+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 23 - 29 апреля

Новости для секретаря

Registr.by: мониторинг аналитики за 23 - 29 апреля

27.04.2018 20:00:00

Планы выборочных проверок: определен порядок формирования и исполнения

Приказом Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 4 апреля 2018 г. № 17 утверждено Положение о порядке формирования и исполнения планов выборочных проверок (далее — приказ № 17 и Положение № 17 соответственно). Документ принят во исполнение п. 16 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного УказомПрезидента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 (далее — Положение № 510 и Указ № 510 соответственно).

Напомним, что ранее в соответствии с Указом № 510 проверки проводились согласно координационным планам контрольной (надзорной) деятельности, порядок формирования и исполнения которых также устанавливался Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» в Указ № 510 и Положение № 510 были внесены изменения, согласно которым государственный контроль (надзор) осуществляется в формах:

— выборочных проверок;

— внеплановых проверок;

— мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;

— мер профилактического и предупредительного характера.

При этом полномочия по определению порядка формирования и исполнения плана выборочных проверок остались за Комитетом государственного контроля Республики Беларусь.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Военная служба и сборы, выплаты у нанимателя

Основным нормативным правовым документом, устанавливающим правовые и организационные основы исполнения гражданами Республики Беларусь воинской обязанности путем прохождения воинской службы, является Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее — Закон № 1914-XII). Статьей 1 данного Закона № 1914-XII определено, что под военной службой признается основной вид воинской службы, заключающийся в непосредственном исполнении гражданами воинской обязанности (конституционного долга по защите Республики Беларусь) в составе Вооруженных Сил Республики Беларусь (далее — Вооруженные Силы) и других воинских формирований. Военными сборами именуется такой вид воинской службы, который заключается в исполнении воинской обязанности военнообязанными путем подготовки их для назначения на высшие воинские должности, совершенствования знаний в военной области и освоения новых видов вооружения и военной техники, подготовки специалистов, необходимых для комплектования Вооруженных Сил и др.

Статьей 5 Закона № 1914-XII устанавливается приоритет воинской службы перед другими видами государственной службы и трудовой деятельностью, который выражается в прекращении гражданами работы, учебы и иной деятельности при призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на службу в резерве, на сборы, а также в повышенном уровне социальной защищенности граждан, проходящих военную службу, службу в резерве. В статье 6 Закона № 1914-XII и главе 31 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) закреплены нормы, связанные с гарантиями, предоставляемыми работникам по месту работы нанимателем в связи с выполнением воинских обязанностей. При этом такие гарантии распространяются также и на совместителей (за исключением выходного пособия).

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор


Изменения в порядке оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованных

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 апреля 2018 г. № 286 (далее — постановление № 286) внесены изменения и дополнения в Положение о порядке оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 637 (далее —Положение). Перечислим основные из них.

Изначально напомним, что Положением определяется порядок оплаты Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (далее — страховщик) дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованных лиц, а также лиц, имеющих право на страховые выплаты в соответствии с п. 278 и 279 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (далее — застрахованные), по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист


Несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания: изменения в правилах расследования и учета

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 апреля 2018 г. № 286 (далее — постановление № 286) внесены многочисленные изменения и дополнения в Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 (далее — Правила).

Общие положения

Вначале, пожалуй, следует отметить те однотипные корректировки, которые касаются многих норм Правил или этого документа в целом. Некоторые из них продиктованы общими тенденциями, происходящими в последнее время в отечественном законодательстве. Так, например, очевидно, в целях приведения нормативной правовой базы в соответствие с положениями Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» все нормы Правил, где упоминаются технические нормативные правовые акты (далее — ТНПА), дополнены словами «обязательные к применению». Также везде по тексту Правил из словосочетаний «нарушения требований актов законодательства о труде и об охране труда» исключены слова «о труде и об охране труда». Это представляется вполне оправданным, поскольку в таких случаях имеет значение нарушение требований любых актов законодательства.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист


Особенности организации работы с документами, содержащими информацию, составляющую коммерческую тайну

С 16 февраля текущего года введено регулирование режима коммерческой тайны, связанное с возможностью наступления административной или уголовной ответственности, что предполагает осуществление более тщательной организации защиты информации, составляющей коммерческую тайну, по сравнению со служебной информацией ограниченного распространения.

Статья 23 Закона Республики Беларусь от 5 января 2013 г. № 16-З «О коммерческой тайне» (далее — Закон № 16-З) содержит поручение Совету Министров Республики Беларусь утвердить порядок обращения государственных органов со сведениями, составляющими коммерческую тайну (сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в том числе секреты производства (ноу-хау), соответствующие требованиям Закона № 16-З, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны).

С учетом незначительного на текущий момент в государственных органах количества обращения сведений, составляющих коммерческую тайну (в среднем 1 — 3 случая в год), в целях реализации указанного поручения делопроизводство по документам, содержащим данные сведения, организовано по аналогии с существующим механизмом работы со служебной информацией ограниченного распространения.

<...>

Игорь ЛИНИЧЕНКО,
юрист


Об обеспечении деятельности по оказанию содействия занятости населения

Новая редакция Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О содействии занятости населения» (далее — Декрет № 3) содержит ряд поручений Правительству Республики Беларусь, направленных в том числе на регламентацию порядка организации и деятельности постоянно действующих комиссий по координации работы по содействию занятости населения (далее — комиссии), а также отнесения лиц к трудоспособным гражданам, не занятым в экономике.

В этой связи были приняты постановления Совета Министров Республики Беларусь:

— от 31 марта 2018 г. № 239 «Об утверждении Положения о порядке отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, формирования и ведения базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, включая взаимодействие в этих целях государственных органов и организаций» (далее — постановление № 239);

— от 31 марта 2018 г. № 240 «Об утверждении Примерного положения о постоянно действующей комиссии по координации работы по содействию занятости населения» (далее — постановление № 240).

Принятые нормативные правовые акты регулируют вопросы деятельности комиссий по содействию в трудоустройстве тех, кто потенциально попадает в базу данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, а также определяют категории указанных граждан.

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист


Биометрические системы контроля доступа и учета рабочего времени

Определение биометрических данных

Согласно ст. 2 Соглашения о сотрудничестве в создании государственных информационных систем паспортно-визовых документов нового поколения и дальнейшем их развитии и использовании в государствах — участниках СНГ (заключено в г. Кишиневе 14 ноября 2008 года и ратифицировано 9 ноября 2009 г.) биометрические данные — это сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность (цифровая фотография, отпечатки пальцев, изображение радужной оболочки глаз и другие биометрические персональные данные), которые могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных в соответствии с законодательством государств — участников данного Соглашения.

В пункте 3.6 ГОСТ ISO/IEC 24713-1-2013 биометрические данные (biometric data) определяются как информация, извлеченная из биометрического образца и используемая для построения шаблона, с которым сравнивается ранее полученный шаблон.

Определение персональных данных

Персональные данные — это основные и дополнительные персональные данные физического лица, подлежащие в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь внесению в регистр населения (см. п. 1 ст. 8 Закона о регистре населения), а также иные данные, позволяющие идентифицировать такое лицо (ст. 1 Закона об информации).

<...>

Владимир САМОСЕЙКО,
юрист


Способы достижения свободы движения трудящихся в ЕАЭС

Разделы XV иXXVI Договора о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор) включают целый ряд положений, обеспечивающих свободу передвижения внутри ЕАЭС граждан при осуществлении ими трудовой деятельности и членов их семей.

Во-первых, трудящиеся и члены их семей могут находиться без регистрации на территории государства трудоустройства в течение 30 суток со дня въезда, в дальнейшем они регистрируются на срок действия заключенного трудящимся трудового или гражданско-правового договора.

Во-вторых, граждане одного государства-члена при пересечении границы другого государства-члена по одному из действительных документов, допускающему проставление отметок органов пограничного контроля о пересечении государственной границы (например, заграничный паспорт), не заполняют миграционные карты. Эта норма действует при условии, что срок их пребывания не будет превышать 30 суток. Отметка о пересечении границы проставляется непосредственно в сам документ.

Вопросы пребывания без регистрации граждан государств-членов на территории ЕАЭС более 30 суток со дня въезда регулируются двусторонними международными договорами. В настоящее время уже заключены такие соглашения между Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан, Республики Беларусь.

При этом граждане Республики Беларусь и Российской Федерации могут находиться без регистрации на территории соответственно Российской Федерации и Республики Беларусь до 90 суток со дня въезда.

<...>

Валерий ЗАХАРОВ,
начальник отдела предпринимательства, услуг и инвестиций департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии


Мероприятия по реализации денежно-кредитной политики текущего года в действии

Меры по реализации Основных направлений денежно-кредитной политики на 2018 год равнозначно интересны и для банков, и для их клиентов, поскольку направлены на оперативное расчетно-кассовое обслуживание в банке.

Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2018 год, утвержденными УказомПрезидента Республики Беларусь от 31 декабря 2017 г. № 470 (далее — Основные направления), предусмотрен ряд мероприятий по эффективному развитию банковской системы. В частности, предусмотрено проводить организационные мероприятия, направленные на обеспечение субъектами хозяйствования возможности осуществления расчетов с использованием банковского платежного обязательства и прямого дебетования, что является новшеством для субъектов хозяйствования. Также особое внимание планируется уделить обеспечению безопасного и устойчивого функционирования банковского сектора, в том числе стабилизации ситуации с проблемными активами банков. В целях снижения принимаемого банками кредитного риска действия Национального банка Республики Беларусь должны быть направлены на увеличение банками покрытия специальными резервами активов, подверженных кредитному риску.

<...>

Нонна РАБЕЦ,
юрист


40 признаков подозрительных финансовых операций: новации Нацбанка

Национальный банк Республики Беларусь дополнил Инструкцию о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и распространения оружия массового поражения, прописав в ней подходы к контролю операций с криптовалютой и токенами. Соответствующее постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 15 февраля 2018 г. № 62 «О внесении дополнений и изменений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 818» опубликовано Национальным правовым порталом Республики Беларусь 20 марта 2018 г. и вступает в силу с 28 марта 2018 г. (в день вступления в силу ДекретаПрезидента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики») (далее — Декрет № 8).

В Инструкции перечислено более 40 признаков подозрительных финансовых операций.

К примеру, это перечисление или получение клиентом банка суммы, превышающей 1 000 базовых величин (1 базовая величина — 24,5 руб.), если участник операции — оффшорная компания; необоснованное увеличение оборотов по текущему счету клиента более чем в 3 раза по сравнению со среднемесячными оборотами; представление клиентом вызывающей подозрение информации, которую невозможно проверить; невозможность связаться с клиентом по указанным им адресам и телефонам; невозможность установления контрагентов клиента или несоответствие представленных клиентом сведений о стороне по сделке, имеющейся у банка информации и др.

<...>

Илья ИНОЗЕМЦЕВ,
финансовый директор IBP-East


Особенности возврата платежей, взимаемых таможенными органами

В случаях, когда в бухгалтерском учете предприятий и организаций значатся неиспользованные остатки денежных средств, внесенных на оплату таможенных платежей, предприятия вправе их возвратить или произвести зачет в счет иных платежей, также взимаемых таможней. Образование подобных остатков может быть в силу различных причин:

•отказа от ввоза иностранных товаров;

•невозможности точного определения размера платежей на момент их уплаты;

•получения льгот в отношении товаров, которые были уже оформлены с уплатой таможенных платежей в полном объеме;

•изменения или подтверждения таможенной стоимости товаров;

•допущения сотрудниками счетных ошибок и т.д.

Заметим, что порядок возврата платежей, взимаемых таможенными органами, несколько отличается от возврата платежей, взимаемых налоговыми органами.

Рассмотрим процедуру возврата платежей, взимаемых таможенными органами, несколько подробнее.

Основания для возврата платежей

Порядок зачета (возврата) платежей, взимаемых таможенными органами, регламентируется, с одной стороны, нормами Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, иных актов международного права (Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение 8 к  Договору о Евразийском экономическом союзе) (далее — Протокол о ввозных пошлинах), Протоколом о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (далее — Протокол о применении специальных мер), а с другой стороны, в части, не урегулированной международными правовыми актами, — национальным законодательством Республики Беларусь. Например, Протоколом о ввозных пошлинах установлено, что возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин осуществляется с единого счета уполномоченного органа в текущем дне в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа и зачтенных в отчетном дне, с учетом сумм возврата ввозных таможенных пошлин, не принятых национальным (центральным) банком к исполнению в отчетном дне. Очевидно, что плательщики обязаны учитывать данную норму при принятии таможенным органом решения о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин.

<...>

Николай ДУБИНСКИЙ,
кандидат технических наук, доцент УО «Витебский государственный технологический университет»


Расчеты в иностранной валюте при покупке доли в уставном фонде хозяйственного общества

При приобретении доли в уставном фонде хозяйственного общества необходимо помнить, что в некоторых случаях требуется получить разрешение Национального банка Республики Беларусь на проведение валютной операции, связанной с движением капитала.

Что касается реализации долей в уставном фонде хозяйственных обществ, то в соответствии со ст. 92 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) доля участия в обществе с ограниченной ответственностью и обществе с дополнительной ответственностью может быть продана либо иным образом отчуждена (посредством мены, дарения, вклада в уставный фонд другого хозяйственного общества (товарищества) и т.д.) участником общества. Так, например, участник общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО) вправе продать или иным образом произвести отчуждение своей доли (части доли) в уставном фонде общества одному или нескольким участникам этого общества или самому обществу. Отчуждение участником ООО своей доли (части доли) в уставном фонде общества третьим лицам допускается, если иное не предусмотрено уставом этого общества. Так, в случае, если участники общества не воспользовались преимущественным правом покупки доли (части доли) участника в уставном фонде общества либо само общество не воспользовалось правом покупки доли (части доли) участника в уставном фонде общества, доля (часть доли) участника в уставном фонде общества может быть отчуждена третьему лицу. Подобные нормы содержатся и в ст. 97 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон о хозяйственных обществах).

Таким образом, доля может быть отчуждена третьим лицам, если уставом ООО не предусмотрено иное и сами участники преимущественным правом приобретения доли не воспользовались, а также само общество не воспользовалось правом покупки доли (части доли) участника в уставном фонде общества.

<...>

Мария БУРНОС


Ничего не потерять: для чего нужно резервное копирование

31 марта весь мир отмечал международный День резервного копирования, или, как его называют на компьютерном сленге, День бэкапа. Его главный посыл — привлечь внимание общественности к проблеме утечки данных и необходимости защиты информации.

Столь необычный праздник появился неспроста. В век компьютерных технологий проблема сохранности информации требует к себе повышенного внимания. Потеря важных данных может привести к серьезным последствиям: крупным материальным затратам, подрыву репутации компании. Эта проблема касается не только корпоративных, но и домашних пользователей: безвозвратная потеря любимых фотографий, видеозаписей, контактных данных и адресов доставляет немало огорчений.

Дата праздника была выбрана не случайно: чаще всего массовая утечка информации происходит 1 апреля. Существует целая группа компьютерных вирусов, которые активируются в этот день. В результате такой первоапрельской «шутки» нарушается работа компьютера, теряются важные данные, наблюдаются сбои в работе операционной системы. Утечки информации можно избежать, регулярно делая резервные копии важных документов.

<...>

Татьяна ЗАЙЦЕВА,
эксперт журнала «Кадровик. Управление персоналом»


Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку