+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Состоялся круглый стол «Практика применения законодательства о закупках»

Состоялся круглый стол «Практика применения законодательства о закупках»

Состоялся круглый стол «Практика применения законодательства о закупках»

13.02.2020

Круглый стол «Практика применения законодательства о закупках», в центре обсуждаемых вопросов которого были обозначены сферы государственных закупок и закупок за счет собственных средств, прошел на базе Академии управления при Президенте Республики Беларусь, сообщается на Национальном правовом интернет-портале.

В Республике Беларусь категория «закупки» носит собирательный характер и включает в себя все возможные способы приобретения товаров (работ, услуг), урегулированные законодательно, а также осуществляемые на основании локальных правовых актов субъектов хозяйствования.

Закупки в их нормативной регламентации включают в себя несколько сфер и соответствующих отношений:

  •     государственные закупки, осуществляемые в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» и иным законодательством о государственных закупках;

  •     закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, регулирование которых осуществляется Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2019 г. № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», а также Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров от 31 января 2014 г. № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов»;

  •     закупки за счет собственных средств, осуществляемые в соответствии с постановлением Совета Министров от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств», а также решениями местных советов депутатов;

  •     закупки за счет собственных средств при приобретении услуг по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту жилых домов, санитарному содержанию вспомогательных помещений жилых домов, техническому обслуживанию лифтов, обращению с твердыми коммунальными отходами, а также дополнительных жилищно-коммунальных услуг, выполнение работ по объектам внешнего благоустройства населенных пунктов на конкурентной основе, которые осуществляются в соответствии с постановлением Совета Министров от 2 декабря 2019 г. № 826 «О мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 г. № 7».

Для всех указанных сфер установлены отличающиеся своими особенностями подходы в правовом регулировании.

Критически важным представляется оценка эффективности правового регулирования закупок в целом для достижения тех целей, которые ставились при установлении правовых норм для соответствующих отношений.

Очевидно, показателем такой эффективности является правоприменительная практика и осуществляемые уполномоченными государственными органами контрольные мероприятия.

Текущее состояние и перспективы совершенствования законодательства о закупках — государственных закупок, закупок за счет собственных средств обозначены Павлом Жуковским, начальником управления государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

Анализ практики рассмотрения жалоб уполномоченным государственным органом по государственным закупкам на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии по государственным закупкам и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки при осуществлении процедур государственных закупок, анализ выявляемых нарушений в ходе проведения камеральных проверок при осуществлении процедур государственных закупок приведен Ириной Третьяковой, начальником отдела координации контроля государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

Практика обжалования в судебном порядке в сфере государственных закупок обсуждена в ходе выступления Елены Костромы, судьи Верховного Суда. В частности, отмечено, что порядок судебного обжалования регламентирован статьей 56 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в ред. от 17 июля 2018 г.), в соответствии с которой:

  -    Участник либо иное юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки в случае нарушения их прав и законных интересов.

  -    Решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и (или) предписание уполномоченного государственного органа по государственным закупкам могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке в течение трех месяцев со дня размещения таких решения и (или) предписания в государственной информационно-аналитической системе, а в случае проведения закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника – со дня получения в письменной форме заказчиком (организатором), товарной биржей таких решения и (или) предписания.

  -    Иные решения уполномоченного государственного органа по государственным закупкам могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

    Процедура государственной закупки, проведенная с нарушением законодательства, может быть признана судом недействительной по иску заинтересованного лица. Признание процедуры государственной закупки недействительной влечет недействительность договора, заключенного по результатам такой процедуры.

С 1 июля 2019 года в Законе «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» более четко в сравнении с прежней его редакцией прописан порядок обжалования и сроки такого обжалования. На сроки обжалования, предусмотренные пунктом 2 статьи 56 Закона, следует обратить особое внимание, поскольку пропуск их дает основание к отказу судом в признании недействительным заявления, поданного в соответствии с главой 25 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК). Так, в соответствии со статьей 198 Гражданского кодекса (ГК) законодательными актами могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, на которую распространяются правила статей 199–208 ГК. Если Министерство антимонопольного регулирования и торговли заявит об истечении данного срока, то в силу статьи 200 ГК это является основанием к вынесению решения об отказе в иске.

В судебной практике такие решения уже имеются, в частности, при применении части 6 пункта 44 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», согласно которой решение об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства может быть обжаловано в суд в течение тридцати календарных дней со дня его принятия.

Переходный период при вступлении в силу с 1 июля 2019 года новой редакции Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» вызвал спор о порядке применения статьи 2 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 136-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». В соответствии с данной статьей его действие не распространяется на государственные закупки, если процедуры государственных закупок начаты или договоры заключены до 1 июля 2019 года.

Суть спора состояла в том, что по договору на государственную закупку, заключенному до 1 июля 2019 года, со стороны поставщика имело место неисполнение обязательств, вследствие чего договор расторгнут решением суда, а заказчик обратился в МАРТ с заявлением о включении такого субъекта в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок. МАРТ применил законодательство о государственных закупках, действовавшее до 1 июля 2019 года, то есть до вступления в силу новой редакции Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Заявитель обратился в Верховный Суд, указывая на то, что включение в указанный список должно быть осуществлено в соответствии с новой редакцией Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Суд поддержал позицию МАРТ, равно как и кассационная коллегия также не усмотрела нарушений в действиях министерства.

Алеся Касьянчик, судья экономического суда г. Минска, в своем выступлении рассмотрела судебную практику по спорам в сфере закупок: категорирование споров и перспективы обобщения практики по таким спорам; оспаривание несостоявшихся процедур, отмененных процедур; форма обращения в суд, выбор вида судопроизводства; распределение бремени доказывания, предоставление доказательств; исполнение решений суда по спорам в сфере закупок.

В ходе обсуждения практики осуществления надзора за соблюдением законодательства в сфере закупок Павел Зайцев, прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики управления по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры, указал на ряд проблемных вопросов.

Только в сфере государственных закупок в 2019 году по результатам проведенных проверок (более 350) и иных надзорных мероприятий органами прокуратуры внесено свыше 800 актов надзора, к ответственности привлечено порядка 1300 лиц. Аналогичная картина отмечалась по итогам 2018 года.

Наиболее уязвимыми сферами являются промышленность, сельское хозяйство, ЖКХ, здравоохранение, образование.

.  


Количество показов: 755
Автор:  Юлия Витень

Возврат к списку