+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 7 - 13 января

Новости для секретаря

Registr.by: мониторинг аналитики за 7 - 13 января

11.01.2019 20:00:00

Учет кассовых и фактических расходов за счет бюджетного финансирования


Рассмотрены сущность кассовых и фактических расходов, производимых за счет бюджетного финансирования, а также порядок их формирования и учета в бюджетных организациях.

Двойственный характер расходов бюджетных организаций

В бюджетных организациях одними из основных объектов бухгалтерского учета являются:

1) расходы, производимые за счет средств республиканского и местных бюджетов (бюджетного финансирования) в соответствии с утвержденными бюджетными сметами;

2) расходы, производимые за счет внебюджетных источников в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов внебюджетных средств.

Названные расходы, в свою очередь, подразделяются на кассовые и фактические расходы.

Расходы бюджетных организаций, производимые за счет бюджетного финансирования, подразделяются на кассовые и фактические расходы, исходя из двойственного их характера.

Расходование бюджетных средств осуществляется со счетов территориальных органов государственного казначейства (далее — территориальное казначейство), что является расходом соответствующего бюджета.

Реальные (фактические) расходы, которые, как правило, по времени не совпадают с расходами соответствующего бюджета, осуществляются бюджетными организациями.

В бухгалтерии бюджетной организации находят отражение как расходы соответствующего бюджета, так и реальные (фактические) расходы организации.

<...>

Анна ЧЕРНЮК,
доцент


Учет результатов инвентаризации активов и обязательств в бюджетных организациях


Рассмотрен порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетной организации выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета.

Сроки проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

Установлены следующие сроки проведения инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п. 7 Инструкции № 180):

— не ранее 1 ноября — основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, незавершенного производства и полуфабрикатов, сырья и материалов, готовой продукции, продукции подсобного сельского хозяйства, животных на выращивании и откорме;

— не ранее 1 декабря — обязательств, денежных средств и других активов.

Сроки проведения инвентаризаций (годовых, в течение года), перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации (п. 8 Инструкции № 180).

Инвентаризация в филиалах (обособленных подразделениях), выделенных на отдельный баланс, проводится в порядке и сроки, установленные юридическим лицом, их создавшим (п. 9 Инструкции № 180).

<...>

Анна ЧЕРНЮК,
доцент


Годовое заключение счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях


Годовое заключение счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях — один из подготовительных этапов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Согласно п. 21 Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10 марта 2010 г. № 22 (далее — Инструкция № 22), бухгалтерский баланс на 1 января следующего года составляется после годового заключения счетов.

Под годовым заключением счетов понимается отражение в учете заключительных записей по списанию произведенных в течение текущего отчетного года фактических расходов как за счет бюджетного источника финансирования, так и за счет внебюджетных источников.

Для проведения годового заключения счетов в книге журнал-главная выводится предварительный остаток по каждому счету (субсчету) на конец текущего отчетного года.

Если сумма фактических расходов превышает остаток соответствующего источника финансирования, списание расходов производится в сумме, равной остатку источника финансирования. В случае, когда источник финансирования превышает сумму фактических расходов, после списания расходов остаются источники финансирования по кредиту соответствующих счетов (субсчетов). Эта норма может быть использована только при списании фактических расходов, произведенных за счет бюджетного финансирования.

<...>

Анна ЧЕРНЮК,
доцент


Закон о растительном мире: масштабные изменения


Законом Республики Беларусь от 18 декабря 2018 г. № 153-З (далее — Закон № 153-З) внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З «О растительном мире» (далее — Закон № 205-З).

В частности, корректировке подвергся понятийный аппарат Закона № 205-З. Так, устанавливается, что бульвар — это общедоступная благоустроенная озелененная территория с одним или несколькими рядами насаждений, расположенная между полосами движения транспортных средств улицы населенного пункта.

Закон № 205-З дополняется такими терминами и их определениями, как:

— деревья, кустарники, находящиеся в ненадлежащем качественном состоянии, — это деревья, кустарники, у которых количество усохших ветвей составляет более 50% и (или) разрушена или опала кора на большей части ствола;

— компенсационные мероприятия — это компенсационные посадки либо компенсационные выплаты стоимости удаляемых объектов растительного мира;

— лицо в области озеленения — это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по созданию и содержанию насаждений, выполняющих санитарно-гигиенические, рекреационные, инженерно-технические, культурные, эстетические или иные несельскохозяйственные функции, а также юридическое лицо, имеющее в своем составе структурное подразделение, осуществляющее такую деятельность;

— обрезка деревьев, кустарников — это отделение от деревьев, кустарников их частей (укорачивание ветвей, удаление ветвей и сучьев), не влекущее утраты жизнедеятельности этих деревьев, кустарников.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Составление сводной описи дел по личному составу


Сводная опись дел по личному составу составляется в обязательном порядке во всех организациях независимо от формы собственности после передачи документов структурных подразделений на хранение в архив организации. Мы уже отмечали, что сводная опись дел постоянного хранения составляется не во всех организациях, а только в организациях Списка № 1 и в организациях негосударственной формы собственности, так как только в этих организациях в обязательном порядке создаются документы, имеющие постоянный срок хранения.

Документы по личному составу создаются в процессе деятельности всех без исключения организаций. Как правило, это документы кадровой, финансовой служб, службы по охране труда. В опись включаются документы, имеющие сроки хранения 45, 50 и 75 лет хранения.

Годовой раздел сводной описи дел по личному составу составляется по установленной форме. Данная форма предусмотрена Правилами работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденными постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 143 (далее — Правила работы архивов), которые на сегодняшний день являются основным нормативным правовым документом, регламентирующим деятельность архивов организаций.

<...>

Галина КУДРЯКОВА,
архивист


Завершение делопроизводственного года


Организация делопроизводства включает в себя установление нормативных требований, то есть разработку инструкции по делопроизводству, наделение работников определенными полномочиями для осуществления делопроизводственных функций, определение ответственности за нарушение установленных правил и создание инфраструктуры для реализации делопроизводственных операций. Развитие перечисленных направлений позволяет создать эффективную систему управления документами. Вся работа с документами требует непрерывного, систематического и постоянного поддержания. Например, при документировании одинаковые управленческие действия оформляются одинаковыми видами документов, при регистрации документов все документы в течение года регистрируются в день их поступления или подписания (без присвоения регистрационных номеров «задним числом» или дополнительных регистрационных номеров), при ведении номенклатуры дел в нее своевременно вносятся изменения, при проведении экспертизы ценности документов производится ежегодное упорядочение дел и т. д.

Завершение делопроизводственного года не потребует дополнительных временных и трудовых ресурсов, если система работы налажена и поддерживается. В противном случае приходится обращаться к сторонним организациям за помощью в научно-технической обработке документов, составлении номенклатуры дел и т. д. Как писал Н. Макиавелли, «если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет». В связи с этим в конце года целесообразно провести мониторинг функционирования системы работы с документами в организации. Проведение проверки позволит выявить отклонения, произвести необходимые корректировки и обеспечить осуществление делопроизводства в соответствии с принятыми в организации локальными нормативными правовыми актами.

<...>

Екатерина ДЕРНОВИЧ,
старший научный сотрудник отдела документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»


Отметка об отказе от ознакомления с приказом об увольнении при наличии акта


На практике нередко возникает вопрос о том, надо ли при составлении акта об отказе работника ознакомиться с приказом (распоряжением) или о невозможности ознакомить работника с ним по каким-либо объективным причинам делать также соответствующую отметку в самом приказе (распоряжении). Напрямую этот вопрос в законодательстве Республики Беларусь не урегулирован.

Предлагаем проанализировать данную ситуацию.

Аспект 1. Обязанность нанимателя ознакомить работника с приказом об увольнении

Цель ознакомления с приказом (распоряжением) — доведение до сведения лица (в данном случае — работника) определенного свершившегося юридического факта (прием на работу, изменение условий труда, увольнение и т. п.) в целях защиты его трудовых прав (право на обжалование, проверку правильности (правомерности) действий нанимателя и т. п.).

Согласно общей норме п. 15 ч. 1-й ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) прекращение трудового договора с работником оформляется приказом (распоряжением), и напрямую обязанность (в целом) знакомить работника с приказом (распоряжением) об увольнении ТК не закрепляет, за некоторыми исключениями. В частности, с приказами (распоряжениями) об увольнении в качестве меры дисциплинарного взыскания (п. 3 ч. 1-я ст. 198 ТК) наниматель обязан ознакомить работника под роспись в пятидневный срок, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске (ч. 5-я ст. 199 ТК).

