+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 6 - 12 августа

Новости для секретаря

Registr.by: мониторинг аналитики за 6 - 12 августа

11.08.2018 13:20:00

Порядок регистрации банков и лицензирование банковской деятельности: есть изменения

В Инструкцию о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 7 декабря 2012 г. № 640 (далее — Инструкция), постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27 июля 2018 г. № 335 (далее — постановление № 335) внесены изменения и дополнения.

Напомним, что Инструкция устанавливает требования к учредителям, акционерам и другим бенефициарным собственникам банка, определяет порядок государственной регистрации создаваемых банков, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав банка, получения разрешений Национального банка Республики Беларусь на приобретение акций, деятельности структурных подразделений и удаленных рабочих мест банка, его филиала, получения разрешения на увеличение уставного фонда за счет средств нерезидентов и (или) отчуждения акций в пользу нерезидентов, открытия представительства иностранного банка на территории Республики Беларусь, создания дочерних банков, открытия филиалов и представительств банков-резидентов за пределами Республики Беларусь, участия банков-резидентов в уставных фондах иностранных банков, а также порядок выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности (далее — лицензия), внесения в нее изменений и (или) дополнений, реорганизации и ликвидации банков.

В части 1-й п. 3 Инструкции теперь будет установлено, что документы на бумажном носителе или в виде электронного документа, представляемые в Национальный банк в соответствии с Инструкцией, должны отвечать установленным законодательством Республики Беларусь требованиям, в том числе к ведению делопроизводства.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист

 

Инвентаризация пустой кассы

Законодательством определено, насколько часто необходимо проводить инвентаризацию кассы. Однако как быть в ситуации, когда по кассе отсутствует всякое движение, то есть касса пуста и никакие операции в течение года по ней не проводились? Нужно ли в таком случае проводить ее инвентаризацию?

В соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.

Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:

  • при реорганизации или ликвидации организации;

  • перед составлением годовой отчетности;

  • при смене материально ответственных лиц;

  • при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;

  • при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Денежная наличность в кассе является одним из таких активов, поэтому инвентаризация должна проводиться во всех перечисленных случаях.

Иным случаем, предусмотренным законодательством Республики Беларусь, является проведение инвентаризации наличной иностранной валюты, находящейся в кассе.

Порядок проведения инвентаризаций регулируется Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 (далее — Инструкция № 180).

<...>

Василий ПАСЕВИЧ,
аудитор

 

Может ли командированное лицо проживать в агроусадьбе?

Вопрос. Работник был направлен в командировку в Раков, где проживал в агроусадьбе. Там ему оформили товарный чек с указанием времени проживания в часах и стоимости, а также был оформлен договор собственника жилого дома с агроэкотуристом (командированное лицо).

Может ли организация возместить командированному работнику понесенные им расходы? Можно ли отнести такие расходы на затраты организации?

Ответ. Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 35 (далее — Инструкция № 35), не оговаривает, что командированный работник обязан проживать именно в гостинице и не может проживать в агроусадьбе.

Однако подп. 4.2 п. 4 Инструкции № 35 предусмотрено, что возмещение расходов по найму жилого помещения осуществляется на основании подлинных документов, подтверждающих данные расходы, выдаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь при оказании услуг и расчетах за них.

В соответствии с п. 12 Указа Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 365 «О развитии агроэкотуризма» (далее — Указ № 365) агроэкотуризм — это деятельность, направленная на ознакомление агроэкотуристов с природным и культурным потенциалом республики, национальными традициями в процессе отдыха, оздоровления, временного пребывания в агроэкоусадьбах; агроэкотурист — это лицо, являющееся потребителем услуг в сфере агроэкотуризма.

<...>

Василий ПАСЕВИЧ,
аудитор
Александра ПОЛЯНСКАЯ,
экономист

 

Выплата командировочных в вопросах и ответах

Вопрос. Вправе ли организация выплатить командированному работнику суточные за первый день — 70%, за второй день — 30%, за третий день — 15% от установленной нормы, поскольку принимающая сторона берет на себя расходы по обеспечению работнику в первый день командирования — одноразового питания, во второй день — двухразового питания, в третий день — трехразового питания?

Ответ. Согласно подп. 4.3 п. 4 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 35 (далее —Инструкция № 35), командированному работнику возмещаются расходы за проживание вне места жительства (пребывания) для покрытия дополнительных расходов — суточные в размерах, установленных законодательством. Суточные за время нахождения в пути выплачиваются в тех же размерах, что за время пребывания в месте служебной командировки. Если командированному работнику принимающая либо направляющая сторона оплачивает питание, суточные выплачиваются в размере 50% от установленной нормы.

Направление работников в служебную командировку оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Необходимость выдачи работникам командировочного удостоверения определяется нанимателем, если иное не установлено законодательными актами.

Приказ (распоряжение) нанимателя является основанием для выдачи аванса и возмещения предусмотренных законодательством расходов работнику, направленному в служебную командировку.

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 16 июня 2016 г. № 48 «Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках» (далее — постановление № 48) установлены следующие размеры возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь:

  • за проживание вне места жительства (места пребывания) для покрытия дополнительных личных расходов (суточные) — 7 руб. за каждый день командировки;

  • за проживание вне места жительства (места пребывания) для покрытия дополнительных личных расходов — суточные при однодневных служебных командировках и командировках в другую местность, находящуюся на незначительном расстоянии от места постоянной работы, — 3,50 руб.;

  • без представления подлинных документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, — 2,50 руб. в сутки.

<...>

Людмила БОГДАНОВА,
экономист

 

Книга учета доходов и расходов для фермеров

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь приняло постановление от 9 января 2018 г. № 63 «Об установлении формы книги учета доходов и расходов крестьянского (фермерского) хозяйства и порядке ее заполнения» (далее — постановление № 63).

Постановлением № 63 установлена форма книги учета доходов и расходов крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — книга учета), а также утверждена Инструкция о порядке заполнения книги учета доходов и расходов крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — Инструкция).

Согласно п. 1 Инструкции в ней отражаются хозяйственные операции, связанные с деятельностью крестьянского (фермерского) хозяйства по производству продукции растениеводства и (или) животноводства, а также по переработке этой продукции. При этом содержится примечание о том, что деятельность по производству сельскохозяйственной продукции растениеводства и (или) животноводства, а также по переработке этой продукции включает виды деятельности, которые относятся к группам 011 — 016 и 03220, 101 — 109 Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011«Виды экономической деятельности», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85.

Установлено, что бухгалтерский учет в книге учета вправе вести крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, с 1 января года, если за предшествовавший год они соответствовали условиям, установленным в абз. 2-м и 3-м подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31 августа 2017 г. № 311 «О бухгалтерском учете в крестьянских (фермерских) хозяйствах» (далее —Указ № 311).

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист

 

Незаконный оборот физическими лицами алкоголя и табака: изменения в административной ответственности

Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 129-З (далее — Закон № 129-З) внесены изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), в том числе в ст. 12.27 «Незаконные перемещение, хранение табачных изделий и алкогольных напитков, производство, переработка, хранение, перемещение непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья, реализация этих продукции, спирта, сырья и алкогольных напитков».

Часть 1-я ст. 12.27 КоАП теперь будет устанавливать, что перемещение по территории Республики Беларусь, хранение на ней физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, более 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл), более 250 граммов табака или иных табачных изделий, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками, влекут наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (далее — БВ) с конфискацией табачных изделий, превышающих количество, перемещение, хранение которого допускается, или без конфискации.

Напомним, что в настоящее время эта часть предусматривает также ответственность за перемещение более 1 000 сигарет, более 1 000 граммов табака или иных табачных изделий без документов, подтверждающих легальность их приобретения. Со вступлением в силу Закона № 129-З ответственность за указанное деяние из ч. 1-й ст. 12.27 КоАП будет исключена.

Часть 2-я ст. 12.27 КоАП и вовсе изложена в новой редакции, согласно ей перемещение по территории Республики Беларусь физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, более 5 литров алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 100 БВ с конфискацией алкогольных напитков, превышающих количество, перемещение которого допускается, или без конфискации.

В действующей редакции идет речь не только о перемещении немаркированных 5 литров алкоголя, но и об его хранении на территории Республики Беларусь, а также о перемещении и хранении более 15 литров алкогольных напитков без документов, подтверждающих легальность их приобретения, за исключением алкогольных напитков, изготовленных этим лицом для собственного потребления. Кроме того, конфискация алкогольных напитков, превышающих количество, перемещение которого допускается, согласно действующей редакции обязательна.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку