+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

TED для бедных. Почему бренд-Собчак ничего не сказала беларусам о бренде

Новости для секретаря

TED для бедных. Почему бренд-Собчак ничего не сказала беларусам о бренде

19.04.2016

Первое в Беларуси публичное выступление Ксении Собчак прошло 14 апреля. Встреча известной российской ведущей и светской львицы с минчанами была заявлена как мастер-класс под интригующим названием «Собчак – это бренд. Теория успеха». На деле же всё выглядело так, будто публику просто заманили на звучное имя, заставив пошире раскрыть кошельки.

На самом деле об успехе и бренде всерьез пришли поговорить немногие. Вопросы, которые задавали зрители мастер-класса напоминали подростковые анкеты из пионерского лагеря: «Что вы кушаете?», «Какие фильмы смотрите?», «Как можно стать подругой Ксении Собчак?». Так что не будем никого обманывать: Собчак не говорила ни о чем серьезном и не собиралась делиться секретами никаких брендов. Происходившее было просто игрой в TED для бедных.

Одна из причин успеха конференций TED, проходящих по всему миру, – классный формат, который позволяет аудитории удовлетворять свой интерес в области самообразования. Мир стремительно меняется, а времени на то, чтобы разобраться в переменах больше не становится. Людям нужны знания – быстро и ярко. И эти знания им дают – в форме коротких выступлений ярких личностей, которые преуспели в той сфере, о которой рассказывают.

Минский мастер-класс Собчак, видимо, и был задуман как лекция в стиле TED. С посылом вроде «Садитесь поудобнее, и я расскажу вам о том, что такое искусство жить, что такое успех и как стать первой. Посмотрите на меня – я успешна! Значит, сможете и вы!»

По формату все выдержано. Но на практике не сработало. Потому что модель была повторена только по форме. А содержания в выступлении Собчак просто не было. Вернее, оно было – но настолько банальное и очевидное, будто скопированное с пафосных мотивационных картинок из пабликов для старшеклассников.

www.kp.by

В итоге в публику транслировался набор банальностей типа: «Вы должны сами понять, что вам нравится в этой жизни! Без мотивации всё остальное станет бессмысленным! Поймите свои слабые и сильные стороны! Поймите, как вам преподнести себя! Иногда важно слушать “профессиональных людей”! Не бойтесь отказов!»

Ксения даже не соблаговолила рассказать, что, собственно, такое «бренд» (между прочим, ключевое понятие заявленного мастер-класса) или хотя бы «человек-бренд», которым она себя считает. Лишь однажды в качестве «людей-брендов» Собчак привела Аллу Пугачеву, Филиппа Киркорова, Владимира Путина, Ренату Литвинову и Ивана Урганта. По каким критериям она отнесла их к этой категории? По способности других людей их пародировать! Вопросы по маркетингу, брендированию и психологии рекламы еще у кого-то есть?

И уже когда, казалось, можно было констатировать полный провал, случился эпизод, который изменил всё. На сцене, наконец, появился тот самый бренд-Собчак, о котором действительно есть смысл говорить и который было бы любопытно проанализировать.

Момент озарения настал, когда Ксения зачитала вслух записку от анонимного зрителя.

«Здесь, прям, послание! Отлично! – комментировала лектор. – “Скажите, Ксения, если вы так хорошо сделали образ Яны Рудковской, что помешало вам выйти к нам в приличном образе? Мы знаем, что у вас он есть. А не в этом жутком серебристом платье, которое как нельзя лучше подчеркивает ваши кривые ноги, низко посаженную заднюю часть и плохо смотрится в сценическом освещении. Может быть, пришло время вам обратиться к нормальному стилисту? А не считать себя иконой стиля и супер-профессионалом?»

Зал бурно зааплодировал, а Ксения тут же вскочила из кресла. Вызов был принят.

«Какой добрый человек! А сейчас проверим его на храбрость! Может ли этот человек встать и сказать мне все это в лицо? Где же он? – обращалась в бурлящий эмоциями зал Собчак, причем, совершенно без агрессии с довольной улыбкой на лице. – Я хоть и в плохо посаженном костюме и с кривыми ногами, но без пистолета в руке. Если мне что-то не нравится, я могу сказать это вслух и в лицо! В том числе и на пресс-конференции Путину и Лукашенко. Потому что если ты что-то думаешь, ты не должен бояться об этом говорить. И наши мнения могут не совпасть».

С невозмутимостью, приправленной фирменной иронией, Собчак признала, что ноги у нее «действительно чуть-чуть кривоваты» – и тут же прочитала небольшую импровизированную лекцию о том, какой должна быть длина юбок и платьев у девушек, недовольных формой своих нижних конечностей. Лекцию Ксения наглядно иллюстрировала, регулируя длину собственного серебристого костюма прямо на глазах у довольных зрителей и обнажая ноги вплоть до смелого уровня «мини-юбки».

Явно попавшая в любимую стихию парирования нападок и продуцирования экспромтов, Собчак, наконец, была сама собой: дерзкой, креативной и находчивой. Такой, какой ее и ждала аудитория на протяжении предыдущих двух часов, пока ей скармливали поучительные банальности на тему «круто ты попал на ТВ».

А так Ксения предпочла не пускаться в рассуждения на тему, что такое бренд и как его создать. Ни слова не сказала ни о его компонентах, ни об этапах его формирования, ни о том, как обходить те самые «подводные камни», упомянутые в пресс-релизе.

Главным «подводным камнем» в этой имитации TED стало то, что сама Собчак противоречила центральному тезису своего же выступления. Ключ к успеху – это «быть собой», твердила она в зал. Но говорила это не саркастичная девчонка, некогда способная когда-то в прямом эфире заткнуть за пояс любого и дерзко пошутить над самыми иконистыми звездами шоу-бизнеса, – а мудрая бизнес-леди в серебристом костюме, взявшая на себя роль гуру маркетинга.

Собчак просто сыграла на неискушенной беларусской публике, на ее пока еще не погасшем интересе к новому формату работы с аудиторией и звучности своего имени. За миллион с носа она прошлась по прописным истинам об эффективности поиска себя и своего места в этом мире.

«Голодные» беларусы этот полуфабрикат переварили. Но вряд ли анкетными вопросиками отреагирует на подобное упрощенное содержание «мастер-класса» более искушенная аудитория.

«Беларусский журнал», Ольга Бубич

Возврат к списку