+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by:Мониторинг аналитики за 25 — 31 января 2020 г.

Registr.by:Мониторинг аналитики за 25 — 31 января 2020 г.

Registr.by:Мониторинг аналитики за 25 — 31 января 2020 г.

02.02.2020

Мониторинг аналитики за 25 — 31 января 2019 г.


Жилищный кодекс-2020: к чему нужно быть готовым


Законом Республики Беларусь от 4 мая 2019 г. № 185-З «Об изменении законов по вопросам правового регулирования жилищных отношений» Жилищный кодекс Республики Беларусь (далее — ЖК) изложен в новой редакции, которая вступила в силу 1 января 2020 г. (далее — ЖК-2020).

Предложенные изменения и дополнения в нормативные правовые акты направлены в первую очередь на совершенствование их норм с учетом правоприменительной практики, а также на приведение их в соответствие с другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Рассмотрим некоторые статьи новой редакции ЖК, касающиеся внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и деятельности товарищества собственников.

Плата за жилищно-коммунальные услуги

Статья 30. Структура платы за жилищно-коммунальные услуги

Принципиально структура платы за основные жилищно-коммунальные услуги не изменилась.

Однако в этой структуре появился такой термин, как «коммунальные услуги». В соответствии с п. 25 ст. 1 ЖК данному термину дано свое определение. В частности, коммунальные услуги — это горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Статья 31. Порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, платы за пользование жилым помещением и возмещения расходов на электроэнергию. Плата за пользование арендным жильем

Дополнено название статьи. В него включены порядок возмещения расходов на электроэнергию и плата за пользование арендным жильем.

<...>

Василий ПАСЕВИЧ,
аудитор


Оплата труда в учреждениях образования с января 2020 г.


Во исполнение подп. 16.1 п. 16 Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее — Указ № 27) Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 28 февраля 2019 г. № 138 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» установил для оплаты труда работников бюджетных организаций:

базовую ставку в размере 185 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2019 г. № 862 «Об установлении размера базовой ставки»);

18-разрядную тарифную сетку с распределением категорий работников по профессионально-квалификационным группам и диапазоном тарифных разрядов, определив в ней межразрядную дифференциацию коэффициентов тарифных разрядов в среднем не менее 6%.

Во исполнение п. 7 Указа № 27 постановлением от 3 апреля 2019 г. № 13 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь разработало и утвердило:

Инструкцию о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций;

Инструкцию о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;

Инструкцию о порядке и условиях оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

<...>

Снежана КЛЕВАНОВИЧ,
главный бухгалтер ГУО «Белорусский государственный экономический университет»


Расширена возможность использования новых способов осуществления безналичных расчетов


Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь 29 ноября 2019 г. принято постановление № 819/16 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16».

Документ разработан в целях расширения возможности использования новых способов осуществления безналичных расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги), а также создания дополнительных условий для внедрения в Республике Беларусь программных касс и обеспечения планомерной работы по установке в кассовое оборудование средств контроля налоговых органов.

В настоящее время в Беларуси имеется возможность осуществления безналичных платежей при приобретении товаров (работ, услуг) с использованием QR-кодов и (или) мобильных приложений, в том числе при совершении операций по электронным кошелькам электронными деньгами.

Для создания правовых условий для совершения таких платежей п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 (далее — постановление № 924/16) дополнен п. 2.10, которым установлено, что юридические лица вправе обеспечить помимо осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек иные способы осуществления расчетов, в том числе с использованием QR-кодов и (или) мобильных приложений, позволяющие в соответствии с требованиями банковского законодательства сформировать платежные инструкции, на основании которых проводятся операции по счетам, электронным кошелькам при осуществлении расчетов в безналичной форме, с проведением таких расчетов с использованием кассового оборудования.

<...>

Александр АЛЕКСАНДРОВ,
экономист


Как подготовиться к изменениям в Инкотермс с 1 января 2020 года


Сложные договоры, которые содержат отсылки к Инкотермс — международным правилам толкования торговых терминов, — обычно заключаются без участия бухгалтера. Это вотчина юристов и руководителей. Однако, как показывает практика, бухгалтеру тоже необходимо ознакомиться с договором до подписания всеми сторонами. Это поможет не допустить ошибок, например, при учете расходов, при формировании резервов и определении момента для включения в выручку в целях МСФО.

В 2019 году использовались правила Инкотермс в редакции 2010 года, но 10 сентября 2019 г. был опубликован 9-й выпуск правил Incoterms 2020, который вступит в силу с 1 января 2020 г. (издание ICC № 723). Новые правила Incoterms 2020 разработаны в Международной торговой палате (МТП) комитетом экспертов — Редакционной группой. В данный комитет вошли юристы из Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции, Турции, Германии, а также впервые представители Китая и Австралии. Цель Редакционной группы и пересмотра действующих правил Инкотермс состояла в том, чтобы их максимально упростить, и кроме того, удалить излишне базисы поставок, которые могут вызвать путаницу и недопонимание в использовании торговых терминов, более четко разъяснить все условия поставок для экспортеров и импортеров по всему миру.

Каких же изменений ждать с 1 января 2020 г.?

Инкотермс 2020 — это 11 международных правил, применяемых в международной торговле, которые определяют права и обязанности сторон по договору купли-продажи, в части доставки товара от продавца к покупателю (условия поставки товаров).

<...>

Александра РАКИТИНА,
экономист


Оплата труда в праздничные дни


Согласно ст. 147 Трудового кодекса Республики Беларусь в государственные праздники и праздничные дни допускаются работы, приостановка которых невозможна по производственно-технологическим условиям (непрерывно действующие организации), работы, вызванные необходимостью постоянного непрерывного обслуживания населения, организаций, а также неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

Работы, приостановка которых невозможна по производственно-технологическим условиям, и работы, вызываемые необходимостью постоянного непрерывного обслуживания населения, организаций, планируются заранее в графике работ (сменности) в счет месячной нормы рабочего времени.

Неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы могут выполняться в государственные праздники и праздничные дни в соответствии с утвержденным графиком или по распоряжению нанимателя, если их нельзя было заранее предусмотреть.

По распоряжению нанимателя допускается привлечение к работе в праздничный день лишь для выполнения неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ и в том случае, если эти работы нельзя было заранее предусмотреть в графиках работ (сменности).

В этом случае руководителем организации либо другим уполномоченным лицом издается приказ о привлечении к работе в праздничный день конкретных работников, в котором указывается порядок оплаты.

Если работник работал в праздничный день, приходящийся на его выходной день, то в данном случае считается, что он привлекался к работе в праздничный день. В таком случае в табеле учета использования рабочего времени делается дополнительно отметка о количестве отработанных часов в праздничный день.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук, доцент


Поддержка экспорта как благоприятное условие ВЭД


Поддержка экспорта является важной частью государственной экономической политики и осуществляется в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Республики Беларусь.

Правовое регулирование поддержки экспорта в Республике Беларусь

В Республике Беларусь применяются такие финансовые механизмы государственной поддержки экспорта, как:

предоставление экспортных кредитов и страхование экспортных рисков с поддержкой государства (Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» (далее — Указ № 534));

компенсация части процентов по кредитам и лизинговым платежам потребителям белорусской продукции с использованием ресурсной и клиентской базы иностранных банков (Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь»;

частичное финансирование за счет бюджетных средств расходов по организации национальных выставок (экспозиций) Республики Беларусь за рубежом (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2012 г. № 384 «О некоторых вопросах выставочной и ярмарочной деятельности»).

Реализация механизмов, предусмотренных Указом № 534, возложена на Министерство финансов Республики Беларусь, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», БРУПЭИС «Белэксимгарант», ОАО «Промагролизинг».

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист


Переводы денежных средств без открытия счета в банке-отправителе


Рассмотрим порядок внесения наличной иностранной валюты субъектом валютных операций — нерезидентом (юридическим лицом, нотариусом, адвокатом и физическим лицом) в кассу банка-отправителя для дальнейшего осуществления безналичного перевода без открытия счета в пользу субъекта валютных операций — резидента с целью расчетов в рамках экспортного внешнеторгового договора.

Согласно п. 38 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 66, юридические лица, нотариусы, адвокаты и физические лица могут осуществлять переводы денежных средств без открытия счета в банке-отправителе.

Рассмотрим, возможно ли внесение наличной иностранной валюты субъектом валютных операций — нерезидентом в кассу банка-отправителя для дальнейшего осуществления безналичного перевода без открытия счета в пользу субъекта валютных операций — резидента с целью расчетов в рамках экспортного внешнеторгового договора с учетом изменений, внесенных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2018 г. № 612 «О некоторых вопросах проведения валютных операций» в главу 10 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72.

Национальный банк Республики Беларусь в письме от 28 августа 2019 г. № 31-27/7931 «О применении норм валютного законодательства» разъяснил следующее.

В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» расчеты по валютным операциям, проводимым между юридическими лицами, между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также между индивидуальными предпринимателями, осуществляются в безналичной форме, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.

<...>

Арсений СОЛОВЬЕВ


Наличка в инвалюте для командировки: валютный контроль


Банк отказывает в проведении валютной операции в случае непредставления клиентом в банк документов с необходимой банку информацией для осуществления функций агента валютного контроля. Поэтому клиенты при проведении валютных операций с использованием наличной иностранной валюты обязаны представить в банк договор либо иной документ, являющийся основанием для осуществления валютной операции.

В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы.

Гарантии и компенсации при служебных командировках предусмотрены ст. 95 ТК. Так, согласно ч. 2-й ст. 95 ТК при служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику следующие расходы:

1) по проезду к месту служебной командировки и обратно;

2) по найму жилого помещения;

3) за проживание вне места жительства (суточные);

4) иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы.

Порядок направления в командировки регламентирован Положением о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176.

Рассмотрим порядок снятия субъектом валютных операций — резидентом наличной иностранной валюты для оплаты (возмещения) расходов, связанных со служебными командировками за пределы Республики Беларусь.

<...>

Захар ДЕНИСОВ


Отражение результатов инвентаризации основных средств


На практике при отражении результатов инвентаризации основных средств (далее — ОС) возникает ряд вопросов, касающихся бухгалтерского и налогового учета.

Особенности инвентаризации ОС приведены в Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 (далее — Инструкция № 180).

Объекты недвижимости. Что касается объектов недвижимости, входящих в состав государственного жилищного фонда, то согласно п. 5 Положения о порядке проведения инвентаризации государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 января 2006 г. № 11 (далее — Положение № 11), результаты инвентаризации оформляются актами инвентаризации жилых помещений по формам согласно приложениям 14 к данному Положению и обобщаются в сводной ведомости инвентаризации жилых помещений государственного жилищного фонда (далее — сводная ведомость) по форме согласно приложению 5 к Положению № 11.

На ОС, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение и др.), составляются отдельные описи по форме, самостоятельно разработанной организацией и утвержденной ее руководителем. Один экземпляр инвентаризационной описи по таким объектам ОС высылается собственнику (или его представителю), арендодателю (п. 24 Инструкции № 180).

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук


Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.


Количество показов: 1429
Автор:  Юлия Витень

Возврат к списку