![]() |
"Юридический мир" № 03/2014 |
![]() |
Юлия Александровна Амельченя,
Ольга Александровна Бакиновская,
Согласно ст. 17 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон) одним из видов процедур государственных закупок является процедура закупки из одного источника.В связи с наличием ряда отличительных особенностей предлагаем проанализировать порядок осуществления государственных закупок по процедуре закупки из одного источника. Правовая регламентацияОсуществление государственных закупок по процедуре закупки из одного источника регулируется: - Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее — Указ № 590); - Законом; - постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — постановление № 778). Общая характеристика процедуры закупки из одного источникаПроцедура закупки из одного источника — вид процедуры государственной закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, при котором заказчик (организатор) предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) (п. 1 ст. 50 Закона). Но: допускается предложение заключить договор 2 и более поставщикам (подрядчикам, исполнителям), если предмет государственной закупки разделен на части (лоты). Субъектный состав процедуры закупки из одного источникаВ процедуре закупки из одного источника участвуют: 1) заказчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов для приобретения товаров (работ, услуг) и осуществляющие такое приобретение, в том числе через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное руководителем этого юридического лица на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов от его имени, а также иное юридическое лицо в случаях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь (ст. 1 Закона); 2) организатор — юридическое лицо, выполняющее от имени заказчика часть его функций по организации и проведению процедур государственных закупок (ст. 1 Закона); 3) участник (процедуры государственных закупок) — юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, получившее приглашение к заключению договора (п. 1 ст. 14 Закона); 4) организатор при централизации государственных закупок (то есть при организации процедур закупок однородных товаров организатором для нужд нескольких заказчиков), определяемый из числа: - подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций либо организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы ему в управление; - иных организаций по согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находятся такие организации либо в управление которого переданы находящиеся в государственной собственности акции (доли в уставных фондах) этих организаций (с их согласия). Особенность: организатор при централизации государственных закупок определяется в случае централизации государственных закупок государственным органом (организацией) для заказчиков, находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) этого государственного органа (организации) либо акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в его управление, а также для самого государственного органа (организации), если Президентом Республики Беларусь не установлено иное (пп. 1.2 п. 1 Указа № 590). Но: государственный орган (организация) может выступать организатором при централизации государственных закупок. Случаи проведения закупки из одного источника1. Осуществление государственных закупок (в том числе если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты) согласно приложению к Закону (п. 2 ст. 50 Закона). Обратим внимание: в п. 9 перечня в приложении к Закону общее основание для проведения процедуры закупки из одного источника для любых товаров (работ, услуг) — приобретение товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки которых составляет не более 300 базовых величин. Обратим внимание: Совету Министров Республики Беларусь в области государственных закупок предоставлено право определять дополнительные требования к организации и проведению процедуры закупки из одного источника при осуществлении государственных закупок по приложению к Закону (ч. 1 ст. 8 Закона). 2. Закупка товаров по перечню вооружения и военной техники, государственные закупки которых осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника (данный перечень утвержден постановлением № 778). 3. Если процедура государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки признана несостоявшейся по истечении срока для подготовки и подачи предложений, когда жалоба участника либо иного юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, признана обоснованной и уполномоченный государственный орган по государственным закупкам распорядился прекратить процедуру государственной закупки и обязал заказчика (организатора) провести процедуру закупки из одного источника в случае, предусмотренном п. 33 приложения к Закону (п. 1 ст. 26, п. 6 ст. 55 Закона). Речь идет о наличии необходимости в осуществлении государственных закупок товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности на период до подведения итогов процедур государственных закупок и вступления в силу договора в случае, если такая государственная закупка осуществляется в течение первого месяца года по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь (перечень приведен в постановлении № 778). И в этом случае объем государственной закупки не может превышать количество товаров (работ, услуг), необходимое для обеспечения потребности заказчика в течение срока проведения государственной закупки, но не более чем на 2 месяца. 4. Закупка товаров по перечню в приложении к Указу № 590 (норма действует до 01.01.2015). 5. Заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника по согласованию с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам (Министерством торговли Республики Беларусь) в случае признания процедуры государственной закупки несостоявшейся (основания для признания процедуры государственной закупки несостоявшейся перечислены в п. 1 ст. 26 Закона). Исключение составляют случаи, указанные в п. 5 приложения к Закону, когда такое согласование не требуется (п. 2 ст. 26 Закона). Речь идет о возникновении потребности в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие непреодолимой силы, в том числе чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных видов процедур государственных закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно. Указанное здесь правило является общим. 6. Одновременно действует специальная норма: заказчику (организатору) Указом № 590 предоставлено право в случае признания процедуры государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки несостоявшейся провести процедуру закупки из одного источника: - по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен либо в состав, систему которого входит заказчик; - на основании самостоятельно принятого решения после проведения повторной процедуры государственной закупки, которая также была признана несостоявшейся (пп. 2.2 п. 2 Указа № 590). Данное право может быть реализовано в пределах срока действия нормы в пп. 2.2 п. 2 Указа № 590 — до 01.01.2015. Формы документовПостановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 № 14 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок» (далее — постановление № 14) утверждены примерные формы документов по процедурам государственных закупок. Алгоритм проведения государственных закупок по процедуре закупки из одного источника1. Формирование комиссииНеобходимость формирования комиссии при организации и проведении процедуры закупки из одного источника определяется заказчиком (организатором) (п. 1 ст. 19 Закона, п. 3 Положения о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденного постановлением № 778). Таким образом, для проведения государственной закупки из одного источника комиссию специально для данной процедуры создавать не требуется. В случае если заказчик (организатор) посчитал необходимым формирование комиссии, то следует руководствоваться нормами указанного Положения. 2. Проведение маркетинговых исследований рынка товаров (работ, услуг)Заказчик (организатор) на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и предварительных переговоров с известными ему поставщиками (подрядчиками, исполнителями) определяет поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения договора. Если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), количество поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определяется количеством частей (лотов) (п. 3 ст. 50 Закона). Мнение: обращаем внимание на вышеуказанные случаи проведения закупки из одного источника, установленные Законом как последствия несостоявшихся процедур государственных закупок. На первый взгляд, проведение маркетинговых исследований в этих случаях может показаться нелогичным, однако оно необходимо для целей определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Рекомендации: - с учетом практики применения норм о государственных закупках и комментариев Министерства экономики Республики Беларусь (в рамках ранее действовавшего законодательства) можно подтвердить изучение конъюнктуры рынка путем получения сведений из различных источников, в том числе Белорусской торгово-промышленной палаты, Информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (письмо Министерства экономики Республики Беларусь от 05.11.2007 № 30-23/6054 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг)»); - предварительные переговоры с известными заказчику (организатору) поставщиками (подрядчиками, исполнителями) могут подтверждаться в том числе протоколами по результатам переговоров. 3. Направление приглашения к участию в процедурах государственных закупокЗаказчик (организатор) направляет участнику (участникам) приглашения к участию в процедуре закупки из одного источника одновременно с проектом договора. При этом допускается проведение переговоров между заказчиком (организатором) и участником (участниками). Нет необходимости в размещении заказчиком (организатором) приглашения к участию в такой процедуре на официальном сайте для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках http://www.icetrade.by, а также в средствах массовой информации и глобальной компьютерной сети Интернет (п. 2 ст. 21 Закона). 4. Установление срока для подготовки и подачи предложений участникомСрок для подготовки и подачи предложений участником определяется заказчиком (организатором) по собственному усмотрению (ч. 2 п. 1 ст. 22 Закона). 5. Выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение договораЗаказчик (организатор) на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и предварительных переговоров с известными ему поставщиками (подрядчиками, исполнителями) определяет поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения договора. Договор между заказчиком и участником процедуры закупки из одного источника заключается на условиях, указанных в предложении такого участника и документах, представляемых участнику для подготовки предложения (п. 1 ст. 25 Закона). 6. Предоставление обеспечения исполнения договораВ случае, если проектом договора и документами, представляемыми участнику для подготовки предложения, было предусмотрено предоставление обеспечения исполнения договора, участник процедуры закупки из одного источника предоставляет такое обеспечение одновременно с подписанным проектом договора (ч. 5 п. 3 ст. 25 Закона). 7. Составление справки о процедуре государственной закупкиСоставление справки о процедуре государственной закупки осуществляется заказчиком (организатором) в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся. Требования к такой справке приведены в п. 2 ст. 29 Закона. В справке в том числе содержатся сведения о наименовании участника процедуры закупки из одного источника и цене заключенного с ним договора либо обосновании отмены процедуры государственной закупки или признания ее несостоявшейся. Если участник процедуры закупки из одного источника отказался от заключения договора, в справке указывается информация об этом. Обратим внимание: в справку о процедуре государственной закупки необходимо включить сведения о приглашении к участию в конкурентной процедуре закупки организаций, включенных в Регистр производителей товаров (работ, услуг), и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), а также о результатах изучения конъюнктуры рынка. Примерная форма справки о проведении процедуры государственной закупки из одного источника утверждена постановлением № 14 (приложение 26 в редакции постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 16.08.2013 № 17).
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023