+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 11 - 17 марта

Новости для секретаря

Registr.by: мониторинг аналитики за 11 - 17 марта

15.03.2019 20:00:00


Начисляем и выплачиваем дивиденды в 2019 году: правильно применяем пониженные ставки налогов


С 1 января 2019 г. в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК) введено много новых правил по налогообложению дивидендов.

Рассмотрим все нюансы применения пониженных ставок и те широкие возможности, которые читаются между строк НК.

Пунктом 6 ст. 184 НК ставка налога на прибыль по дивидендам, указанным в п. 1 ст. 167 и подп. 3.1 п. 3 ст. 174 НК, устанавливается в размере 12%.

Если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации — резидентами Республики Беларусь, ставка налога на прибыль устанавливается в размере 6% (п. 7 ст. 184 НК), а в случае, если прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации — резидентами Республики Беларусь в течение пяти предшествующих календарных лет последовательно — ставка налога на прибыль устанавливается в размере 0% (п. 8 ст. 184 НК).

Аналогичные нормы содержатся в п. 5 и 6 ст. 214 НК, которыми установлены ставки подоходного налога с физических лиц в размере 6% (либо 0%) в отношении доходов в виде дивидендов, если в течение трех (либо пяти соответственно) предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации — резидентами Республики Беларусь.

Исходя из вышеуказанных положений НК, применение пониженных ставок налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц возможно, если у белорусской организации в течение трех либо пяти лет подряд:

• решения о распределении между участниками (акционерами) — резидентами Республики Беларусь прибыли на выплату дивидендов не принимались;

• решения о распределении прибыли принимались, но не с целью распределения прибыли между участниками (акционерами) —резидентами Республики Беларусь в виде дивидендов. При этом целевое использование прибыли законодательно в данном случае не определено.

Следует учитывать, что для применения пониженных ставок необходимо, чтобы в течение трех либо пяти лет подряд у организации имелась возможная к распределению (но не распределенная между участниками (акционерами) такой организации — резидентами Республики Беларусь на выплату дивидендов) прибыль.

<...>

Андрей КАРПУНИН,
председатель Клуба финансовых директоров


Медиация при ликвидации по делу о банкротстве


В предлагаемой статье сравним правовые нормы действующих Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон), Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 58-З «О медиации» (далее — Закон о медиации) и очередного проекта нового закона о банкротстве в отношении возможного использования потенциала медиативных технологий на такой стадии конкурсного производства, как ликвидация должника.

Проанализируем возможное их улучшение с учетом реалий жизни, статистики, актуальной судебной практики.

Процедура банкротства и медиация

Наверное, не только самим медиаторам и сторонникам медиации, но в первую очередь должникам с предстоящими сложными процедурами в деле о банкротстве, которые им предстоит перенести, можно сообщить приятную новость: в проекте нового закона о банкротстве имеются правовые нормы о медиации. Насколько их достаточно — другой вопрос.

В статье 25 проекта нового закона о банкротстве определяется содержание заявления должника о своей несостоятельности, которое он должен подать в экономический суд. Среди обязательных требований, подлежащих указанию в нем, имеются и сведения о предпринятых досудебных способах оздоровления финансового состояния, а также способах урегулирования отношений с кредиторами (в том числе медиации). Такие же сведения должник обязан будет указать и в отзыве на заявление кредитора о банкротстве должника (ст. 36 Закона).

Для большей отрады оснований пока нет, хотя в отношении медиации при банкротстве были и более радикальные предложения. Имеются, на наш взгляд, и серьезные основания говорить о медиации при ликвидации должника.

<...>

Виктор КАМЕНКОВ,
заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, медиатор, заместитель председателя общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов», национальный корреспондент Беларуси в ЮНСИТРАЛ, доктор юридических наук, профессор


Формирование затрат операторов автомобильных перевозок пассажиров: порядок определен


Положение о порядке формирования затрат оператора автомобильных перевозок пассажиров (далее — Положение) утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 марта 2019 г. № 150 «Об оплате услуг оператора автомобильных перевозок пассажиров» (далее — постановление № 150).

В документе, в частности, установлено, что затраты, связанные с оказанием услуг оператора автомобильных перевозок пассажиров, формируются операторами автомобильных перевозок пассажиров в соответствии с законодательством Республики Беларусь и учетной политикой организаций на основе их раздельного учета. При этом исходными данными для формирования затрат, связанных с оказанием услуг оператора автомобильных перевозок пассажиров, являются:

1) нормы и нормативы обеспечения материально-техническими ресурсами, утвержденные в установленном порядке, а при их отсутствии — фактическое потребление, сложившееся за прошлые годы;

2) договоры поставки материальных ресурсов, содержащие условия их выполнения и сроки оплаты;

3) штатная численность работников, согласованная с местным исполнительным и распорядительным органом, выступающим заказчиком автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, в пределах межотраслевых, отраслевых норм труда (при их отсутствии — в пределах местных норм и нормативов), сдельные расценки, тарифные ставки и должностные оклады, выплаты компенсирующего и стимулирующего характера, установленные трудовыми договорами, коллективными договорами, положениями об оплате труда, о премировании, иными локальными нормативными правовыми актами, определяющими формы, системы и размеры оплаты труда работников оператора автомобильных перевозок пассажиров в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом определено, что для выполнения услуг, оплачиваемых за счет средств местных бюджетов, количество штатных единиц оператора автомобильных перевозок пассажиров определяется в целом по области (г. Минску) из расчета одна штатная единица (без учета работников, осуществляющих проверку наличия у пассажиров проездных документов), приходящаяся на не менее чем 50 тысяч жителей соответствующей области (г. Минска);

4) сроки полезного использования (нормативные сроки службы) основных средств и нематериальных активов в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

5) планы совершенствования материально-технической базы;

6) мероприятия по реализации государственных программ;

7) договоры на оказание коммунальных услуг и иных услуг по техническому обслуживанию зданий и оборудования, площадь зданий и помещений, тарифы (цены) на услуги, планируемый объем потребляемых услуг;

8) данные бухгалтерского учета;

9) иные данные, непосредственно относящиеся к затратам, связанным с оказанием услуг оператора автомобильных перевозок пассажиров.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист


Бухгалтерский учет доходов и расходов по договорам строительного подряда: есть изменения


В Инструкцию по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда, утвержденную постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 44 (далее —Инструкция), постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15 февраля 2019 г. № 10 (далее — постановление № 10) внесены изменения.

Корректировке подвергся п. 8 Инструкции. Установлено, что в бухгалтерском учете подрядчика доходы по договору строительного подряда отражаются по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг») в следующем порядке:

• по строительным работам — в размере стоимости сданных и принятых работ на основании актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (далее — акт). Акты, подтверждающие факт выполнения строительных работ в отчетном месяце, подписанные принимающей стороной до 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным, принимаются к учету на последнее число отчетного месяца. Акты, подтверждающие факт выполнения строительных работ в отчетном месяце, подписанные принимающей стороной после 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным, принимаются к бухгалтерскому учету на дату подписания их принимающей стороной. При этом дополняется, что акты, подтверждающие факт выполнения в месяце приемки объекта строительства в эксплуатацию строительных работ, стоимость которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь выражена в иностранной валюте, принимаются к учету на день подписания акта принимающей стороной, если этот день предшествует дню утверждения акта приемки объекта строительства в эксплуатацию;

• доходы от возмещения дополнительных затрат по договору и поощрительные выплаты — в размере их стоимости, подтвержденной первичным учетным документом, на день подписания документа принимающей стороной;

• по пусконаладочным работам — в размере стоимости сданных и принятых работ согласно акту выполненных работ на день его подписания принимающей стороной;

• по оборудованию, поставляемому подрядчиком, — в размере стоимости оборудования, указанной в товарно-транспортной накладной или товарной накладной.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист


Установлены базовая ставка и тарифная сетка для работников бюджетных организаций


Во исполнение норм Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее — Указ № 27) Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 28 февраля 2019 г. № 138 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее — постановление № 138).

Напомним, Указом № 27 устанавливается, что с 1 января 2020 г. оплата труда работников бюджетных организаций производится на основе тарифной системы, включающей в себя базовую ставку и восемнадцатиразрядную тарифную сетку. При этом под базовой ставкой понимается величина, используемая при исчислении окладов работников бюджетных организаций. Там же определено, что:

• тарифная система — это система оплаты труда, основанная на дифференциации заработной платы работников различных категорий на основании тарифной сетки и базовой ставки;

• коэффициент тарифного разряда — это величина, отражающая межразрядную дифференциацию при исчислении размеров окладов работников, определяемая как отношение коэффициентов второго и последующих тарифных разрядов к коэффициенту первого тарифного разряда;

• кратный размер базовой ставки — это величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации рабочих при выполнении работ, не тарифицируемых тарифными разрядами.

В подпункте 16.1 п. 16 Указа № 27 содержится поручение Правительству Республики Беларусь установить до 1 марта 2019 г. и ввести с 1 января 2020 г.:

• восемнадцатиразрядную тарифную сетку с распределением категорий работников по профессионально-квалификационным группам и диапазонам тарифных разрядов, определив в ней межразрядную дифференциацию коэффициентов тарифных разрядов в среднем не менее шести процентов;

• размер базовой ставки.

Во исполнение указанной нормы постановлением № 138 для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, постановлением № 138 установлена базовая ставка в размере 180 рублей, а также утверждена тарифная сетка.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист


Примеры создания и корректировки резерва по сомнительным долгам


В связи со вступлением в силу с 1 января 2019 г. новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) и «в целях компенсации потерь бизнеса, связанных с тем, что им необходимо исполнить налоговое обязательство при отсутствии оплаты от покупателей-заказчиков» резерв по сомнительным долгам «вернулся» в налоговый учет.

Создание резервов по сомнительным долгам предусмотрено как в бухгалтерском учете, так и в налоговом учете.

СПРАВОЧНО

В налоговом учете резерв по сомнительным долгам не новое понятие: до 2014 года суммы резерва по сомнительным долгам и его восстановление при восстановлении сомнительных долгов включались в состав внереализационных расходов (подп. 3.20, 3.21 п. 3 ст. 129 НК).

С 2014 года и вплоть до 1 января 2019 г. в связи с исключением из НК указанных пунктов формирование данного резерва не подлежало отражению в составе внереализационных расходов, и при налогообложении учитывались только убытки от списания дебиторской задолженности:

• по которой истек срок исковой давности;

• по которой истек срок давности для предъявления исполнительных документов к исполнению в случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено частично в связи с отсутствием у должника денежных средств на счетах в банках и иного имущества;

• невозможной (нереальной) для взыскания (подп. 3.22 и 3.23 п. 3 ст. 129 НК).

<...>

Александра РАКИТИНА,
эксперт по налогообложению


Указ № 488 еще не отменен, нормы НК уже действуют, а положения УК смягчатся только с июля 2019 г.


В соответствии с п. 4 ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) в новой редакции налоговая база и сумма подлежащего уплате (возврату) налога по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

• установление искажения сведений о фактах совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском или налоговом учете либо налоговой отчетности плательщика;

• основной целью совершения хозяйственной операции является неуплата (неполная уплата) или зачет (возврат) суммы налога;

• отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар, не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).

Первое и третье основания прямо заимствованы из Указа № 488. Но при этом самого реестра в прежнем виде НК не предусматривает, и в нем отсутствует процедура направления писем с требованиями о доплате налогов из-за сотрудничества с теми, кто ранее попал в реестр «лжепредпринимательских структур».

В подпункте 1.13 п. 1 ст. 21 «Права плательщиков» новой редакции НК предусмотрено, что в целях проверки благонадежности деловой репутации плательщики могут использовать информацию, не составляющую налоговую тайну и содержащуюся в государственных информационных ресурсах (системах), представляемую посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы.

В неизменном виде в подп. 1.16 п. 1 ст. 22 «Обязанности плательщика» НК перекочевала из подп. 1.9 п. 1 Указа № 488 обязанность плательщиков обеспечивать проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства Республики Беларусь, а в случае их оформления от имени белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя — также на предмет принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

<...>

Андрей КАРПУНИН,
председатель Клуба финансовых директоров


Алгоритм применения новых норм законодательства о ВЭД, валютном контроле и расчетах


Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2018 г. № 484, основной целью денежно-кредитной политики в текущем году остается ограничение инфляции. Продолжатся либерализация валютного законодательства Республики Беларусь и дедолларизация экономики.

Как и в предыдущем году, действия Национального банка Республики Беларусь будут направлены на формирование новой законодательной базы, предусматривающей снятие ограничений на проведение валютных операций. В частности, в текущем году планируется либерализация валютного законодательства Республики Беларусь, регулирующего порядок проведения операций, связанных с движением капитала, а также с открытием счетов резидентами Республики Беларусь за пределами страны.

Если в 2018 году Указом Президента Республики Беларусь от 31 июля 2018 г. № 301 отменена обязательная продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь, то в текущем году планируются отмена ограничений сроков репатриации валютной выручки и установление сроков возврата валютной выручки во внешнеторговых договорах. Также предусматривается создание системы валютного мониторинга.

Тем самым отпадет необходимость в выдаче разрешений на продление сроков исполнения внешнеторговых контрактов. В 2018 году порядок выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций изменен постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 1 августа 2018 г. № 348 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 22 апреля 2009 г. № 52», которым утверждена в новой редакции Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций. Постановление вступило в силу с 10 августа 2018 г.

<...>

Нонна РАБЕЦ,
юрист


Примеры отражения стоимостных показателей в рублях и в валюте в ПУД с 1 января 2019 года


Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10 августа 2018 г. № 58 «О некоторых вопросах документального оформления хозяйственных операций, внесении дополнений и изменений в отдельные постановления Министерства финансов Республики Беларусь» (далее — постановление № 58) вносятся изменения в порядок оформления первичных учетных документов (далее — ПУД), устанавливаются правила внесения исправлений в первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета. Кроме того, постановлением № 58 дополняется порядок единоличного составления первичных учетных документов, а также вносятся изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь, устанавливающее формы ТТН и ТН и порядок их заполнения. Изменения вступили в силу с 1 января 2019 г.

Указание стоимостных показателей в ПУД

В ПУД, являющемся основанием для отражения в бухгалтерском учете стоимости выполненных работ (оказанных услуг), стоимостные показатели указываются:

• в иностранной валюте, в которой установлена цена работы (услуги) в договоре, заключенном подрядчиком (исполнителем) и заказчиком в письменной форме (далее — договор), если договором предусмотрено осуществление расчетов за работу (услугу) только в иностранной валюте в установленном законодательством Республики Беларусь порядке (абз. 2-й подп. 1.3 п. 3 постановления № 58).

<...>

Александра РАКИТИНА,
эксперт по налогообложению

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку