+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Защита прав субъектов хозяйствования от незаконных действий госорганов

"Юридический мир" № 01/2015

Защита прав субъектов хозяйствования от незаконных действий госорганов



Гультяева Н.


Структурное подразделение с правами юридического лица функционального министерства (далее — структурное подразделение министерства) 2 ноября 2012 г. применило к ОАО «Э» санкции в соответствии с п. 1.2 Указа Президента Республики Беларусь от 27.02.2012 № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля» (далее — Указ № 114) за злоупотребление доминирующим положением на рынке. Согласно указанной норме совершение юрлицом или ИП, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, деяния, являющегося в соответствии с антимонопольным законодательством злоупотреблением доминирующим положением, влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере от 20 до 100 базовых величин, на ИП — от 100 до 200 базовых величин, на юридическое лицо — до 10% суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации данного товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году, но не менее 500 базовых величин.

Позже выяснилось, что санкции применены необоснованно и 14 декабря 2012 г. министерство как вышестоящий орган госуправления отменило решение своего структурного подразделения.

После этого 5 марта 2013 г. ОАО «Э» обратилось в министерство с требованием возвратить сумму взысканных штрафных санкций, а также возместить убытки, причиненные их применением. Министерство ответило, что такие требования следовало заявлять немедленно после отмены решения, поскольку денежные средства, взысканные с ОАО «Э» в виде штрафных санкций, перечисляются в бюджет, откуда их возвратить невозможно.

В связи с этим акционерное общество обратилось в хозяйственный суд (теперь экономический суд) с исковым заявлением, в котором указало на предъявление им требований в пределах трехлетнего срока исковой давности, предусмотренного гражданским законодательством. Однако в удовлетворении исковых требований было отказано. Экономический суд в мотивировочной части своего решения указал на то, что законодательство о противодействии монополистической деятельности является специальным хозяйственным законодательством и к регулируемым им отношениям не применяются общие положения Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК).

В связи с этим возникает закономерный вопрос, как между собой соотносятся нормы хозяйственного, гражданского и административного законодательства в данной ситуации.

Согласно п. 3 Указа № 114 положения, предусмотренные в п. 1.2–1.4 и п. 2 этого документа, действуют до вступления в силу законов о внесении изменений и (или) дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП). До приведения названных кодексов в соответствие с Указом № 114 их положения применяются в части, не противоречащей Указу № 114. Таким образом, норма, изложенная в п. 1.2, является по своей сути административной нормой права, которая устанавливает ответственность за совершение противоправного административного деяния — действия либо бездействия. Если следовать логике, то применение к ОАО «Э» штрафных санкций подлежало обжалованию в порядке, предусмотренном ПИКоАП, а не ГК.

Итак, решение о применении санкций к ОАО «Э» в соответствии с п. 1.2 Указа № 114 должностное лицо структурного подразделения министерства должно было оформить в виде протокола об административном правонарушении, что следует из п. 2 Указа № 114. Согласно ст. 3.1 ПИКоАП и положению о структурном подразделении министерства, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь, данное структурное подразделение в случаях и порядке, установленных законодательством, осуществляет производство по делам об экономических и административных правонарушениях, применяет установленные санкции и осуществляет наложение штрафов с составлением его должностными лицами протоколов о правонарушениях. Таким образом, структурное подразделение министерства самостоятельно составляет протоколы об административных правонарушениях и рассматривает их.

Результатом производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 1.2 Указа № 114, в отношении ОАО «Э» стало применение санкций в отношении данного юридического лица в размере 10% суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором выявлено административное правонарушение.




Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023