+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

marketolog@profmedia.by

••• Алгоритм юридических действий при проведении государственных закупок по процедуре закупки из одного источника

"Юридический мир" № 03/2014

••• Алгоритм юридических действий при проведении государственных закупок по процедуре закупки из одного источника

Юлия Александровна Амельченя,
кандидат юридических наук, доцент,

Ольга Александровна Бакиновская,
кандидат юридических наук, доцент


Согласно ст. 17 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон) одним из видов процедур государственных закупок является процедура закупки из одного источника.

В связи с наличием ряда отличительных особенностей предлагаем проанализировать порядок осуществления государственных закупок по процедуре закупки из одного источника.

Правовая регламентация

Осуществление государственных закупок по процедуре закупки из одного источника регулируется:

- Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее — Указ № 590);

- Законом;

- постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — постановление № 778).

Общая характеристика процедуры закупки из одного источника

Процедура закупки из одного источника — вид процедуры государственной закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, при котором заказчик (организатор) предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) (п. 1 ст. 50 Закона).

Но: допускается предложение заключить договор 2 и более поставщикам (подрядчикам, исполнителям), если предмет государственной закупки разделен на части (лоты).

Субъектный состав процедуры закупки из одного источника

В процедуре закупки из одного источника участвуют:

1) заказчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов для приобретения товаров (работ, услуг) и осуществляющие такое приобретение, в том числе через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное руководителем этого юридического лица на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов от его имени, а также иное юридическое лицо в случаях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь (ст. 1 Закона);

2) организатор — юридическое лицо, выполняющее от имени заказчика часть его функций по организации и проведению процедур государственных закупок (ст. 1 Закона);

3) участник (процедуры государственных закупок) — юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, получившее приглашение к заключению договора (п. 1 ст. 14 Закона);

4) организатор при централизации государственных закупок (то есть при организации процедур закупок однородных товаров организатором для нужд нескольких заказчиков), определяемый из числа:

- подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций либо организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы ему в управление;

- иных организаций по согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находятся такие организации либо в управление которого переданы находящиеся в государственной собственности акции (доли в уставных фондах) этих организаций (с их согласия).

Особенность: организатор при централизации государственных закупок определяется в случае централизации государственных закупок государственным органом (организацией) для заказчиков, находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) этого государственного органа (организации) либо акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в его управление, а также для самого государственного органа (организации), если Президентом Республики Беларусь не установлено иное (пп. 1.2 п. 1 Указа № 590).

Но: государственный орган (организация) может выступать организатором при централизации государственных закупок.

Случаи проведения закупки из одного источника

1. Осуществление государственных закупок (в том числе если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты) согласно приложению к Закону (п. 2 ст. 50 Закона).

Обратим внимание: в п. 9 перечня в приложении к Закону общее основание для проведения процедуры закупки из одного источника для любых товаров (работ, услуг) — приобретение товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки которых составляет не более 300 базовых величин.

Обратим внимание: Совету Министров Республики Беларусь в области государственных закупок предоставлено право определять дополнительные требования к организации и проведению процедуры закупки из одного источника при осуществлении государственных закупок по приложению к Закону (ч. 1 ст. 8 Закона).

2. Закупка товаров по перечню вооружения и военной техники, государственные закупки которых осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника (данный перечень утвержден постановлением № 778).

3. Если процедура государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки признана несостоявшейся по истечении срока для подготовки и подачи предложений, когда жалоба участника либо иного юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, признана обоснованной и уполномоченный государственный орган по государственным закупкам распорядился прекратить процедуру государственной закупки и обязал заказчика (организатора) провести процедуру закупки из одного источника в случае, предусмотренном п. 33 приложения к Закону (п. 1 ст. 26, п. 6 ст. 55 Закона).

Речь идет о наличии необходимости в осуществлении государственных закупок товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности на период до подведения итогов процедур государственных закупок и вступления в силу договора в случае, если такая государственная закупка осуществляется в течение первого месяца года по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь (перечень приведен в постановлении № 778). И в этом случае объем государственной закупки не может превышать количество товаров (работ, услуг), необходимое для обеспечения потребности заказчика в течение срока проведения государственной закупки, но не более чем на 2 месяца.

4. Закупка товаров по перечню в приложении к Указу № 590 (норма действует до 01.01.2015).

5. Заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника по согласованию с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам (Министерством торговли Республики Беларусь) в случае признания процедуры государственной закупки несостоявшейся (основания для признания процедуры государственной закупки несостоявшейся перечислены в п. 1 ст. 26 Закона). Исключение составляют случаи, указанные в п. 5 приложения к Закону, когда такое согласование не требуется (п. 2 ст. 26 Закона).

Речь идет о возникновении потребности в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие непреодолимой силы, в том числе чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных видов процедур государственных закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Указанное здесь правило является общим.

