+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Совершенствование законодательства о товарных знаках: программы минимум и максимум

"Юридический мир" № 04/2015

Совершенствование законодательства о товарных знаках: программы минимум и максимум



Лосев С.


На рассмотрение Палаты представителей Национального собрания поступил проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания» (далее — законопроект). С учетом того значения, которое имеет товарный знак (далее — ТЗ) как инструмент в конкурентной борьбе товаропроизводителей, данный законопроект вызывает особый интерес.

Сразу же следует сказать о том, что законопроект не предполагает радикальных изменений в существующей системе охраны ТЗ и ориентирован в основном на приведение Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» в редакции Закона от 27.10.2000 447-З (далее — Закон) в соответствие с требованиями Сингапурского договора о законах по товарным знакам (далее — Сингапурский договор), а также устранение явных недостатков этого Закона. При этом сразу же хотелось бы сказать о том, что целый комплекс проблем, связанных с охраной ТЗ, не попал в поле зрения разработчиков законопроекта, что позволяет рассматривать предлагаемые изменения в законодательстве скорее как косметические правки, нежели серьезный его пересмотр.

Субъектный состав владельцев ТЗ предполагается оставить без изменений. В законопроекте лишь планируется вместо термина «гражданин» использовать термин «физическое лицо». Неоднократно высказывавшиеся предложения о необходимости предоставления права регистрации ТЗ только юрлицам и гражданам, осуществляющим предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность (ИП, ремесленникам и т.п.), не были восприняты разработчиками законопроекта. Как следствие, отложено решение существующей проблемы недобросовестной регистрации ТЗ лицами, не предполагающими их использование.

В законопроекте предлагается новое определение коллективного товарного знака. В действующей редакции под коллективным знаком понимается ТЗ объединения юрлиц, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых им товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками, что исключает возможность его регистрации объединениями, в которые входят не только юрлица, но и (или) ИП. В законопроекте предлагается закрепить право на регистрацию коллективного знака за «объединением лиц, создание и деятельность которого не противоречит законодательству государства, в котором оно создано». Однако даже при таком широком подходе без четкого ответа остается вопрос о том, может ли быть владельцем коллективного ТЗ объединение, являющееся юрлицом, либо такое право должно признаваться и за договорными объединениями юридических и (или) физических лиц.

Отдельные изменения коснутся оснований для отказа в регистрации ТЗ. Вместо предусмотренного действующей редакцией Закона запрета на регистрацию в качестве ТЗ обозначения, состоящего исключительно из знаков или указаний, используемых для обозначения вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности товаров, законопроект предлагает более широкий подход, предполагающий запрет на регистрацию также и обозначений, в которых такие описательные знаки и указания занимают доминирующее положение. 


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.



info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023