+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 2 - 8 июля

Новости для секретаря

Registr.by: мониторинг аналитики за 2 - 8 июля

07.07.2018 21:00:00

Новое регулирование оборота наличных и организации кассовой работы

Комментарий к изменениям в Инструкцию № 211

Изменения в Инструкцию по организации кассовой работы в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 21 декабря 2006 г. № 211, внесены постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 апреля 2018 г. № 187 (далее — постановление № 187). Новые требования к организации кассового обслуживания клиентов вступили в силу с 18 мая 2018 г., но отдельные положения начнут применяться с 1 октября 2018 г. и с 1 января 2019 г.

Безопасность и контроль

Согласно Инструкции № 211 устройство и оборудование кассовых узлов должны соответствовать техническим требованиям на проектирование зданий банков и обеспечивать нормальные условия для работы персонала и обслуживания клиентов, а также сохранность ценностей, документов и безопасность работников. Наиболее укрепленным помещением кассового узла должно быть хранилище ценностей. В качестве хранилища ценностей могут быть использованы кладовая, сейфовая комната для хранения ценностей в сейфах или отдельные сейфы, которые должны соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь и сдаваться под централизованную охрану.

Для хранения ценностей, оставленных под ответственностью инкассаторов (кассиров), выделяются отдельные сейфы, которые должны находиться в помещениях кассового узла и также соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь.

<...>

Нонна РАБЕЦ,
юрист


Изменения в порядке переустройства, перепланировки и реконструкции помещений

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2018 г. № 506 (далее — постановление № 506) внесены изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2013 г. № 384 «О некоторых вопросах переустройства и перепланировки, установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций, реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории» (далее — постановление № 384).

Историко-культурные ценности

В частности, устанавливается, что ремонтно-строительные работы по замене заполнений оконных и дверных проемов на фасадах жилых домов, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, выполняются с учетом утвержденных структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы, по согласованию с Министерством культуры вариантов заполнений оконных и дверных проемов на фасадах таких жилых домов (с указанием цвета, материалов и конфигурации) (подп. 11.3 п. 11 постановления № 384).

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Некоторые аспекты уплаты ввозных платежей

Если организация незаконно ввезла товары либо уплатила таможенные платежи не в полном объеме, это вовсе не значит, что они во всех случаях подлежат уплате. В отдельных ситуациях расходы на администрирование взыскания платежей существенно превосходят размер взысканных сумм таможенных платежей. Кроме того, законодателем определен горизонт давности для взыскания таможенных платежей. Вы заинтригованы?

Рассмотрим эти случаи более подробно.

Предельные сроки для взыскания задолженности

Заметим, что выявление фактов неуплаты таможенных платежей осуществляется сотрудниками таможенных органов в рамках проведения форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. Поэтому все нормы законодательства, касающиеся предельных сроков взыскания задолженности, в равной степени распространяются на таможенный контроль, проводимый таможенными органами для выявления фактов неуплаты таможенных платежей.

Рассмотрим пример.

В рамках проведения выездной таможенной проверки (начата в мае 2018 г.) было установлено, что организация в январе 2013 г. поместила под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления оборудование без использования льгот по уплате таможенных платежей. При этом организация неверно определила таможенную стоимость товаров, в связи с чем у нее образовалась задолженность по уплате НДС.

<...>

Николай ДУБИНСКИЙ,
специалист в области таможенного дела, кандидат технических наук, доцент УО «Витебский государственный технологический университет»


Внедрение комплексных розничных продуктов на рынке кредитования

В настоящее время развитие розничных кредитных продуктов сконцентрировано на наращивании объемов кредитных портфелей с помощью снижения процентных ставок по кредитам, использованием схем кредитования с grace-периодом, карт рассрочки и т.д. Однако в то же время мало внимания уделяется комплексному использованию таких продуктов, как кредиты и депозиты. Между тем укрепление ресурсной базы банка служит важным фактором для увеличения объемов и качества кредитования населения.

Ресурсная база банков формируется за счет собственных и привлеченных средств. При этом основным источником среди них выступают привлеченные средства, составляющие около 70 — 80% всех банковских ресурсов, которые по характеру образования можно классифицировать на средства, полученные от клиентов банка и заимствованные в банковском секторе. Основную долю привлеченных средств (более 70%) формируют депозитные ресурсы, а меньшую — недепозитные источники.

Таким образом, в условиях современного мира банки осуществляют привлечение ресурсов за счет временно свободных денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты). Но, принимая во внимание тот факт, что в настоящее время происходит снижение притока депозитов от юридических лиц в силу их низкой рентабельности и убыточности, вклады населения приобретают первостепенное значение в конкурентной борьбе между банками за ресурсы.

<...>

Ирина НАСОНОВА,
кандидат экономических наук, доцент Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники


Особенности регулирования труда несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет

В нашей стране трудовым законодательством установлены ограничения по возрасту, до достижения которого запрещено трудиться.

По общему правилу, установленному ст. 21 и 272 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет.

Учитывая психофизиологические особенности развития подростков и необходимость продолжения образования, законодатель предусмотрел ряд условий, при наличии которых наниматель вправе заключить трудовой договор с лицом, достигшим 14 лет.

В соответствии с требованиями ч. 2-й ст. 272 ТК трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет, при соблюдении следующих условий:

1) наличие письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) на заключение трудового договора;

2) трудовой договор заключается для выполнения легкой работы или занятия профессиональным спортом;

3) выполняемая легкая работа или занятие профессиональным спортом не являются вредными для здоровья и развития лица, достигшего 14 лет;

4) не препятствуют получению общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист


Положение о структурном подразделении

Структурное подразделение в коммерческой организации создается по приказу руководителя организации по его единоличному решению или во исполнение решения, принятого учредителем юридического лица или уполномоченного ими органа. На основании приказа о создании структурного подразделения будут внесены изменения в организационную структуру и штатное расписание организации.

Обратите внимание!

Главный документ в структурном подразделении — Положение. Следует иметь в виду, что Положение одновременно может служить и должностной инструкцией для руководителя (начальника, заведующего и др.) этого подразделения. Поэтому в данном документе уместно указать квалификационные требования к руководителю, наличие и количество заместителей, порядок распределения между ними обязанностей.

В соответствии с ч. 10-й п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1 (далее — Общие положения ЕКСД), нанимателем могут устанавливаться следующие нормы управляемости при создании структурных подразделений, если иное не установлено законодательством (в частности, для бюджетных и приравненных к ним организаций):

  • управление (служба) создается при численности работников в их штате не менее 7 человек (включая должность руководителя);

  • отдел создается при численности работников в его штате не менее 4 человек, включая должность руководителя;

  • сектор (бюро, группа) создается при численности работников в его штате не менее 3 человек, включая должность руководителя;

  • при необходимости в составе структурных подразделений с учетом вышеназванных норм управляемости могут создаваться: в управлении — отделы, секторы (бюро, группы); в отделе — секторы (группы).

Чаще всего Положения о структурных подразделениях разрабатывает начальник отдела совместно с юридической службой.

<...>

Валерия СОКОЛОВА,
юрист


Комната отдыха на производстве

Согласно п. 3 ст. 226 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) одной из обязанностей нанимателя по обеспечению охраны труда работников является организация в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения работников.

Нанимателями оборудуются с учетом характера производства санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогревания, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и др.), оснащенные необходимыми устройствами и средствами, организуется питьевое водоснабжение.

В цехах с избытками тепла работники обеспечиваются подсоленной газированной или минеральной водой. Нормы обеспеченности и требования к указанным помещениям, устройствам и средствам устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, по охране труда (ч. 1-я ст. 231ТК, ст. 30 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда»).

Комната отдыха на производстве имеет большое значение для поддержания работоспособности работающего.

Нанимателю необходимо учитывать, что усталость имеет свойство накапливаться и может явиться причиной не только ухудшения работоспособности, но и причиной несчастного случая на производстве.

При проектировании комнат отдыха на производстве необходимо учитывать требования технического кодекса установившейся практики ТКП 45-3.02-209-2010 (02250) «Административные и бытовые здания. Строительные нормы проектирования» (далее — ТКП 45-3.02-209-2010), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 267.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист


О порядке возмещения расходов по эксплуатации и обслуживанию переданных в аренду (безвозмездное пользование) объектов недвижимости

Изданный в целях совершенствования порядка и повышения эффективности использования государственного имущества Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 2016 г. № 421 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь» внес соответствующие корректировки в ряд нормативных правовых актов главы государства, касающихся вопросов сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности, а также определения размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества.

Во исполнение п. 3 данного Указа Советом Министров Республики Беларусь 7 июня 2018 г. принято постановление № 433«Об утверждении Положения о порядке возмещения арендаторами (ссудополучателями) расходов по содержанию, эксплуатации, ремонту сданного в аренду (переданного в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, затрат на санитарное содержание, коммунальные и другие услуги» (далее — постановление).

Справочно

В соответствии с действующим законодательством расходы арендатора на возмещение эксплуатационных расходов на содержание капитальных строений, зданий, сооружений, помещений, коммунальных и других расходов, предусмотренные договорами на возмещение расходов, не включаются в установленную договором сумму арендной платы, что предполагает их возмещение арендатором. Ссудополучатели также обязаны возмещать указанные расходы.

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.


Возврат к списку