+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

В этом году белорусы работали на государство на 12 дней больше

Новости для секретаря

В этом году белорусы работали на государство на 12 дней больше

27.05.2015

В этом году день свободы от налогов наступил 25 мая — на 12 дней позже, чем в прошлом году. Исследование «День свободы от налогов» по методологии международного индекса TaxFreedomDay (TFD) в Беларуси проводит «Либеральный клуб».

Индекс TFD показывает день, когда вся нация, заработав средства, необходимые для оплаты работы своего правительства, начинает работать на себя.

Эксперты сравнили нынешний и предыдущий годы по налоговому бремени, административной нагрузке и особенностям законодательства в Беларуси. И сравнение получилось не в пользу этого года. Представляя итоги исследования, экономический эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко отметил нарастание негативных изменений.



По данным «Либерального клуба», индекс TFD в Беларуси улучшался с 2009 года по 2012 год, что было связано с реформой налогового законодательства и либеральными мерами экономической политики. Но в 2013 и 2014 годах вновь происходит ухудшение индекса TFD в связи с замедлением экономического роста, изменением процедур по уплате налогов и направленной на стимулирование внутреннего спроса денежно-кредитной политикой.

Антон Болточко отметил, что при вычислении Tax Freedom Day в Беларуси, как и в большинстве стран не учитывалась инфляция, хотя ее можно назвать налоговым бременем для населения. Не учитывались также издержки административного характера при уплате налогов. Речь идет о времени, которое предприятие тратит на подсчет и выплату налогов.

Как отметила директор Центра поддержки предпринимательства «Райкири» Маргарита Новосельцева, с 2009 года в сфере упрощения налогового законодательства произошли значительные позитивные изменения. Однако, считает эксперт, этому процессу не хватает устойчивости: «Мы исходим из того, что платить налоги должно быть как можно проще».

Директор центра предпринимательства обратила внимание на проблемы уплаты налогов у ИП, малого и среднего бизнеса. Она указала на частые изменения в законодательстве, сложность самого учета и проблемы во взаимодействии с госорганами.

Так, открыть предприятие и начать сразу же работать невозможно: «Процедура открытия предприятий действительно простая, однако нет простого алгоритма действий, выполняя которые человек, захотевший вложить деньги в бизнес, может начать работать. Надо ознакомиться с огромным количеством законодательных актов или нанять профессионалов для заполнения бумаг. Это дополнительные денежные затраты».

Ситуация усугубляется тем, что в законодательство каждые три-шесть месяцев вносятся изменения и дополнения, приходится корректировать алгоритм действий в учете, который, как правило, компьютеризирован. Это означает дополнительные расходы на программное обеспечение.

Порой упрощение законодательства приводит к обратному эффекту. Так единый налог, введенный для СТО, создал ряд проблем представителям этого бизнеса.

«Например, если предприниматель хочет заниматься СТО и торговлей, возникают сложности ведения учета. Учет может быть раздельным, но как распределять затраты, входящий НДС, учитывать численность сотрудников. Это законодательная дыра. Кроме того, мелкие СТО попросту не зарабатывают столько, сколько должны заплатить по единому налогу на вмененный доход», — говорит Маргарита Новосельцева.

Она также отметила проблемы оформления документов при торговле со странами Таможенного союза:

«С другими странами процедура оплаты таможенных сборов, НДС происходит на таможне. Когда товар ввозится из Таможенного союза, необходимо отчитаться об уплате налогов, затем подать заявление об уплате налога. Процедура подачи заявления — нечто фееричное. Его необходимо отнести в налоговую, при том, что в стране действует электронное декларирование. Необходимо также предоставить заявление в электронном виде. Мы надеемся на появление общей налоговой базы стран Таможенного союза и упрощение процедур».

К слову, в Беларуси показатель Tax Freedom Day хуже, чем в других странах Таможенного союза, но вполне укладывается в среднеевропейский.



Так, например, самая высокая налоговая нагрузка отмечена в таких странах, как Дания, Франция и Бельгия. Это означает, с одной стороны, что налоговое бремя дает хорошие результаты в обслуживании госрасходов. С другой стороны, близость Беларуси по налоговой нагрузке к среднеевропейскому показателю дает право белорусам надеяться на соответствующий уровень развития государственных институтов.

Другими словами, отметил административный директор «Либерального клуба» Никита Беляев, коль белорусы работают на государство столько же дней, сколько европейцы, то должны рассчитывать и на соответствующее качество государственных услуг.

Однако эксперт усомнился, что в Беларуси правоохранительные полиция, государственная медицина и система образования работают так же качественно и эффективно, как в развитых европейских странах.


naviny.by 

Возврат к списку