6. Одновременно действует специальная норма: заказчику (организатору) Указом № 590 предоставлено право в случае признания процедуры государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки несостоявшейся провести процедуру закупки из одного источника:

- по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен либо в состав, систему которого входит заказчик;

- на основании самостоятельно принятого решения после проведения повторной процедуры государственной закупки, которая также была признана несостоявшейся (пп. 2.2 п. 2 Указа № 590).

Данное право может быть реализовано в пределах срока действия нормы в пп. 2.2 п. 2 Указа № 590 — до 01.01.2015.

Формы документов

Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 № 14 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок» (далее — постановление № 14) утверждены примерные формы документов по процедурам государственных закупок.

Алгоритм проведения государственных закупок по процедуре закупки из одного источника

1. Формирование комиссии

Необходимость формирования комиссии при организации и проведении процедуры закупки из одного источника определяется заказчиком (организатором) (п. 1 ст. 19 Закона, п. 3 Положения о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденного постановлением № 778).

Таким образом, для проведения государственной закупки из одного источника комиссию специально для данной процедуры создавать не требуется. В случае если заказчик (организатор) посчитал необходимым формирование комиссии, то следует руководствоваться нормами указанного Положения.

2. Проведение маркетинговых исследований рынка товаров (работ, услуг)

Заказчик (организатор) на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и предварительных переговоров с известными ему поставщиками (подрядчиками, исполнителями) определяет поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения договора. ­Если предмет государственной закупки ­разделен на части (лоты), количество поставщиков (подрядчиков, исполнителей) опреде­ляется количеством частей (лотов) (п. 3 ст. 50 ­Закона).

Мнение: обращаем внимание на выше­указанные случаи проведения закупки из одного источника, установленные Законом как последствия несостоявшихся процедур ­государственных закупок. На первый взгляд, проведение маркетинговых исследований в этих случаях может показаться нелогичным, однако оно необходимо для целей определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Рекомендации:

- с учетом практики применения норм о государственных закупках и комментариев Министерства экономики Республики Беларусь (в рамках ранее действовавшего законодательства) можно подтвердить изучение конъюнктуры рынка путем получения сведений из различных источников, в том числе Белорусской торгово-промышленной палаты, Информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (письмо Министерства экономики Республики Беларусь от 05.11.2007 № 30-23/6054 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг)»);

- предварительные переговоры с известными заказчику (организатору) поставщиками (подрядчиками, исполнителями) могут подтверждаться в том числе протоколами по результатам переговоров.

3. Направление приглашения к участию в процедурах государственных закупок

Заказчик (организатор) направляет участнику (участникам) приглашения к участию в процедуре закупки из одного источника одновременно с проектом договора. При этом допускается проведение переговоров между заказчиком (организатором) и участником (участниками).

Нет необходимости в размещении заказчиком (организатором) приглашения к участию в такой процедуре на официальном сайте для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках http://www.icetrade.by, а также в средствах массовой информации и глобальной компьютерной сети Интернет (п. 2 ст. 21 Закона).

4. Установление срока для подготовки и подачи предложений участником

Срок для подготовки и подачи предложений участником определяется заказчиком (организатором) по собственному усмотрению (ч. 2 п. 1 ст. 22 Закона).

5. Выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение договора

Заказчик (организатор) на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и предварительных переговоров с известными ему поставщиками (подрядчиками, исполнителями) определяет поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения договора.

Договор между заказчиком и участником процедуры закупки из одного источника заключается на условиях, указанных в предложении такого участника и документах, представляемых участнику для подготовки предложения (п. 1 ст. 25 Закона).

6. Предоставление обеспечения исполнения договора

В случае, если проектом договора и документами, представляемыми участнику для подготовки предложения, было предусмотрено предоставление обеспечения исполнения договора, участник процедуры закупки из одного источника предоставляет такое обеспечение одновременно с подписанным проектом договора (ч. 5 п. 3 ст. 25 Закона).

7. Составление справки о процедуре государственной закупки

Составление справки о процедуре государственной закупки осуществляется заказчиком (организатором) в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся. Требования к такой справке приведены в п. 2 ст. 29 Закона. В справке в том числе содержатся сведения о наименовании участника процедуры закупки из одного источника и цене заключенного с ним договора либо обосновании отмены процедуры государственной закупки или признания ее несостоявшейся. Если участник процедуры закупки из одного источника отказался от заключения договора, в справке указывается информация об этом.

Обратим внимание: в справку о процедуре государственной закупки необходимо включить сведения о приглашении к участию в конкурентной процедуре закупки организаций, включенных в Регистр производителей товаров (работ, услуг), и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), а также о результатах изучения конъюнктуры рынка. Примерная форма справки о проведении процедуры государственной закупки из одного источника утверждена постановлением № 14 (приложение 26 в редакции постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 16.08.2013 № 17).




ООО «РегистрМедиа» 1996-2022