том числе применения медиативных процедур, зачастую обосновывается необходимостью «разгрузить» суды, повысив тем самым эффективность отправления правосудия. Безусловно, это важный, но не основополагающий фактор.

Медиацию не нужно рассматривать только в качестве инструмента для снижения судебной нагрузки и решения иных проблем белорусских судов. Это понятие гораздо шире и фундаментальнее. Во главе медиации должны стоять прежде всего интересы участников спорного правоотношения и возможность выбора наиболее эффективного способа урегулирования конфликта. Также данный способ урегулирования должен удовлетворять интересы всех сторон конфликта. Именно тогда медиация и сможет стать тем действенным механизмом, который будет обеспечивать возможность сотрудничества сторон в поиске взаимоприемлемого компромиссного решения в возникшем между ними споре, что, в свою очередь, будет способствовать укреплению партнерских отношений между сторонами и позволит сформировать культуру мирного и конструктивного разрешения правовых конфликтов.

Несмотря на все преимущества медиации, за время ее применения в Республике Беларусь она еще не стала действенным и часто применяемым механизмом для урегулирования споров. Одни из самых главных проблем, связанных с применением медиации, — это ненадлежащее информирование общественности об ее преимуществах, а также отсутствие обеспечения корректного понимания сути медиации.

<...>

Эвелина ДУБОВИК,
старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Юридическая компания «Соломон»,
Андрей МАРКЕВИЧ,
юрист


Ответственность за нарушение законодательства о коммерческой тайне


Закон Республики Беларусь от 5 января 2013 г. № 16-З «О коммерческой тайне» (далее — Закон) под коммерческой тайной понимает сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в том числе секреты производства (ноу-хау), соответствующие требованиям Закона, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны. Одновременно Законом устанавливается принцип конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну, за нарушение которого актами законодательства Республики Беларусь предусмотрена ответственность.

Рассмотрим существующие виды ответственности и некоторые особенности привлечения лиц к ним.

Основания для привлечения к ответственности

Статьей 18 Закона установлено, что за действия (бездействие), повлекшие незаконное ознакомление со сведениями, составляющими коммерческую тайну, или за незаконное использование этих сведений, а также за разглашение коммерческой тайны физические и юридические лица, государственные органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.

Разглашение коммерческой тайны — это действия (бездействие), в результате которых сведения, составляющие коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становятся известными третьим лицам без согласия владельца коммерческой тайны или иного законного основания.

<...>

Александр МИХАЙЛОВ,
юрист


Приняты национальные правила аудиторской деятельности по аудиту консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности


Подтверждением актуальности подходов в области аудиторской деятельности с консолидированной отчетностью служит постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 декабря 2018 г. № 83 «Об утверждении национальных правил аудиторской деятельности «Особенности аудита консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности» и признании утратившими силу постановления и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь» (далее — постановление № 83), которым утверждены национальные правила аудиторской деятельности «Особенности аудита консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее — НПАД № 83) и отменены национальные правила аудиторской деятельности «Использование результатов работы другой аудиторской организации», утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 106 (далее — НПАД № 106). Данный документ был ожидаемым в аудиторской среде, поскольку ранее был принят Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 46 (далее — НСБУ № 46), а в НПАД № 106 рассматривались ситуации только в отношении подразделений как структурных или обособленных подразделений юридического лица (абз. 4-й п. 6 НПАД № 106).

Постановление № 83 вступило в силу 17 января 2019 г. Аналогом НПАД № 83 является Международный стандарт аудита 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)» (далее — МСА 600).

Отечественные правила аудиторской деятельности (далее — НПАД) изначально формировались на основе аналогов международных стандартов аудита (далее — МСА), что было связано с импортом готовой институциональной формы. Такой подход являлся оправданным, поскольку МСА базировались и базируются на многолетнем опыте, глубоких и фундаментальных знаниях и опыте их разработки, обсуждения, введения и применения. Однако в отличие от МСА в НПАД не всегда делаются отсылки к другим НПАД, требования которых следует учитывать, а также не всегда приводятся определения используемых в них терминов.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук


Особенности составления учетной политики организациями торговли и общественного питания на 2019 год


В данном материале предлагаем организациям, осуществляющим деятельность в области торговли и общественного питания, ознакомиться с отраслевыми особенностями составления учетной политики на 2019 год.

Общие положения

Напомним, что учетная политика — это совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности») (далее —Закон № 57-З).

Формирование учетной политики организации в соответствии со ст. 11 Закона № 57-З входит в обязанности главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном п. 2 ст. 7 Закона № 57-З, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона № 57-З организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в Положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждается руководителем организации.

Учетная политика организации должна основываться на принципах бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренных Законом № 57-З (п. 2 ст. 9 Закона № 57-З).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»


Учетная политика организации, применяющей упрощенную систему налогообложения


В данной статье будут рассмотрены особенности формирования учетной политики в 2019 году коммерческими организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения.

Здесь мы сделаем акцент на наиболее важных моментах создания данного документа.

Общие положения

Учетная политика — это совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией.

Бухгалтерский учет — это система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности») (далее — Закон № 57-З).

Таким образом, вопрос формирования учетной политики для целей ведения бухгалтерского учета актуален для организаций, ведущих бухгалтерский учет.

В отдельных случаях нормативными правовыми актами по налогообложению предусмотрена вариантность, которая должна быть закреплена в учетной политике. Поскольку в настоящее время законодательством Республики Беларусь не предусмотрено утверждать отдельную учетную политику в целях налогообложения, выбор организацией соответствующего способа (метода) целесообразно закреплять в единой учетной политике.

Согласно ст. 2 Закона № 57-З его действие распространяется на организации. В соответствии с законодательными актами Республики Беларусь отдельные категории организаций могут быть освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Для целей Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) под учетной политикой для организаций, ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, понимается документ, утвержденный приказом руководителя организации (ч. 4-я п. 6 ст. 333 НК).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»


Справочная информация

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на апрель 2019 года

Календарь уплаты юридическими лицами налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на апрель 2019 года

Размеры возмещения расходов при командировках за границу

Размеры возмещения расходов при командировках в пределах Республики Беларусь

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку