+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

«Сын три года не платил по кредитам. Вдруг опишут мою квартиру? «Чем опасны долги родственников»

Новости для секретаря

«Сын три года не платил по кредитам. Вдруг опишут мою квартиру? «Чем опасны долги родственников»

18.04.2016
В 2013 году минчанин Максим взял в банке два потребительских кредита — на покупку ноутбука и на ремонт квартиры. Но платить по ним молодой человек не смог. Банк сначала искал должника, чтобы обсудить проблему, а потом подал в суд. Недавно мать мужчины напугали описью имущества судебные исполнители. Но все, что есть у женщины, — это ее квартира.

Можно ли на самом деле остаться без жилья или имущества из-за долгов близких родственников, выяснял finance.tut.by

«Он хотел казаться Суперменом, а на самом деле — Дон Кихот»

«Мой сын просто пытался казаться лучше и успешнее, чем он есть, — вздыхает мать должника Наталья. — Одна из его девушек как-то сказала: „Он мне подарил серьги за 4 миллиона. А на жизнь?“ И вот не знаю на что, но сын взял кредиты, а потом начались неприятности на работе, зарплату не платили. Там и суммы-то были небольшие, но все равно оказались непосильными».

Наталья уверена: сын попал в такую ситуацию именно из-за девушек. «Ему хотелось их обеспечивать, — делится она. — Вроде бы, ничего плохого. Но денег ему для этого все-таки не хватало. Я не считаю, что мой сын негодяй. Он просто попробовал произвести впечатление Супермена. Но это ему не удалось».

Хотя молодой человек на самом деле всегда готов прийти на помощь к любому: «Он Дон Кихот. Даже если вы разговаривали с ним один раз в жизни, а потом позвонили ночью и сказали: «Я тут машину разбил», — то он вскочит с дивана и побежит вас спасать».

Кстати, мужчина уже был женат, но развелся. У него есть дочь, которая, по словам Натальи, очень любит своего папу.

Максим не живет с матерью уже 9 лет, но до сих пор прописан в квартире, которая полностью оформлена на Наталью. Иногда сын заходил в гости. «Спрашивала, как у него насчет кредитов. Он все время глаза отводил. И мне вдруг стало неспокойно. Я сама нашла банк, в котором он брал деньги, и позвонила туда. Мне сказали, что кредиты не выплачиваются. И тут я испугалась. Кроме квартиры, у меня ведь никаких сбережений нет», — говорит Наталья.

Тревога женщины усилилась после того, как она позвонила судебному исполнителю. «У меня спросили, почему я так плохо воспитала сына, и пригрозили описью имущества. Но на мои вопросы о том, могут ли что-то сделать с квартирой, ничего не ответили».

«Я живу на 3−4 миллиона. А ведь лекарства только стоят около 900 тысяч»

Наталья инвалид 3-й группы. У нее больная спина, и поэтому в движении она очень ограничена. «Я совершенно легально репетиторствую. Это помогает мне выжить.

Но работать все равно тяжело, — рассказывает женщина. — Был такой период, что я только лежала на животе и очень мало двигалась, сидеть не могла. Ко мне приводили абитуриентов, и я даже в таком состоянии с ними занималась, потому что за них родители просили. Вот так я зарабатывала на лекарства».

У Натальи нет постоянных учеников. И в месяц она в среднем зарабатывает 2 миллиона рублей. Еще 2 миллиона — пенсия. «Но я могу и миллион заработать, а могу и три. Просто у людей сейчас нет денег, и они стараются экономить. Чаще всего родители отправляют ко мне двоечников. Я ему помогаю какое-то время, он начинает получать „шестерки“ и больше ко мне не ходит. А такие занятия пару недель только длятся».

Каждый месяц нужно принимать лекарство, которое стоит около 750 тысяч рублей. Плюс к этому что-нибудь от давления — 150 тысяч. «Ем я мало и одеваюсь в секонд-хенде. Так что мне на жизнь хватает. Но долги никакие я выплачивать не могу».

«Кредиты брал на ноутбук и ремонт в квартире»

Максим, хоть и был против публикации этой истории, все же ответил на несколько вопросов.

«Я долги выплачиваю. На работу пришел исполнительный лист, и по нему с меня взыскивают из зарплаты деньги. Я коплю еще параллельно с этим. И в скором времени кредит выплачу досрочно. Сейчас я должен банку около 10 миллионов рублей», — пояснил мужчина.

Один из кредитов он брал на покупку ноутбука, а второй — на ремонт квартиры.

«С матерью я не особо общаюсь. Ей просто нечего делать, вот она и жалуется, — считает Максим. — Я разговаривал с работниками банка, и ни о какой описи речи вообще нет. Я не платил банку около года. И сейчас меня просто сделали временно невыездным из страны».

Мужчина подтвердил, что с предыдущей работой у него были проблемы. Там не платили зарплату. «Но я уже полгода работаю в другом месте».

«Если это единственное жилье, то квартиру никто забрать не сможет»

В подобной ситуации органы принудительного исполнения на самом деле имеют право провести опись и арестовать любое имущество, находящееся в жилом помещении, в котором проживает должник. А родственники имеют право доказывать, что имущество принадлежит им.

«Судебный исполнитель может арестовывать имущество, только принадлежащее должнику, — поясняет консультант управления правового регулирования исполнительного производства Главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Лариса Есина. — Если эта гражданка считает, что судебный исполнитель обращает взыскание на ее имущество, а не должника, то при наличии у нее правоустанавливающих документов на это имущество она вправе обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением об исключении из акта ареста этих вещей. Нужно предоставить чеки, гарантийные талоны, договоры на продажу и тому подобное».

Но если не удастся доказать иное, считается, что все имущество в этой квартире принадлежит должнику. Поэтому важно сохранять документы на крупные покупки. Эти бумаги можно предоставить судебному исполнителю во время его визита.

В Гражданско-процессуальном кодексе также есть перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Сюда входит «жилой дом с хозяйственными постройками (или отдельные его части) или квартира, если должник или его семья постоянно в нем проживают». Исключение составляют лишь случаи, когда взыскивается кредит, выданный банком на строительство этой квартиры.

Кроме того, в список вещей, которые не могут описывать судебные исполнители, включены и другие виды имущества, в том числе один холодильник на семью и некоторая мебель. Поэтому Наталье нечего бояться, тем более что долг совсем небольшой.

Кстати, если с какими-то действиями судебного исполнителя люди не согласны, то они вправе подать жалобу. «Если же у должника есть финансовые трудности, то можно обратиться в суд за рассрочкой или отсрочкой погашения. Также можно попытаться заключить мировое соглашение с взыскателем», — говорит Лариса Есина.

Вообще, по закону человеку всегда дается 7 дней с момента начала исполнительного производства на добровольное погашение долга. Далее уже начинается принудительное взыскание долга, которое зачастую производится за счет ареста и реализации имущества. И таких случаев много. Работы у судебных исполнителей хватает: за 2015 год в Беларуси было 3 миллиона 300 исполнительных производств. Правда, это касается всех задолженностей, а не только физических лиц.

«Если бы клиент платил хотя бы небольшую сумму каждый месяц, до суда бы не дошло»

В банке, где Максим брал кредит, нам сообщили, что эти два кредита он взял еще в 2013 году. «В итоге сделал два платежа по одному договору и один по второму. А потом вообще скрывался. Его неоднократно пытались найти, а его мама говорила, что он с ней не живет, — констатирует специалист управления по взысканию долгов. — Это все было еще до суда. Он и сейчас в банк не приходил, а только позвонил после того, как ему ввели запрет на выезд за границу. Пообещал, что в ближайшее время закроет долг полностью».

Сумма долга такая небольшая, потому что начисление процентов после суда было приостановлено — в 2014 году.

Сотрудник банка утверждает, что до суда можно было и не доводить: «Чтобы предотвратить подобную ситуацию, в первую очередь нужно было написать заявление в банк с объяснениями. И приложить подтверждающие документы. Обычно банк подает в суд через 3−6 месяцев неплатежей. Если бы клиент платил каждый месяц хотя бы небольшую сумму (для него было бы достаточно 300 тысяч рублей), то до суда бы не дошло».

Доказательством ухудшения финансового положения может быть справка о зарплате. А при потере работы нужно предоставить копию трудовой.

Чаще всего люди сейчас перестают платить именно из-за потери работы и снижения зарплаты. «Этих людей особенно жалко. Они все платили исправно. И тут вдруг у них не осталось денег, — говорит специалист. — Мы таким клиентам снижаем платежи, растягиваем сроки погашения и так далее».

Описывают имущество, как правило, у крупных должников, — например, 100 миллионов рублей и больше. «Но и в таком случае можно избежать суда и описи. Если клиент сам придет в банк и распишет, как собирается погашать долг, то мы будем удерживать миллион из зарплаты, а, скажем, еще 5 ему будут помогать отдавать родственники. Главное, не скрываться. В банке не звери работают», — подчеркивает специалист.

Обычно с неплательщиками банк начинает бороться только частыми звонками, эсэмэсками. Это может длиться до трех месяцев. Потом предлагают написать заявление. «Есть же разные ситуации: кто в декрет ушел, кто в армию и тому подобное. Ну и мало просто написать заявление. Все равно нужно платить, только меньше. От оплаты никто вас не освободит. Бывают только отсрочки на три месяца. Но из-за них кредитная нагрузка увеличивается — проценты ведь начисляются».

Долги передаются по наследству

Но полностью долги никогда не списывают. Это возможно только в случае, когда человек умер и у него нет наследников или они не вступили в права наследования. Избежать выплаты долгов наследодателя можно, отказавшись от наследства, но отказываться придется от наследства в целом: и от имущества, и от долгов.

Если вы все-таки рискнете взять на себя такие финансовые проблемы, то выплачивать долги лучше быстро. После начала просрочки начисляются повышенные и обычные проценты. Плюс пеня, которая начисляется на просроченные проценты. Но если клиент все быстро выплатит, то пеню аннулируют.

«Если взять для сравнения 10 миллионов рублей, которые должен Максим, то без приостановки процентов эта сумма могла бы быть и 50 миллионов», — говорит специалист банка. Правда, увеличивать долг бесконечно банку нет смысла — человек его никогда не выплатит.

В каких случаях мы должны отвечать по долгам родственников?

Адвокат юридической консультации Партизанского района столицы Марина Наумович утверждает, что, когда речь идет о совершеннолетних и дееспособных людях, никакие долги не могут переложить на родственников должника. «Если ваш родственник задолжал, то по его долгам вообще никто не отвечает, кроме него самого. Даже если такой человек зарегистрирован в вашей квартире», — уточняет юрист.

Однако мы не рассматриваем случай, когда родственники или иные лица выступают поручителями. В такой ситуации поручители несут солидарную, а не субсидиарную ответственность, и взыскание на их доходы или имущество может быть наложено даже без попытки что-то взыскать с должника. Но на него можно потом подать регрессивный иск.

Бывают и другие ситуации, когда вы должны отвечать за ущерб, который сами не причиняли. Это касается дорожно-транспортных происшествий: «Вы, к примеру, дали кому-то (не обязательно родственнику) машину, и на ней человек столкнулся с другим автомобилем. Возмещение ущерба «повесят» на владельца машины. Хотя потом вы сможете предъявить иск к реальному причинителю вреда».

Кстати, адвокат уточняет, что в случае «наследования» долга после смерти родственника погашать его вы обязаны только в размере наследства, если долг эту сумму превышает. Ваших денег на погашение никто забирать не имеет права.

Также, по белорусским законам, родители должны отвечать за действия своих несовершеннолетних детей. «Скажем, ваш сын разбил окно в школе — возмещать, по закону, должны вы».

Возврат к списку