+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 17 - 23 сентября

Новости для секретаря

Registr.by: мониторинг аналитики за 17 - 23 сентября

22.09.2018 11:30:13

Сведения для кредитной истории: порядок представления изменился

Правлением Национального банка Республики Беларусь принято постановление от 22 июня 2018 г. № 291 «О формировании кредитных историй и представлении кредитных отчетов» (далее — постановление № 291), которым утверждена новая Инструкция о порядке представления сведений, входящих в состав кредитной истории, по форме 2501 «Сведения, входящие в состав кредитной истории» (далее — Инструкция).

Инструкция определяет порядок составления источниками формирования кредитных историй формы отчетности 2501, содержащей сведения, входящие в состав кредитной истории, и представления в Кредитный регистр. Напомним, что согласно Закону Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 441-З «О кредитных историях» источник формирования кредитной истории — это банк, микрофинансовая, лизинговая организации, являющиеся стороной по кредитной сделке и представляющие в Национальный банк Республики Беларусь сведения, входящие в состав кредитной истории, а также Национальный банк Республики Беларусь — по кредитным сделкам, заключенным с субъектом кредитной истории.

В соответствии с Инструкцией источники формирования кредитных историй представляют в Кредитный регистр сведения по форме 2501 по всем кредитным сделкам, за исключением кредитных сделок, заключаемых между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» (далее —банк), а также кредитных сделок, стороной по которым являются государственные органы, за исключением кредитных сделок, заключаемых Национальным банком Республики Беларусь с субъектами кредитных историй.

<...>

Александр ДУДКИН,
советник закрытого акционерного общества «БСБ Банк», учредитель общества с ограниченной ответственностью «Финансово-аналитическое бюро»


Как выгодно продать дебиторскую задолженность: применяем Указ № 154

В Республике Беларусь с 1 июля вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 154 «О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)» (далее — Указ № 154). Благодаря этому документу в стране заработает секьюритизация — новый для нашего рынка механизм привлечения финансирования для банков и других организаций, который особым образом регулирует работу с задолженностями, платежами по аренде и лизингу.

О том, как выгодно продать дебиторскую задолженность, шла речь за «круглым столом» в юридической компании «Revera», участие в котором приняли Александр Раков, начальник управления развития инвестиционных операций Национального банка Республики Беларусь, и Елена Дроздова, заместитель начальника отдела регулирования рынка ценных бумаг департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь. Модератором встречи выступила Ольга Полозова, старший юрист компании «Revera».

Что такое секьюритизация

Под понятием «секьюритизация» подразумевается возможность для компании продать свои задолженности по договору уступки: кредиты, займы, платежи по договорам лизинга, аренды и другое, другими словами, обеспечить безопасность по возврату этих долгов.

Институт секьюритизации зародился в США в 1930-х годах и окончательно оформился в 1970 году. В Республике Беларусь же секьюритизация начала действовать одномоментно с 1 июля 2018 г. В качестве образца взят аналогичный опыт западных стран, а также Российской Федерации и Республики Казахстан. Елена Дроздова пояснила, как работает эта схема.

<...>

Нина ЗЕЛЬМАН,
обозреватель журнала «Финансовый директор»


Срок нахождения исполнительного документа в картотеке

Согласно ст. 41 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее —Закон № 439-З) до предъявления исполнительного документа, связанного со взысканием денежных средств с должника —индивидуального предпринимателя (далее — ИП) или должника — юридического лица, к исполнению в орган принудительного исполнения взыскатель направляет исполнительный документ в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания в бесспорном порядке денежных средств, находящихся на банковских счетах должника и (или) зачисляемых на эти счета в пользу этого должника в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации.

Дискуссионным среди взыскателей является вопрос о длительности нахождения исполнительного документа в банке должника.

Срок для предъявления исполнительного документа, выданного судом, к исполнению регламентирован ст. 34 Закона № 439-З и составляет на сегодняшний день три года. Ранее такой срок был равен шести месяцам в отношении исполнительных документов, выданных судом, рассматривающим экономические дела. Срок, в течение которого исполнительный документ действителен для предъявления к исполнению, указывается судами непосредственно в самом исполнительном документе.

<...>

Сергей БЕЛЯВСКИЙ,
судья экономического суда Гродненской области


Применение средств защиты растений: порядок выдачи разрешений определен

Положение о порядке выдачи разрешений на применение средств защиты растений, не включенных в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, а также применения таких средств защиты растений (далее — Положение) утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 сентября 2018 г. № 671 (далее — постановление № 671).

Документ разработан в целях обеспечения безопасного применения средств защиты растений и в соответствии с Законом Республики Беларусь от 25 декабря 2005 г. № 77-З «О карантине и защите растений» (в редакции Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 398-З) (далее — Закон). Согласно ч. 3-й ст. 22 Закона средства защиты растений, не включенные в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь (далее — Государственный реестр), могут применяться только на основании разрешения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь для проведения научных исследований и в случае угрозы фитосанитарной безопасности Республики Беларусь. Там же указано, что порядок выдачи разрешений, а также применения таких средств защиты растений устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. В исполнение данной нормы Закона и принято постановление № 671.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Декрет № 10изменение в налоговых льготах для участников инвестдоговоров

В июльском номере «ФД» (см. с. 6, № 7, 2018) мы начали разговор о том, какие новые нормы Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее — Декрет № 10) и когда вступят в силу. Мы считаем важным знать и понимать, как это отразится на уже заключенных договорах и что новое будет предложено в льготах и гарантиях для привлечения отечественных и иностранных инвесторов в рамках договоров с государственными органами в скором будущем. Подобные новации мы просто обязаны анализировать заранее и быть готовыми для правильного диалога с инвесторами.

При разработке проекта Декрета № 10 Министерством экономики Республики Беларусь был проанализирован опыт реализации инвестиционных проектов в рамках заключенных с Республикой Беларусь инвестиционных договоров‚ приняты во внимание предложения, направленные заинтересованными государственными органами, исполнительными комитетами, иными ведомствами.

В проекте Декрета № 10 предусмотрены новшества, которые ранее не были определены инвестиционным законодательством, в частности проект Декрета № 10:

1) расширяет круг лиц, имеющих право на заключение инвестиционного договора от имени Республики Беларусь.

В действующей редакции Декрета № 10 только Управление делами Президента Республики Беларусь имеет право на заключение инвестиционного договора (как организация, подчиненная Президенту Республики Беларусь). Однако в целях реализации отдельных инвестиционных проектов глава государства издает указы, в которых устанавливает государственные органы (организации), ответственные за заключение инвестиционного договора от имени Республики Беларусь. При этом встречаются случаи, когда таким государственным органом (организацией) выступает не только Управление делами Президента Республики Беларусь. 

<...>

Нина ЗЕЛЬМАН,
обозреватель журнала «Финансовый директор»


Когда не требуется маркировка товаров контрольными (идентификационными) знаками

Указом Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243 «О маркировке товаров» (далее — Указ) определены случаи, когда товары подлежат маркировке контрольными (идентификационными) знаками. Эта процедура требует дополнительных издержек для импортеров и производителей продукции. Однако в ряде случаев из этих правил имеются и исключения. Так, ч. 2-й подп. 1.2 п. 1 Указа допускаются приобретение, транспортировка, хранение, использование и реализация на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями товаров без нанесения этих знаков.

Рассмотрим эти случаи несколько подробнее.

Не требуется маркировка:

• в случае  транспортировки товаров при их вывозе за пределы Республики Беларусь, за исключением вывоза товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, информация о которых подлежит внесению в Банк электронных паспортов товаров, в рамках трансграничной торговли.

<...>

Николай ДУБИНСКИЙ,
кандидат технических наук


312 примеров исчисления среднего заработка

Для бухгалтерских служб вопросы расчета среднего заработка актуальны на протяжении всего года, а не только в горячую пору отпусков. В настоящем издании приведены примеры расчета среднего заработка в соответствии с ТКИнструкцией № 47Положением № 569Положением № 393Положением № 530, согласно которым определяют период, за который исчисляется средний заработок, порядок корректировки заработка в связи с увеличением тарифных ставок (окладов), расчет среднего заработка, причитающегося работнику в случаях, установленных законодательством.

Практика показывает, что при расчете среднего заработка бухгалтеры зачастую неверно применяют нормы указанных документов и совершают ошибки, что может привести к негативным правовым и экономическим последствиям. Наше пособие призвано помочь специалистам в их нелегком «счетном» труде.

   <...>

Т.А. ФАЛАЛЕЕВА


Продажа государственного жилья в сельской местности: порядок определен

Положение о порядке продажи жилых помещений, расположенных в сельской местности и находящихся в собственности Республики Беларусь (далее — Положение) утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 сентября 2018 г. № 663 (далее — постановление № 663). Документ принят в развитие Указа Президента Республики Беларусь от 13 июня 2018 г. № 237 «О распоряжении государственным жилищным фондом».

Положением определяется порядок продажи незаселенных жилых домов, квартир, расположенных в сельской местности и находящихся в собственности Республики Беларусь, долей в праве собственности на них. При этом действие документа не распространяется на продажу жилых помещений, расположенных (располагавшихся на дату начала строительства (реконструкции), дату приобретения) в населенных пунктах с численностью населения до 20 тысяч человек, построенных (реконструированных), приобретенных, в том числе с государственной поддержкой, сельскохозяйственными организациями.

Под сельской местностью для целей Положения понимаются территории сельских советов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, а также иных населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящих вместе с другими территориями в пространственные пределы сельских советов.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Таможенная стоимость товаров контролируется в соответствии с новым порядком

Рассмотрим вопросы осуществления контроля таможенной стоимости ввозимых товаров.

В связи со вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) Евразийской экономической комиссией принимаются документы в развитие его норм. Так, в частности, со 2 мая текущего года вступило в силу решение коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 марта 2018 г. № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза», которым утверждено Положение об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — Положение).

В связи с этим рассмотрим порядок контроля таможенной стоимости несколько подробнее.

<...>

Николай ДУБИНСКИЙ,
специалист таможенного дела


Учет и налогообложение доходов и расходов по инвестиционной и финансовой деятельности организаций

Не будем углубляться в специфику отражения доходов и расходов банков, страховых организаций и в некоторых случаях профессиональных участников рынка ценных бумаг, но акцентируем внимание на бухгалтерском и налоговом учете некоторых доходов и расходов по инвестиционной и финансовой деятельности коммерческой организации, которая непосредственно связана с денежными средствами и иными активами в виде, например, ценных бумаг.

Любая коммерческая организация в соответствии со ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) создается с целью получения прибыли. Прибыль (убыток) определяется как разность между полученными доходами и понесенными расходами. По отношению к цели создания коммерческой организации получение прибыли в соответствии с ч. 1-й ст. 46 ГК имеет доминирующее значение.

Понятие «доход» является достаточно емким. Этот термин применяется как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями) (далее — Закон о бухгалтерском учете) доходы — это увеличение экономических выгод в результате увеличения активов или уменьшения обязательств, ведущее к увеличению собственного капитала организации, не связанному с вкладами собственника имущества (учредителей, участников) организации.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук


Техническое регулирование: порядок сертификации, декларирование соответствия, ответственность

В настоящем издании рассмотрены основные вопросы технического регулирования, с которыми сталкиваются в хозяйственной деятельности белорусские промышленные и торговые предприятия: производители продукции, организации, оказывающие услуги для рынка Республики Беларусь или рынка Евразийского экономического союза, организации —импортеры товаров из третьих стран, бюджетные организации, осуществляющие процедуры закупок.

Книга станет незаменимым помощником инженерам по сертификации, инженерам служб закупки и поставки продукции, руководителям производственных подразделений, инженерам службы внешнеэкономической деятельности и позволит им быстро решать большинство возникающих вопросов и правильно реагировать на динамично изменяющуюся обстановку.

<...>

Н.А. ДУБИНСКИЙ


О законодательных новациях государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним

Правоотношения в сфере государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним регулирует Закон Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее — Закон № 133-З).

Законом Республики Беларусь от 8 января 2018 г. № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее — Закон № 96-З) в вышеупомянутый Закон № 133-З, а также Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» внесены соответствующие изменения и дополнения (ст. 1 и 2 Закона № 96-З), направленные на совершенствование законодательного регулирования общественных отношений в указанной сфере.

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист


Новые положения Закона Республики Беларусь от 29 июня 2003 г. № 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека»

Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 127-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» (далее — Закон о внесении изменений) изложен в новой редакции Закон Республики Беларусь от 29 июня 2003 г. № 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» (далее — Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов).

Справочно

Согласно требованиям нормотворческой техники подготовка проекта акта о внесении изменений и (или) дополнений в акт путем изложения его в новой редакции осуществляется в случае, если количество вносимых в действующую редакцию изменений и (или) дополнений составляет более половины текста акта либо если внесение отдельных изменений и (или) дополнений технически сложно для изложения или восприятия.

Нормы новой редакции Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов учитывают нижеприведенные положения иных законодательных актов Республики Беларусь и международных правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), регулирующих данные правоотношения.

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку