+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 25 февраля - 3 марта

Новости для секретаря

Registr.by: мониторинг аналитики за 25 февраля - 3 марта

01.03.2019 20:00:00

Изучаем новые налоговые декларации


Новая Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» (далее — Инструкция № 2 и постановление № 2 соответственно), вступила в силу с 16 февраля 2019 г. С той же даты признано утратившим силу постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы» (далее —постановление № 42).


Формы налоговых деклараций (расчетов)

В то же время почти все формы налоговых деклараций (расчетов) не только обновлены, но и переставлены местами. Например, форма налоговой декларации (расчета) по акцизам, которая была приведена в приложении 2 к постановлению № 42сразу же после формы налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость (приложение 1), теперь уступила свое место налоговой декларации (расчету) по налогу на добавленную стоимость иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме для физических лиц, а сама переместилась в приложение 3 к постановлению № 2.

<...>

Наталья КОВАЛЕВА,
экономист


Учет средств, подлежащих внесению в бюджет в счет компенсации его расходов, в бюджетных организациях


В материале рассмотрен порядок отражения в бухгалтерском учете средств, получаемых бюджетными организациями, которые подлежат внесению в доход республиканского бюджета и соответствующих местных бюджетов в счет компенсации их расходов.


Нормативное правовое регулирование

В 2019 году перечисление в соответствующие бюджеты средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета (включая бюджетные организации), в счет компенсации расходов республиканского и местных бюджетов производится в соответствии с Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 160-З «О республиканском бюджете на 2019 год» (далее — Закон на 2019 год).

В счет компенсации расходов республиканского бюджета в доходы республиканского бюджета зачисляются средства, в том числе в иностранной валюте, согласно приложению 10 к Закону на 2019 год (п. 2 ст. 14 Закона на 2019 год).

В счет компенсации расходов местных бюджетов в доходы соответствующих бюджетов зачисляются средства согласно приложению 12 к Закону на 2019 год (п. 7 ст. 20 Закона на 2019 год).

В 2018 году в счет компенсации расходов республиканского бюджета в доходы республиканского бюджета зачислялись средства, в том числе в иностранной валюте, согласно приложению 10 к Закону Республики Беларусь от 31 декабря 2017 г. № 86-З «О республиканском бюджете на 2018 год» (далее — Закон на 2018 год) (п. 2 ст. 14 Закона на 2018 год). В счет компенсации расходов местных бюджетов в доходы соответствующих местных бюджетов зачислялись средства согласно приложению 11 к Закону на 2018 год (п. 7 ст. 20 Закона на 2018 год).

<...>

Анна ЧЕРНЮК,
доцент


Изменения в порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности


Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1 (далее — постановление № 1/1) утверждена новая Инструкция о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности (далее — Инструкция), и установлены новые формы листка нетрудоспособности и справки о временной нетрудоспособности.

Общая характеристика изменений

Инструкция вносит некоторые изменения в порядок выдачи листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности.

Так, на период временной нетрудоспособности предусмотрена выдача справки о временной нетрудоспособности лицам трудоспособного возраста, не работающим и не состоящим на учете в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных. Справка о временной нетрудоспособности будет выдаваться лицам, осуществляющим уход за инвалидом первой группы, при оказании медицинской помощи в стационарных условиях лицу, фактически осуществляющему уход за этим инвалидом.

Если мать либо лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком, является получателем пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет (ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет) и одновременно работает на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) или на дому, листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до трех лет (ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет) выдается только этому лицу (матери). Иным лицам, осуществляющим уход за больным ребенком, в этом случае выдается справка о временной нетрудоспособности.

<...>

Лев СТРАЦКЕВИЧ,
эксперт Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь


Проведение инвентаризации новыми технологическими методами


При проведении инвентаризации следует учитывать требования Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 (далее — Инструкция № 180). Важно помнить, что некоторые нормы этого документа не согласуются с нормативными правовыми актами, принятыми после него (например, Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50, Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102). Кроме того, появились объекты учета (отложенные налоговые активы и обязательства, инвестиционная недвижимость, долгосрочные активы, предназначенные для реализации), которые на момент принятия Инструкции № 180 в учетной практике отсутствовали и, следовательно, не нашли своего отражения в ней. По общему правилу объектами инвентаризации должны быть все статьи бухгалтерского баланса. Следовательно, объектами инвентаризации являются активы, обязательства и собственный капитал, то есть те статьи в бухгалтерском балансе, которые проверяются на правильность оценки и полноту отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»:

• активы — это имущество, возникшее в организации в результате совершенных хозяйственных операций, от которого организация предполагает получение экономических выгод;

• обязательства — это задолженность организации, возникшая в результате совершенных хозяйственных операций, погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению собственного капитала организации;

• собственный капитал — это активы организации за вычетом ее обязательств.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук


Изменения в порядке бухгалтерского учета нематериальных активов

С 22 сентября 2018 г. вступило в силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 21 августа 2018 г. № 60 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 25» (далее — постановление № 60).

Постановлением № 60 внесены изменения и дополнения в Инструкцию по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 25 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета» (далее — Инструкция № 25).

Пункт 2 Инструкции № 25 дополнен абз. 6-м, где дано определение государственных средств — это средства республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов.

Уточнены условия признания отдельных активов нематериальными. Так, ч. 1-я п. 5 Инструкции № 25 дополнена положениями, согласно которым организацией в качестве нематериальных активов принимаются к бухгалтерскому учету имущественные права на результаты научно-технической деятельности при выполнении также условий признания, указанных в п. 4 Инструкции № 25.

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»


Изменения законодательства по бухгалтерскому учету курсовых разниц


Списание курсовых разниц с доходов и расходов будущих периодов. Для правильного бухгалтерского учета курсовых разниц в 2018 году необходимо помнить, что в нем действуют нормы:

• Указа Президента Республики Беларусь от 21 августа 2017 г. № 298 «О списании курсовых разниц» (далее — Указ № 298);

• Указа Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2017 г. № 468 «Об отражении курсовых разниц в налоговом учете» (далее — Указ № 468).

Указом № 298 установлено, что коммерческие организации, у которых суммы курсовых разниц, числящиеся на 31 декабря 2017 г. в составе расходов будущих периодов, превышают суммы курсовых разниц, числящиеся на эту дату в составе доходов будущих периодов, вправе:

• в 2017 году суммы курсовых разниц, числящиеся на 31 декабря 2017 г. в составе расходов будущих периодов, списать на доходы будущих периодов в пределах сумм курсовых разниц, числящихся на 31 декабря 2017 г. в составе доходов будущих периодов (абз. 2-й п. 1 Указа № 298);

• суммы курсовых разниц, оставшиеся в составе расходов будущих периодов после списания, произведенного в порядке, установленном в абз. 2-м п. 1 Указа № 298, списать на расходы по финансовой деятельности и внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2018 г. (абз. 3-й п. 1 Указа № 298).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»


Комментарий к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29 декабря 2018 г. № 92 «О формировании и ведении списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок»


Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29 декабря 2018 г. № 92 «О формировании и ведении списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок» (далее — постановление № 92), вступающим в силу с 1 июля 2019 г., утверждена новая Инструкция о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (далее — Инструкция № 92).

При этом с той же даты признается утратившей силу Инструкция о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 июня 2017 г. № 34 «О формировании и ведении списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок» (далее — постановление № 34 и Инструкция № 34 соответственно).

Инструкция № 92 определяет порядок формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.

<...>

Николай ВОЛЧЕК,
юрист


Нарушение арендодателем прав арендатора и злоупотребление им своими правами


Арендодатель как более сильная сторона договора часто злоупотребляет своими правами, что приводит к нарушению прав и законных интересов арендатора. Самыми распространенными формами нарушений и злоупотреблений арендодателя являются повышение арендной платы в одностороннем порядке, односторонний отказ от договора аренды и создание препятствий к пользованию арендованным имуществом.


Повышение арендной платы

Согласно п. 3 ст. 585 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законодательством Республики Беларусь могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. Таким образом, по общему правилу арендная плата может изменяться только по соглашению сторон.

В силу ч. 4-й п. 21 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 15 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из арендных правоотношений» (далее — постановление № 1), если действительная воля сторон при заключении договора аренды недвижимого имущества, не находящегося в государственной собственности, была направлена на необходимость заключения дополнительного соглашения с целью изменения размера арендной платы, то арендодатель не вправе изменять арендную плату без согласования с арендатором.

<...>

Олег БАНДЫК,
юрист


Ограничений в валютном регулировании становится меньше: реализация стратегии развития финансового рынка


Следует полагать, что в текущем году Национальный банк Республики Беларусь продолжит совершенствование валютного законодательства Республики Беларусь, поскольку Основными направлениями предусмотрены снятие ограничений на открытие счетов резидентами Республики Беларусь за пределами страны, отмена ограничений сроков репатриации валютной выручки и установление сроков возврата валютной выручки во внешнеторговых договорах, создание системы валютного мониторинга.

Либерализация валютного законодательства Республики Беларусь предусмотрена постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28 марта 2017 г. № 229/6 «О стратегии развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года» (далее — Стратегия), а также находит отражение в ежегодных Основных направлениях денежно-кредитной политики. Текущий год не исключение.

Согласно Стратегии либерализация режима валютного регулирования будет выражаться в упрощении процедуры и смягчении требований к проведению валютных операций, в переходе от директивных методов регулирования к экономическим, основанным на системе мониторинга и последующего контроля над денежными потоками, что, в свою очередь, обеспечит информационную прозрачность и полноту отражения совершаемых валютных операций и позволит своевременно выявлять внешние и внутренние экономические риски и адекватно реагировать на них.

<...>

Наталья ПИРОЖНИК


Рабочий год: включаемые периоды, основания и учет смещения


Рабочий год — это понятие, предназначенное для правового регулирования трудовых и некоторых социальных отпусков работников, состоящих в трудовых отношениях. В данной статье будут рассмотрены случаи и порядок смещения рабочего года применительно к трудовым отпускам.

На практике часто возникают вопросы:

• какие периоды включаются в рабочий год;

• в каких случаях необходимо смещать рабочий год;

• можно ли вести подсчет периодов, включаемых в рабочий год, в произвольной форме;

• предусмотрена ли законодательством Республики Беларусь форма учета смещения рабочего года;

• как документально оформлять смещение рабочего года;

• нужно ли издавать приказы о смещении рабочего года и когда это делать, а именно: следует ли это сделать в конце рабочего года либо при предоставлении трудового отпуска сразу указывать на смещение соответствующего периода?

Рассмотрим эти и некоторые другие вопросы.


Периоды, включаемые в рабочий год

Согласно ст. 163 Трудового кодекса Республики Беларусь рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск, — это промежуток времени, равный по продолжительности календарному году, но исчисляемый для каждого работника со дня приема на работу. То есть рабочий год начинается у каждого работника не с 1 января, а со дня приема на работу к данному нанимателю.

<...>

Инна ДОРОФЕЙЧУК,
юрист


Начало делопроизводственного года


Начало делопроизводственного года связано с осуществлением ряда мероприятий.

Рассмотрим основные из них.

Начинается новая валовая нумерация в регистрационных индексах при регистрации документов и в других учетных формах.

Регистрационным индексом документа является порядковый регистрационный номер, присваиваемый в пределах делопроизводственного года, дополненный определенными поисковыми данными (индексом дела по номенклатуре дел, условным обозначением и др.) (п. 140.7, 142.4 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4). Регистрация входящих, исходящих, внутренних (в том числе распорядительных документов и протоколов) документов должна быть начата с номера 1.


Настройка справочников автоматизированной системы документационного обеспечения управления (далее — АС ДОУ) в соответствии с новой номенклатурой дел

Если после утверждения номенклатуры дел были изменены индексы дел, соответствующие изменения должны быть внесены в справочники АС ДОУ.

<...>

Екатерина ДЕРНОВИЧ,
старший научный сотрудник отдела документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»


Внесены изменения в Закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»

8 ноября 2018 г. был принят Закон Республики Беларусь № 143-З «О внесении изменений и дополнений в ЗаконРеспублики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (далее — Закон № 143-З). Данный документ призван расширить применение электронных документов в организациях всех форм собственности Республики Беларусь. Принятые изменения и дополнения полностью вступают в силу с 18 февраля 2019 г.

Что изменилось в работе с электронными документами?


Появилось новое понятие — «атрибутный сертификат»

Атрибутный сертификат — это электронный документ, изданный поставщиком услуг и содержащий информацию о полномочиях физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя), являющегося владельцем личного ключа электронной цифровой подписи на подписание определенных видов электронных документов (п. 1 ст. 1 Закона № 143-З).

Поставщик услуг — это организация, которая осуществляет одну или несколько следующих функций: издание, распространение и хранение сертификатов открытых ключей, атрибутных сертификатов, списков отозванных сертификатов открытых ключей и списков отозванных атрибутных сертификатов и другие функции.

В Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» была введена специальная ст. 26-1, которая посвящена атрибутным сертификатам.

<...>

Дмитрий ВАРНАШОВ,
младший научный сотрудник отдела документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»


Справочная информация

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на март 2019 года

Календарь уплаты юридическими лицами налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на март 2019 года

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку