+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Последний компромисс

"Юридический мир" № 04/2015

••• Последний компромисс



Николай ПИЛИПЦОВ,
юрист


Прошел почти месяц после истечения предельного срока, на протяжении которого индивидуальным предпринимателям (далее — ИП) разрешалось реализовывать остатки товаров легкой промышленности, ввезенных без необходимых документов, когда, наконец, был подписан Указ Президента Республики Беларусь от 30.03.2015 № 143 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 143), предусматривающий его продление до 1 января 2016 г. Этот документ можно считать последним компромиссом, на который согласились пойти власти, осуществляя объявленный Главой государства переход к «цивилизованным формам торговли».

Соответствующие изменения внесены в Указ Президента Республики Беларусь от 16.05.2014 № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами» (далее — Указ № 222). Напомним, что Указом № 222, который также был своеобразным компромиссом между требованиями технического регламента таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» и пожеланиями ИП — плательщиков единого налога, не имеющими по различным причинам возможности их выполнить, был установлен переходный период до 1 марта 2015 г., в течение которого ИП разрешалось реализовать остатки товаров, ввезенных до 1 июля 2014 г. из стран таможенного союза (Евразийского экономического союза), без подтверждающих их приобретение документов. Причем такие товары следовало включить в опись остатков товаров, составленную по каждому торговому объекту, торговому объекту общественного питания, торговому месту на рынке, месту хранения остатков товаров, и представить ее в налоговый орган по месту постановки на учет для последующего контроля за их реализацией.

Указом № 143 ИП предоставляется право до 1 января 2016 г. продолжить реализацию остатков товаров, включенных в соответствующую опись, как при розничной, так и при оптовой торговле. Однако за это право при торговле в розницу им придется заплатить повышенными ставками налогов, что, по мнению властей, должно создать равные конкурентные условия для ИП, торгующих без документов, и отечественных производителей аналогичных товаров, а также для «более цивилизованных» субъектов хозяйствования, осуществляющих импорт и реализацию товаров в соответствии с установленными требованиями и зачастую заплативших за это немалые деньги.

В случае осуществления розничной торговли остатками товаров ИП должны произвести исчисление и уплату:

1) единого налога с ИП и иных физических лиц (далее — единый налог) с применением согласно п. 6 ст. 298 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) повышающего коэффициента 2 за реализацию товаров без документов;

2) налога на добавленную стоимость в фиксированных суммах, который исчисляется исходя из суммы единого налога, рассчитанного в соответствии с НК, с применением следующих коэффициентов:

2 — за период с 1 по 31 марта 2015 г.;

2,5 — за период с 1 апреля по 30 июня 2015 г.;

3 — за период с 1 июля по 30 сентября 2015 г.;

4 — за период с 1 октября по 31 декабря 2015 г.

При этом в комментарии к Указу № 143, размещенному на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — МНС), разъясняется, что НДС в фиксированных суммах в этом случае исчисляется исходя из суммы единого налога, рассчитанного в соответствии с НК, без учета повышающего коэффициента 2 за реализацию товаров без документов.

Кроме того, Указом № 143 установлено, что НДС в фиксированной сумме должен уплачиваться по каждому торговому объекту, торговому месту на рынке, а также при осуществлении розничной торговли через интернет-магазины в порядке и сроки, установленные в НК для единого налога, при этом его сумма уменьшается пропорционально сумме единого налога, подлежащей возврату (зачету) в соответствии с НК.

По общим правилам представление налоговой декларации по единому налогу и его уплата производятся не позднее 1-го числа отчетного периода, то есть за апрель 2015 г. представление декларации по единому налогу и его уплата единого налога производятся в срок не позднее 1 апреля 2015 г. Исчисленные суммы НДС в фиксированной сумме отражаются отдельной строкой в налоговой декларации по единому налогу, а его уплата производится в сроки, установленные НК для единого налога. Соответственно, уплата НДС в фиксированной сумме за апрель 2015 г. также должна быть произведена в срок не позднее 1 апреля 2015 г.

Исключением является исчисление и уплата единого налога, а также НДС в фиксированных суммах за март 2015 г. Согласно п. 2 Указа № 143 в случае осуществления в марте 2015 г. розничной торговли остатками товаров ИП должны были представить налоговую декларацию по единому налогу и уплатить единый налог, а также НДС в фиксированной сумме в срок не позднее 31 марта 2015 г., что вряд ли было возможно (см. ниже).

Порядок уплаты налогов при оптовой торговле остатками товаров практически не изменился. При такой реализации, которая должна производиться на основании первичных учетных документов, оформляемых в соответствии с законодательством, ИП необходимо уплачивать подоходный налог с физических лиц или налог при упрощенной системе налогообложения, а также НДС по «стандартным» ставкам, установленным НК, исходя из стоимости приобретенных товаров. Представление налоговой декларации по НДС и его уплата производятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем реализации товаров.

Кроме того, Указом № 143 тот же порядок налогообложения распространен и на иное отчуждение остатков товаров, в том числе на безвозмездной основе, а также на внесение таких товаров в качестве вклада в уставный фонд коммерческой организации.

А чтобы вопросов с реализацией остатков товаров не возникало в дальнейшем, Указ № 222 дополнен п. 1.31, согласно которому с 1 января 2016 г. ИП запрещается осуществлять розничную, оптовую торговлю, иное отчуждение, в том числе на безвозмездной основе, указанных остатков товаров, внесение их в качестве вклада в уставный фонд коммерческой организации.

Поскольку сроки, установленные Указом № 222 для перехода ИП на применение упрощенной системы налогообложения, уже истекли, определено, что если они имеют на все реализуемые товары документы, подтверждающие их приобретение (поступление), то могут перейти на такую систему с 1 апреля, или с 1 июля, или с 1 октября 2015 г., представив не позднее 1 апреля, или 1 июля, или 1 октября 2015 г. в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме, установленной Министерством по налогам и сборам.

В разъяснении МНС особо отмечено, что и после принятия Указа № 143 ИП должны осуществлять ввоз, транспортировку по территории Республики Беларусь, хранение и реализацию товаров (в том числе товаров, ввезенных из Российской Федерации) на основании документов, подтверждающих приобретение (поступление) этих товаров, а при ввозе товаров с территории государств — членов Евразийского экономического союза — производить уплату «ввозного» НДС в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29 мая 2014 г.

Указом № 143 устранены преференции, которые (явно по недосмотру разработчиков) ранее имели иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, при реализации товаров на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах. Теперь для них определен закрытый перечень товаров (произведения живописи, графики, скульптуры, предметы народных промыслов, продукция растениеводства и пчеловодства), которые они вправе реализовать на указанных местах по специальным разрешениям, выдаваемым в соответствии с законодательными актами.

Кроме того, для пресечения неорганизованной реализации товаров в общественных местах физическими лицами Указом № 143 установлены места, где такая реализация запрещена. Физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим и временно проживающим в Республике Беларусь, запрещается реализация товаров заранее неопределенному кругу лиц на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, за исключением реализации товаров на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах в соответствии с п. 1.5 Указа № 222.

Две последние нормы вступают в силу со 2 июля 2015 г. в отличие от остальных положений Указа № 143, которые начинали действовать со 2 апреля 2015 г., но распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 марта 2015 г.

Интересно, что не только текст Указа № 143, но и комментарий МНС, разъясняющий порядок его применения, были размещены на соответствующих сайтах до официального опубликования этого документа, которое произошло только 1 апреля 2015 г. На этот факт можно было и не обратить внимание, если бы не срок представления налоговой декларации по единому налогу и его уплаты (не позднее 31 марта 2015 г.), который установлен п. 2 Указа № 143 для тех ИП, которые поверили обещаниям властей не применять к ним меры ответственности и продолжали розничную торговлю остатками товаров в марте 2015 г. Получается, что они должны были исполнить эти обязанности еще до того, как появился официальный текст документа, а значит, теперь окажутся без вины виноватыми.

Скорее всего, той же беды с учетом срока представления налоговой декларации и уплаты единого налога (1 апреля 2015 г.) не смогут избежать и те ИП, кто решил работать с остатками товаров в апреле. Ведь далеко не все из них регулярно пользуются Интернетом, да еще посещают при этом сайты Президента и МНС. Остается надеяться на то, что налоговые органы вникнут в возникшую по вине самих властей ситуацию и не будут наказывать таких «нарушителей». 



info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023