+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

marketolog@profmedia.by

МАиС о вопросах изменения договоров строительного подряда, заключенных по процедурам государственных закупок

Экономика и бизнес

24.11.2022

МАиС о вопросах изменения договоров строительного подряда, заключенных по процедурам государственных закупок

Об изменении условий договора строительного подряда

В связи с поступающими обращениями по вопросам изменения договоров строительного подряда, заключенных по процедурам государственных закупок, Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь в рамках своей компетенции информирует.

После заключения договора строительного подряда его исполнение, изменение и расторжение осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 25 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон).

Согласно части первой пункта 1 статьи 25 Закона не допускается изменение условий договора при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных частью второй пункта 1 статьи 25 Закона, а также Советом Министров Республики Беларусь.

Случаи возможного изменения вышеуказанных условий договора установлены подпунктом 1.8 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — постановление № 395).

Случаи, предусмотренные Советом Министров Республики Беларусь в иных постановлениях, также могут служить основанием для изменения условий договора в части, не противоречащей законодательству о государственных закупках.

Например, абзацем вторым части второй пункта 10 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553, предусмотрено, что неизменная цена на строительство корректируется при изменении проектной, в том числе сметной, документации, за исключением ее изменения по причине возникновения дополнительных работ.

Применение данной нормы по отношению к договорам строительного подряда, заключенным по результатам процедур государственных закупок, возможно, если в процессе исполнения договора возникла потребность увеличения объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 15 процентов по отношению к предусмотренному договором при его заключении объему (количеству) соответствующих товаров (работ, услуг) либо уменьшения объема (количества) товаров (работ, услуг) в случае утраты потребности в приобретении предусмотренного договором при его заключении объема (количества) соответствующих товаров (работ, услуг).

В случае, если при исполнении договора его условия изменяются таким образом, что это не предусмотрено нормами, изложенными в подпункте 1.8 пункта 1 постановления № 395, договор строительного подряда, заключенный по результатам государственной закупки, может быть расторгнут по соглашению сторон. В связи с этим у заказчика возникает необходимость в проведении процедуры государственной закупки на тот объем услуг, который фактически остался для их оказания с учетом условий, которые изменились, и было невозможно, не нарушая законодательство о государственных закупках, подписать дополнительное соглашение к договору.

В отношении приобретения дополнительных работ на объект строительства отмечаем, что абзацем девятым подпункта 1.8 пункта 1 постановления № 395 установлена норма, согласно которой изменение предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), сроков исполнения обязательств подрядчиком (исполнителем) допускается в случае возникновения потребности в приобретении дополнительных работ, не предусмотренных проектной документацией, разработанной по стадии «Строительный проект», необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена двухсторонним актом, подписанным заказчиком и разработчиком проектной документации.

Двухсторонний акт, подписанный заказчиком и разработчиком проектной документации, о необходимости выполнения дополнительных
работ, не предусмотренных проектной документацией на стадии «Строительный проект», будет являться основанием для подписания дополнительного соглашения к договору строительного подряда, заключенного по результатам государственных закупок. Проведение повторной процедуры государственной закупки по выбору подрядной организации на выполнение таких дополнительных работ не требуется.

Стоимость дополнительных работ определяется в соответствии с Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 1553.

Письмо МАиС от 22.11.2022 № 04-3-05/15549

Количество показов: 170

Возврат к списку