"Юридический мир" № 03/2015 |
Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.02.2015 № 79 (далее — постановление № 79) внесены изменения и дополнения в Правила осуществления операций с электронными деньгами, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.11.2003 № 201 и действующие в редакции постановления от 16.02.2007 № 52 (далее — Правила). Как известно, Декрет Президента Республики Беларусь от 28.12.2014 № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» (далее — Декрет № 6) наряду с мерами уголовно-правового характера ввел и некоторые другие. В частности, вводится обязанность интернет-провайдеров с 1 января 2016 г. обеспечивать формирование и хранение актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах». Не остался без внимания и еще один современный информационный и финансовый продукт — электронные деньги. Согласно п. 16 Декрета № 6 физические лица, которым открываются либо которым открыты электронные кошельки, подлежат обязательной идентификации независимо от размеров сумм электронных денег, числящихся в таких электронных кошельках, в порядке, установленном законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения. Здесь имеется в виду ст. 8 Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее — Закон № 165-З). Требование идентификации имеет обратную силу: до 01.03.2015 физические лица, которым открыты анонимные электронные кошельки, обязаны были представить в банк либо иную организацию, открывшую электронный кошелек, документы, необходимые для проведения идентификации. При непредставлении документов в указанный срок операции с электронными деньгами, числящимися в таких электронных кошельках, должны быть приостановлены до проведения идентификации в установленном порядке. Одновременно Декрет № 6 установил, что сведения об электронном кошельке, открытом на имя физического лица, подлежат обязательному представлению на основании письменного запроса указанных в Декрете № 6 должностных лиц органов государственной безопасности, внутренних дел или Следственного комитета Республики Беларусь в установленные законодательством сроки. СУТЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ Согласно ст. 274 Банковского кодекса Республики Беларусь электронные деньги — это хранящиеся в электронном виде единицы стоимости, выпущенные в обращение в обмен на наличные или безналичные денежные средства и принимаемые в качестве средства платежа при осуществлении расчетов как с лицом, выпустившим в обращение данные единицы стоимости, так и с иными юридическими и физическими лицами, а также выражающие сумму обязательства этого лица по возврату денежных средств любому юридическому или физическому лицу при предъявлении данных единиц стоимости. Электронный кошелек — это пластиковая (предоплаченная) карточка (как правило, с микрочипом), программное обеспечение персонального компьютера (браузер), иное программно-техническое устройство (например, флэш-карта или так называемая таблетка), содержащее электронные деньги и (или) обеспечивающее к ним доступ. Проще говоря, это своего рода «вместилище» электронных денег (аналог банковского счета), потребность в котором вызвана тем, что электронные деньги обращаются самостоятельно (из кошелька в кошелек), а не через банк (со счета на счет). Собственно, в этом и состоит их отличие от банковских платежных карт и других инструментов удаленного доступа к банковскому счету. ИЗМЕНЕНИЯ В ТЕРМИНОЛОГИИ В первую очередь следует отметить, что несколько изменен понятийный аппарат. Для большей наглядности отобразим это в таблице.
Здесь же отметим, что ранее действующая редакция Правил устанавливала, что держателями электронных денег могут являться: физические лица, получившие электронные деньги от эмитента либо агента, в том числе нерезидентов, от юридического лица (ИП), работниками которого они являются, от иных физических лиц, юридических лиц, ИП при совершении в соответствии с законодательством Республики Беларусь гражданско-правовых сделок, не связанных с предпринимательской деятельностью физических лиц; юридические лица (ИП), получившие электронные деньги от банка-эмитента (агента банка-эмитента), банка-агента, а также от иных юридических лиц, ИП, физических лиц при совершении гражданско-правовых сделок в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Теперь же, согласно п. 10 Правил держателями электронных денег могут являться: физические лица, получившие электронные деньги от банка-эмитента, агента, банка-агента, иных резидентов (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, работниками которого физические лица являются, иных физических лиц, юридических лиц, ИП при совершении в соответствии с законодательством Республики Беларусь сделок, не связанных с предпринимательской деятельностью физических лиц); юридические лица, ИП, получившие электронные деньги от банка-эмитента, агента, банка-агента, иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц при совершении сделок (в том числе при заключении (организации заключения) соглашения о выигрыше в азартной игре, внесении платы за участие в лотерее, электронной интерактивной игре) в соответствии с законодательством Республики Беларусь. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ОПЕРАЦИЙ Постановлением № 79 уточнены лицензионные и прочие разрешительные требования к участникам. Теперь для осуществления эмиссии электронных денег банк-эмитент должен иметь специальное разрешение (лицензию) Национального банка Республики Беларусь на осуществление банковской деятельности, предусматривающее право на выпуск в обращение (эмиссию) электронных денег, привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц на счета и (или) во вклады (депозиты), открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц, осуществление расчетного и кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов. Для распространения электронных денег нужно иметь лицензию на осуществление банковской деятельности, предусматривающее право на привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц на счета и (или) во вклады (депозиты), открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц, осуществление расчетного и кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов. Исключен п. 8 Правил, согласно которому программные и технические средства, применяемые в системах расчетов с использованием электронных денег, подлежали сертификации органом по сертификации программно-технических средств в области банковских услуг и технологий в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Объяснить это можно тем, что в 2014 году в новой редакции была изложена ч. 7 ст. 28 Закона Республики Беларусь от 10.10.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации». Теперь согласно данной норме для создания системы защиты информации используются средства технической и криптографической защиты информации, имеющие сертификат соответствия, выданный в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь, или положительное экспертное заключение по результатам государственной экспертизы, порядок проведения которой определяется ОАЦ. Важное ограничение постановлением № 79 введено в п. 10 Положения: держатели электронных денег могут получать их теперь только от резидентов, но никак не от нерезидентов. В то же время нет запретов на использование электронных денег эмитентов-нерезидентов, полученных от банков-агентов. Если просто: «чужие» деньги нельзя «заработать», но можно купить (аналогия с иностранной валютой). ИДЕНТИФИКАЦИЯ КЛИЕНТОВ Положение теперь де-факто отсылает нас к ст. 8 Закона № 165-З «Идентификация участников финансовых операций». Она, как и Декрет № 6, предусматривает идентификацию при открытии электронного кошелька и совершении операций с электронными деньгами в случаях и размерах, определенных Национальным банком Республики Беларусь. Но ранее идентификация проводилась в обязательном порядке только в отношении юридических лиц и ИП, а что касается физических лиц — только если сумма в электронном кошельке превышала 1 000 базовых величин (далее — БВ) или сумма покупки в течение дня — 90 БВ. В последнем случае должны устанавливаться в том числе сведения о бенефициарных владельцах, учредителях (участниках, членах), владеющих не менее чем 10% уставного фонда, цели установления и предполагаемый характер отношений с лицом, осуществляющим финансовые операции и т.п. Причем, если такие сведения отсутствуют в документах, они фиксируются со слов участников финансовой операции. Новая редакция п. 11 Правил предусматривает возможность заключения договора с физическим лицом, на основании которого осуществляется эмиссия, распространение, использование и погашение электронных денег, в том числе посредством акцепта договора, предлагаемого на условиях публичной оферты. Такой акцепт может быть как «виртуальным» (путем клика «Согласен» и т.п. на соответствующем сайте), так и путем отсылки в бумажном договоре на стандартные правила эмитента. Что касается организаций, то для них новая редакция п. 19 Правил устанавливает развернутые требования к содержанию договора с банком. Претерпели изменения и правила учета операций с электронными кошельками. Ранее лицевые счета2 по учету электронных кошельков не открывались, а вся сумма эмиссии отражалась на одном сборном счете 3119 «Средства по операциям с ЭД»3, фиксировавшем обязательство банка по погашению электронных денег. Теперь не открываются «текущие (расчетные)», а все остальное определяется отсылкой к бухгалтерскому законодательству. Более того, сейчас прямо предусмотрено, что банк-эмитент, банк-агент в порядке, установленном правилами эмитента, обязаны вести учет операций с электронными деньгами по каждому электронному кошельку и владельцу электронного кошелька. Электронный кошелек не открывается при «разовом» приобретении электронных денег с немедленным их использованием (при распространении электронных денег агентами — операторами сотовой подвижной электросвязи, а также через устройства cash-in4, принадлежащие агентам, не являющимся банками), но сумма одной операции при распространении электронных денег агентами — операторами сотовой подвижной электросвязи, а также через устройства cash-in, принадлежащие агентам, не являющимся банками, не должна превышать 100 БВ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ Изменились разрешенные основания использования электронных денег. Физические лица теперь могут их использовать для участия в игорном бизнесе, а организации и ИП — для уплаты таможенных и иных платежей в бюджет. Но возможность использования «при расторжении совершенной гражданско-правовой сделки» исключена. При использовании электронных денег работниками организации для командировочных расходов, содержания автотранспорта и т.п. сейчас должны составляться отчеты в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Беларусь для составления и представления отчета о суммах денежных средств, израсходованных с использованием корпоративной дебетовой банковской платежной карточки. Исключен п. 20 Правил, устанавливавший лимит (30 БВ) операций по неидентифицируемым электронным кошелькам, а также сняты ограничения (1 000 и 90 БВ) при осуществлении других операций (п. 24 Правил). Однако теперь при погашении физическим лицам электронных денег посредством выплаты наличных денег, в том числе путем осуществления банковского, почтового денежного переводов в пользу физического лица без открытия им счета в банке, за исключением погашения электронных денег с использованием предоплаченной карточки, банк-эмитент, агент, являющийся банком, агент — РУП «Белпочта», банк-агент, банк, погашающий на территории Республики Беларусь электронные деньги, эмитированные нерезидентом, обязаны идентифицировать держателя путем предъявления документа, удостоверяющего личность. Погашение электронных денег в устройствах cash-in, принадлежащих агентам, не являющимся банками, а также электронных денег, приобретенных у агентов — операторов сотовой подвижной электросвязи, допускается только посредством направления причитающихся физическому лицу денежных средств в соответствии с поручением данного физического лица на оплату товаров, работ, услуг с зачислением денежных средств на счет резидента — юридического лица, ИП в банке, на счета в банке при исполнении обязательств физического лица перед банком, а также для уплаты таможенных и иных платежей в бюджет на счета, определенные законодательством Республики Беларусь.
Постановление № 79 вступило в силу 1 марта 2015 г.
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023