<...>

Владимир САМОСЕЙКО,
юрист


Работник сменил фамилию: какие документы оформить?


Несмотря на то что изменение фамилии работника встречается на практике довольно часто, процедура внесения соответствующих изменений в документы о трудовой деятельности работников (за исключением трудовых книжек) законодательством Республики Беларусь не установлена.

Рассмотрим, какие действия должны предпринять наниматель и работник в такой ситуации, а также какие документы следует оформить.

Отметим, что при оформлении приема работника на работу иногда выявляются случаи, когда, например, фамилия работника в документе об образовании не соответствует фамилии в документе, удостоверяющем личность. В такой ситуации у работника следует запросить дополнительные документы, чтобы определить причину указанного несоответствия, например свидетельство о регистрации брака, свидетельство о расторжении брака и др.

В данном материале рассмотрим процедуру оформления документов в случаях, когда изменение фамилии произошло в процессе работы.

<...>

Инна ДОРОФЕЙЧУК,
юрист


Изменения в Лесном кодексе


Законом Республики Беларусь от 18 декабря 2018 г. № 152-З (далее — Закон № 152-З) внесены изменения и дополнения в Лесной кодекс Республики Беларусь (далее — ЛК).

Изменились определения некоторых терминов. В частности, определено, что лесохозяйственные мероприятия — это отвод и таксация лесосек; разрубка и расчистка квартальных просек; создание противопожарных разрывов и их содержание; уборка захламленности; рубки деревьев, оставленных на лесосеке в целях воспроизводства лесов (семенных деревьев); рубки лесосеменных плантаций, отслуживших свой срок эксплуатации; рубки деревьев при отводе лесосек, закладке пробных площадей, лесоустройстве, проведении лесопатологического мониторинга, осуществлении радиационного контроля в лесах; рубки деревьев при тушении лесных пожаров, содержании, ремонте и реконструкции лесохозяйственных дорог; мелиоративные мероприятия; мероприятия, направленные на повышение продуктивности лесов, улучшение их породного состава, в том числе рубки промежуточного пользования; комплекс мероприятий, включающий охрану, защиту и воспроизводство лесов, в том числе сплошные санитарные рубки, рубки деревьев, являющихся промежуточными хозяевами вредителей и болезней лесов, по периметру существующих и проектируемых лесных питомников и лесосеменных плантаций, разрубка и расчистка площадей для создания (расширения) лесных питомников, лесосеменных плантаций и селекционно-генетических объектов.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


База данных граждан, не занятых в экономике: порядок формирования и ведения совершенствуется


Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 8 декабря 2018 г. № 881 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление № 881). Документ принят в рамках реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О содействии занятости населения».

В частности, устанавливается, что для формирования и ведения базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (далее — база данных), создается единая база данных обучающихся в учреждениях образования Республики Беларусь. Владельцем этой базы определено Министерство образования Республики Беларусь, а оператором, обеспечивающим ее создание, ведение и сопровождение, — учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь». Порядок формирования и ведения базы данных обучающихся будет определяться Министерством образования Республики Беларусь, оно же должно обеспечить проведение до 1 апреля 2019 г. организационно-технических мероприятий по интеграции в общегосударственную автоматизированную информационную систему базы данных обучающихся в целях автоматизации процесса ее формирования. Установлено также, что сопровождение базы данных обучающихся осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на функционирование учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь».

Постановлением № 881 внесены также изменения и дополнения в Положение о порядке отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, формирования и ведения базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, включая взаимодействие в этих целях государственных органов и организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2018 г. № 239 (далее — Положение).

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист


Справочная информация

Индексы изменения цен на строительно-монтажные работы на декабрь 2018 года

Ставки госпошлины на 2019 год

Ставки земельного налога на 2019 год

Ставки консульских сборов на 2019 год

Ставки налога при упрощенной системе налогообложения на 2019 год

Ставки налога на недвижимость на 2019 год

Ставки патентных пошлин на 2019 год

Ставки единого налога с ИП на 2019 год

Ставки экологического налога на 2019 год

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку