+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Конституционные основы предпринимательской деятельности и правовые позиции Конституционного Суда Республики Беларусь

"Юридический мир" № 05/2014

••• Конституционные основы предпринимательской деятельности и правовые позиции Конституционного Суда Республики Беларусь



Лилия Григорьевна Козырева,
судья Конституционного Суда Республики Беларусь, 
Заслуженный юрист Республики Беларусь


Правовым фундаментом построения демократического социального правового государства в Беларуси является Конституция Республики Беларусь (далее — Конституция). В нынешнем году исполняется 20 лет со дня принятия Конституции. Провозглашая принципы народовластия, разделения властей, верховенства права, Конституция устанавливает основополагающие права и свободы граждан Республики Беларусь и гарантии их правовой защиты.

В соответствии со ст. 2 Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

В Конституции содержатся принципы и нормы, необходимые для формирования экономической основы конституционного строя. Это право собственности, равенство различных ее форм, свобода предпринимательства, защита экономических прав и гарантий их реализации.

Конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности

Свобода предпринимательской деятельности представляет собой универсальный (интегрированный) принцип конституционного права, объединяющий несколько относительно самостоятельных принципов правового регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности (принцип свободы договора, общедозволительный принцип, принцип свободы конкуренции и др.).

На конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности, закрепленный в ст. 13 Конституции, опираются основные экономические права. К ним относятся:

- право на выбор рода занятий и работы (ст. 41), которое предполагает свободу экономического выбора: быть либо предпринимателем-работодателем либо работником;

- право свободно передвигаться и выбирать место жительства (ст. 30), которое означает свободу рынка труда;

- право на свободу объединений (ч. 1 ст. 36), которое предполагает соответствующее право на совместную экономическую деятельность, а следовательно, свободу выбора организационно-правовых форм предпринимательской деятельности;

- право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 44);

- право использовать имущество для целей предпринимательской деятельности (ч. 4 ст. 13), что означает свободу формирования имущественной базы предпринимательства, использования имущества, свободу реализации на рынке произведенного товара, включая право на свободу договора.

Конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности дает право каждому гражданину свободно использовать свои способности и имущество, самостоятельно решать, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т.д. Данный принцип реализован, прежде всего, в Гражданском кодексе Республики Беларусь, других законодательных актах, направленных на развитие в стране цивилизованного бизнеса.

Конституционные права участников хозяйственных обществ

Как отметил Конституционный Суд Республики Беларусь в решении от 06.07.2010 № Р-483/2010 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», конституционное право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности служит основой правового статуса участников хозяйственных обществ, которые реализуют свои права посредством владения акциями. Реализуя указанное конституционное право, граждане могут определять сферу этой деятельности и осуществлять деятельность в индивидуальном порядке либо совместно с другими лицами путем участия в хозяйственном товариществе, обществе или производственном кооперативе, то есть путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства, что вытекает из ч. 2 ст. 44 Конституции.

Пределы свободы экономической деятельности

Принцип свободы экономической деятельности лежит в основе государственной поддержки добросовестной конкуренции между субъектами предпринимательства. При этом в целях создания благоприятной экономической среды, обеспечения поддержки добросовестной конкуренции государство посредством принятия соответствующих законов должно устанавливать необходимые ограничения (пределы) свободы экономической деятельности.

Например, в Законе Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее — Закон № 128-З), который вступает в силу 22 июля 2014 г., предусмотрены нормы, направленные на защиту конкуренции в области торговли и общественного питания. Так, п. 2 ст. 26 Закона № 128-З субъектам торговли, осуществляющим торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, субъектам общественного питания, осуществляющим общественное питание посредством организации сети общественного питания, и поставщикам продовольственных товаров, осуществляющим поставки этих товаров в торговые сети или крупные магазины, запрещается:

- создавать дискриминационные условия, в том числе препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из него других субъектов торговли, субъектов общественного питания и поставщиков продовольственных товаров;

- понуждать контрагента заключать договор с условиями о запрете на заключение этими лицами договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, с другими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими аналогичную деятельность, и др.

Конституционный Суд Республики Беларусь отметил в решении от 30.12.2013 № Р-912/2013 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», что приведенные нормы Закона № 128-З, основанные на положениях Конституции о равных возможностях свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, направлены на противодействие монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, противодействие недопущению, ограничению, устранению конкуренции со стороны государственных органов, иных органов и организаций. Устанавливаемое правовое регулирование будет способствовать целям развития благоприятной конкурентной среды, защиты прав и законных интересов покупателей, а также устранению негативных проявлений деятельности поставщиков и субъектов торговли.

Конституция предоставляет всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 4 ст. 13); право иметь имущество в собственности, а также владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 1 и 2 ст. 44).

Пределы свободы договора

Конституционно гарантированное право свободно распоряжаться имуществом распространяется и на случаи заключения гражданско-правовых договоров, включая определение оснований и порядка их заключения. Закрепленный в гражданском законодательстве принцип свободы договора может быть ограничен при условии, что случаи такого ограничения предусмотрены законом (ч. 1 ст. 23 и ч. 6 ст. 44 Конституции).

Из указанных конституционных положений исходил Конституционный Суд Республики Беларусь при проверке конституционности норм Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 63-З «О концессиях» (далее — Закон о концессиях), которыми устанавливается порядок определения концессионера, включающий в том числе проведение открытого или закрытого конкурса (аукциона) на право заключения концессионного договора. Так, закрытый конкурс (аукцион) проводится в случаях, если объект концессии включен в перечень объектов, сведения о которых составляют государственные секреты, и если объект концессии имеет стратегически важное значение для Республики Беларусь (ч. 4 ст. 13 Закона о концессиях). Оценивая данную норму во взаимосвязи с нормами ч. 7 ст. 13 Закона о концессиях, предусматривающими случаи заключения концессионных договоров без проведения конкурса (аукциона), Конституционный Суд Республики Беларусь указал в решении от 05.07.2013 № Р-832/2013 «О соот­ветствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О концессиях», что установление в Законе о концессиях случаев и порядка проведения закрытых конкурсов (аукционов), заключения концессионных договоров без проведения конкурса (аукциона) свидетельствует об ограничении принципа свободы договора и, соответственно, конституционного права на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Вместе с тем, по мнению Конституционного Суда Республики Беларусь, вводимые Законом о концессиях ограничения для концессионеров при проведении закрытых конкурсов (аукционов), заключении концессионных договоров без проведения конкурса (аукциона) обусловлены интересами, сформулированными в ст. 23 и 44 Конституции.

Государственное регулирование предпринимательства

Согласно ч. 5 ст. 13 Конституции государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

При рассмотрении в порядке обязательного предварительного контроля конституционности Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) Конституционный Суд Республики Беларусь в решении от 29.06.2012 № Р-729/2012 указал, что положения ст. 13 Конституции обязывают государство создавать максимально благоприятные условия для стабильного развития предпринимательства путем выработки отвечающей интересам и потребностям общества государственной экономической политики в сфере экономической несостоятельности (банкротства) в целях удовлетворения имущественных интересов и требований кредиторов как участников гражданских правоотношений, содействия субъектам предпринимательской деятельности в обеспечении стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности, восстановлении платежеспособности, а также исключения из гражданского оборота экономически несостоятельных субъектов (в случае их ликвидации).

Конституционный принцип государственного регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества, направления и координации государственной и частной экономической деятельности в социальных целях получил развитие в положениях Закона о банкротстве:

- устанавливающих условия начала процедуры экономической несостоятельности (банкротства), исключающие возможность необоснованного возбуждения дела;

- определяющих компетенцию органа государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) и комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства);

- предусматривающих меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и оказанию финансовой помощи должнику, проведению досудебного оздоровления юридического лица, индивидуального предпринимателя;

- обязывающих государственные органы, в подчинении (составе) которых находится должник, принимать меры по созданию новых рабочих мест, а также по трудоустройству работников организации-банкрота в целях предупреждения негативных социальных последствий при объявлении предприятия экономически несостоятельным (банкротом);

- усиливающих защиту прав действующих и бывших работников должника, перед которыми он имеет задолженность по заработной плате, а также прав граждан в связи с задолженностью по оплате оказанных ими работ (услуг) по гражданско-правовым договорам.

Указанный конституционный принцип развивается и в нормах Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (услуг)» (далее — Закон о госзакупках), определяющих, в частности, особенности государственных закупок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, установлено, что если объем (количество) предмета государственной закупки разделим, то формируются части (лоты), одна из которых должна составлять не более 10% объема (количества) предмета этой государственной закупки; участниками по такой части (лоту) могут выступать только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Республики Беларусь положения Закона о госзакупках, определяющие особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок, направлены на реализацию целей государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства, предусматривают правовое регулирование осуществления поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе путем создания благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Конституционные принципы — в законах

Реализация в законах принципов и норм Конституции о равенстве форм собственности; равных правах для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом; гарантиях равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также о регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества направлена на создание условий и механизмов формирования в Республике Беларусь конституционной экономики как важнейшей составляющей построения социального государства. 



info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023