+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by:Мониторинг аналитики за 5 — 10 января 2020 г.

Registr.by:Мониторинг аналитики за 5 — 10 января 2020 г.

Registr.by:Мониторинг аналитики за 5 — 10 января 2020 г.

13.01.2020

Мониторинг аналитики за 5 — 10 января 2020 г.


Новое в курсовых разницах


31 декабря 2019 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 504 «О курсовых разницах» (далее — Указ № 504).

Указ № 504 направлен на установление нового порядка налогового учета коммерческими организациями курсовых разниц, возникающих в течение календарного года при пересчете стоимости активов и обязательств, выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте.

Положения Указа № 504 устанавливают иной порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль (в части налогового учета в составе внереализационных доходов (расходов) курсовых разниц) и единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (далее — единый налог) в сравнении с нормами ст. 174 и 175 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК).

В соответствии с НК курсовые разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств (за исключением возникающих у получателей иностранной безвозмездной помощи при пересчете в белорусские рубли стоимости активов и обязательств, связанных с получением и использованием иностранной безвозмездной помощи, выраженной в иностранной валюте, при целевом использовании иностранной безвозмездной помощи), учитываются при исчислении налога на прибыль.

В случае укрепления курса белорусского рубля у отдельных организаций образуются суммы положительных курсовых разниц, что приводит к росту обязательств по налогу на прибыль. Особенно это характерно для субъектов хозяйствования с большой кредитной нагрузкой, выраженной в иностранной валюте (отдельные из них испытывают дефицит оборотных средств, необходимых для уплаты дополнительных сумм налога).

<...>

Ирина ПОЛЯНСКАЯ,
эксперт PROnalogi.by


Трудовой договор по новым правилам с учетом нововведений в законодательстве о труде


За последнее время внесены многочисленные нововведения в нормативные правовые акты законодательства о труде, при этом не всегда уполномоченные государственные органы успевают отразить такие нововведения в примерных формах трудового договора. Кроме того, далеко не всегда подобные примерные формы отражают все требования законодательства или подходят под конкретную ситуацию (например, вряд ли примерная форма трудового договора будет учитывать особенности труда дистанционных работников).

Несмотря на это, практикующим специалистам приходится работать с тем, что есть. В такой ситуации предлагаем проанализировать и рассмотреть, что надо учесть при составлении трудового договора с 1 января 2020 г. (актуально для бюджетных организаций) и с 28 января 2020 г. (актуально для всех нанимателей).

Оформление трудового договора

Согласно ст. 18 ТК в новой редакции* каждая страница трудового договора и приложений к нему нумеруется и подписывается работником и нанимателем либо уполномоченным им должностным лицом.

Цель такого нововведения понятна — минимизировать подлог (замену) страниц трудового договора, поскольку в судебной практике имеются многочисленные примеры, когда стороны трудового договора представляют суду экземпляры трудового договора с разным содержанием.

С другой стороны, у работников кадровых служб несколько увеличится объем работы, и можно предвидеть новый вид ошибок — отсутствие нумерации страниц в трудовом договоре или подписей сторон на отдельных его страницах.

<...>

Владимир САМОСЕЙКО,
юрист


Внесены изменения в правила работы архивов государственных органов и иных организаций


Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22 ноября 2019 г. № 214 «Об изменении постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 143» внесены изменения в Правила работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 143 (далее — Правила № 143).

Изменения в Правила № 143 направлены на приведение их в соответствие с нормами Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее — Закон № 130), а также в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З «Об изменении законов», которым вносятся существенные изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь.

Среди внесенных в Правила № 143 изменений можно выделить следующие.

1. В соответствии с требованиями Закона № 130-З в текстах нормативных правовых актов исключаются добавляющиеся к словосочетаниям слова «нормативные правовые акты», «акты законодательства», «законодательные акты», слова «Республики Беларусь».

Например, слова «Республики Беларусь» исключены из п. 3, 5, 6, 25, 108, 113, 211, 225, 315, 335, 336, 337, 343, 348 (и др.) Правил № 143.

Также в соответствии с требованиями Закона № 130-З слова «локальные нормативные правовые акты» заменены словами «локальные правовые акты» в п. 8, 39, 50, 241, 246 (и др.) Правил № 143.

2. В законодательстве содержится понятие «документ в электронном виде».1 При этом в Правилах № 143 встречаются слова «документация в электронном виде», «документация на электронных носителях». В связи с этим в п. 3, 4 указанные слова заменены словами «документы в электронном виде».

<...>

Дмитрий ВАРНАШОВ,
младший научный сотрудник отдела документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»


О каких тонкостях налога на доходы чаще всего забывают при заключении внешнеэкономических контрактов


Базовые принципы взимания налога на доходы для всех рассмотренных в этой статье видов доходов одинаковы, за исключением некоторых нюансов.

Налоговым агентом по исчислению и уплате налога на доходы по рассматриваемому виду доходов выступают юридические лица Республики Беларусь, белорусские индивидуальные предприниматели, представительства иностранных организаций (если возникновение доходов от неустойки имеет отношение к этому представительству), то есть те, кто начисляет и выплачивает доход иностранной организации (подп. 3.1, 3.2, 3.4 п. 3 ст. 189 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее — НК).

При начислении либо выплате рассматриваемых доходов иностранной организации налоговой базой является общая сумма дохода (подп. 1.3 п. 1 ст. 190 НК). Ставка налога на доходы — 15% (подп. 1.5 п. 1 ст. 192 НК).

Общей суммой дохода считается начисленная (выплачиваемая) иностранной организации сумма дохода без вычета понесенных ею затрат.

Налоговая база определяется на дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы.

Дата возникновения обязательств белорусской организации по уплате налога на доходы определяется как приходящийся на налоговый период день начисления иностранной организации дохода (платежа) в виде роялти (п. 1 ст. 191, п. 1 ст. 193 НК).

<...>

Александра РАКИТИНА,
экономист


Финансовые аспекты включения в соцпакет добровольного медицинского страхования


Все большую популярность набирает добровольное страхование медицинских расходов. В Республике Беларусь наблюдается тенденция постепенного перехода к страховой медицине, характерной для большинства развитых стран. Финансисты говорят о том, что прежде, чем вложить денежные средства, надо определиться с целями и желаниями и обязательно взвесить «цену вопроса» и налоговые льготы.

По мнению Белорусской ассоциации страховщиков, наша страна придет к страховой медицине, что выгодно как для государства, так и для граждан. Преимущества платного медицинского страхования состоят в качественном медицинском обслуживании в удобное время в любом медицинском центре, без долгих ожиданий в очередях и необходимости получения талона на обслуживание. Кстати, в базовую программу медицинского страхования обычно входит получение медицинской помощи в вечернее и ночное время, выходные и праздничные дни. Договор добровольного страхования может заключаться даже на срок от одного месяца, и это выгодно в ряде ситуаций.

Преимущества медицинского страхования

Главное преимущество — в удобстве. Получить медицинскую помощь можно в тот же день, в вечернее или ночное время, а спектр услуг зависит от выбранной медицинской программы: некоторые из них включают массаж, а также прием у стоматолога. Результаты анализов, сделанные по страховке в частной клинике, приходят на электронную почту на следующий день.

Плюс ко всему — не надо ожидать в очереди и брать талон: все делается по одному звонку в страховую компанию. Страховая медицина позволяет уравнять и улучшить качество оказываемых медицинских услуг по всей стране.

<...>

Андрей РАЗУМОВ


Энергетическая и экологическая безопасность в контексте национальной безопасности Республики Беларусь


Тема безопасности в современном мире является весьма актуальной. И понятно, почему: каждый человек, прежде всего на биологическом уровне, обеспокоен безопасностью своей жизни, здоровья, благополучия, семьи, а как социальный субъект он заботится о безопасности по месту жительства и работы, в отрасли и государстве в силу его контактов и интересов. И каждый, кто понимает проблемы постоянно растущих нужд интенсивно развивающейся мировой экономики в крупных объемах энергетических ресурсов на фоне источающихся их запасов, не может оставаться равнодушным к этим проблемам.

Безопасность — это…

Трудно не согласиться с тем, что «…энергетическая безопасность возникает как продукт взаимодействия политики, права и экономики».

Имеются и все основания дальнейшей их актуализации. Во-первых, множественность видов безопасности (личная, семейная, общественная, государственная, политическая, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая, финансовая и др.) диктует необходимость выработки общих принципов для их понимания, различия, толкования и правового регулирования. Во-вторых, не меньшая множественность правовых актов, регулирующих вопросы безопасности, порождает необходимость, как минимум, определенной их координации, если не гармонизации.

Оптимальным вариантом, наиболее точно передающим сущность безопасности в настоящее время, в рамках Евразийского экономического союза признано такое ее определение — отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба (Договор о Евразийском экономическом союзе (с приложениями 1 — 33), подписанный в г. Астане 29 мая 2014 г.).

<...>

Виктор КАМЕНКОВ,
заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ, медиатор, заместитель председателя ОО «Белорусский республиканский союз юристов», национальный корреспондент Беларуси в ЮНСИТРАЛ, старший научный сотрудник Южно-Уральского государственного университета, доктор юридических наук, профессор


Оформление кодов и наименований на организационно-распорядительных документах


Состав реквизитов, используемых при подготовке и оформлении организационно-распорядительных документов, установлен следующими нормативными правовыми актами:

•государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26 октября 2016 г. № 83 (далее — СТБ 6.38-2016);

Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 (далее — Инструкция по делопроизводству).

Реквизит «код организации»

Требования к оформлению реквизита «Код организации» закреплены в п. 38 Инструкции по делопроизводству, п. 7.3 СТБ 6.38-2016.

Код по общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 004-2001 «Органы государственной власти и управления», утвержденному постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2001 г. № 52 «Об утверждении, введении в действие и отмене классификаторов и руководящих документов» (ОКОГУ), или по общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 018-2003 «Юридические лица и индивидуальные предприниматели», утвержденному постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2003 г. № 22 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене государственных стандартов Республики Беларусь, межгосударственных стандартов, Правил ЕЭК ООН, руководящих документов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации» (ОКЮЛП), предназначен для идентификации организации — автора документа. Указанные коды позволяют с использованием автоматизированных информационно-поисковых систем обеспечивать оперативный поиск документов, созданных конкретной организацией, в крупных информационно-документационных массивах (базах, банках данных).

<...>

Екатерина ДЕРНОВИЧ,
старший научный сотрудник отдела документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»


Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.


Количество показов: 1242
Автор:  Юлия Витень

Возврат к списку