+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Защита прав и законных интересов лиц, участвующих в процедурах государственных закупок

"Юридический мир" № 06/2013

••• Защита прав и законных интересов лиц, участвующих в процедурах государственных закупок



Максим Валерьевич Бенсман,
управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»


Статьей 4 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон) определено, что одним из основных принципов осуществления государственных закупок является обеспечение справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Реализация данного принципа нашла отражение в нормах гл. 8 Закона.

Способы обжалования неправомерных действий

Законом определены три основных способа обжалования неправомерных действий заказчика, организатора, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки и оператора официального сайта (далее –– лица, осуществляющие проведение государственных закупок).

Такими способами являются:

  • подача в адрес лица, осуществляющего проведение государственных закупок, заявления о прекращении действий, нарушающих права и законные интересы участника либо иного юридического или физического лица;
  • подача жалобы на действия лиц, осуществляющих проведение государственных закупок, в уполномоченный государственный орган;
  • обжалование действий и решений лиц, осуществляющих проведение государственных закупок, в судебном порядке.

Подача заявления лицу, осуществляющему проведение государственных закупок

Данный способ определен ст. 52 Закона и нацелен на урегулирование конфликтной ситуации без привлечения уполномоченного государственного органа по государственным закупкам (далее –– уполномоченный государственный орган) или судебных органов. В соответствии с нормой п. 1 ст. 52 Закона, если действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта нарушают права и законные интересы участника либо иного юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, такое лицо вправе обратиться соответственно к заказчику (организатору), товарной бирже, оператору электронной торговой площадки, оператору официального сайта с заявлением о прекращении таких действий (бездействия) и об устранении их ­результатов и (или) об отмене решений.

Подача заявления лицом, не являющимся участником процедуры закупки

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 52 Закона лицо, не являющееся участником процедуры закупки, вправе обратиться с таким заявлением только до истечения срока, установленного для подготовки и подачи участниками своих предложений на процедуру закупки. При этом жалоба таким лицом может быть подана лишь в части, касающейся приглашения или документов, представляемых участникам для подготовки предложения.

Срок подачи заявления участниками процедуры закупки

Что касается участников процедуры государственной закупки, то они вправе обратиться с вышеуказанным заявлением в течение всего периода проведения закупки вплоть до заключения договора.

Решение по заявлению

В соответствии с п. 2 ст. 52 Закона решение по поданному заявлению должно быть принято лицом, осуществляющим проведение государственной закупки, не позднее 7 рабочих дней после его получения. Такое решение должно быть оформлено в письменном виде, содержать указание на основания его принятия, при необходимости предусматривать меры, которые должны быть приняты, и направлено заявителю в течение 3 рабочих дней с момента принятия.

Когда подача заявления не допускается

Следует иметь в виду, что в случае, если договор по результатам государственной закупки уже заключен, а также в случае, если жалоба на действия лиц, осуществляющих проведение государственных закупок, подана в уполномоченный государственный орган, подача заявления, указанного в ст. 52 Закона, не­ допускается.

Процедура закупки не приостанавливается

Кроме того, в отличие от обжалования действий лиц, осуществляющих проведение государственных закупок, в уполномоченном государственном органе, направление заявления непосредственно данным лицам не влечет обязательного приостановления проведения процедуры государственной закупки.

Подача жалобы в уполномоченный государственный орган

Нормой п. 1 ст. 53 Закона участникам, а также иным юридическим и физическим лицам предоставлено право подачи жалобы на действия лиц, осуществляющих проведение государственных закупок, в уполномоченный государственный орган.

Жалоба может быть подана и в случае, если лицо, осуществляющее проведение государственных закупок, не приняло в установленный срок решения по результатам рассмотрения соответствующего заявления либо лицо, подавшее жалобу, не удовлетворено принятым решением по рассмотрению его заявления.

Подача жалобы лицом, не являющимся участником процедуры закупки

При этом аналогично ч. 2 п. 1 ст. 52 Закона, нормой п. 2 ст. 53 Закона определено, что лицо, не являющееся участником процедуры закупки, вправе подать жалобу в уполномоченный орган только до истечения срока, установленного для подготовки и подачи участниками предложений на процедуру закупки, и только в части, касающейся приглашения или документов, представляемых участнику для подготовки предложения.

Порядок подачи жалобы и требования к ее оформлению

Порядок подачи жалобы определен ст. 53–56 Закона.

В соответствии с п. 1 ст. 54 Закона жалоба подается в уполномоченный государственный орган в письменном виде и должна содержать:

наименование (для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, –– фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность), место нахождения и учетный номер плательщика участника или иного лица, подающих жалобу, либо их представителя, номер контактного телефона;

наименование (для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, –– фамилию, собственное имя, отчество (при наличии)), место нахождения, учетный номер плательщика и номер контактного телефона заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта, действия (бездействие) и (или) решения которых обжалуются;

наименование вида процедуры государственной закупки, указание источника финансирования государственной закупки;

суть обжалуемых действий (бездействия) и (или) решений;

документы и сведения, подтверждающие обоснованность жалобы, с указанием юридических фактов и иных обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии законодательству о государственных закупках обжалуемых действий (бездействия) и (или) решений.

Жалоба должна быть подписана лицом, ее подающим, либо его представителем. К жалобе, подаваемой представителем лица, подающего жалобу, должны быть приложены доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия на подписание ­жалобы.

Когда жалоба не рассматривается

Согласно норме п. 7 ст. 55 Закона жалоба не подлежит рассмотрению и возвращается подавшему ее лицу в случае, если она не соответствует вышеуказанным требованиям либо подана по истечении сроков, установленных п. 2 ст. 54 Закона. Так, жалоба может быть подана:

  • в отношении приглашения и документов, представляемых участнику для подготовки предложения, –– в течение срока для подготовки и представления предложений;
  • в иных случаях –– не позднее 10 рабочих дней со дня извещения участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся.

Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 55 Закона жалоба не подлежит рассмотрению и возвращается подавшему ее лицу в случае, если на те же действия (бездействие) или решения лиц, осуществляющих проведение государственных закупок, ранее уже подана жалоба, которая рассматривается или по ней принято решение уполномоченным государственным органом либо судом.

Следует отметить, что в силу п. 3 ст. 54 Закона не допускается подача жалобы в уполномоченный государственный орган, если договор по результатам процедуры закупки уже заключен.

Приостановление процедуры закупки при поступлении жалобы

В соответствии со ст. 56 Закона при поступлении жалобы в уполномоченный государственный орган процедура государственной закупки приостанавливается на срок не более 30 календарных дней. Однако, если государственная закупка осуществляется для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности Республики Беларусь, функционирования государственных организаций, срок приостановления процедуры государственной закупки не может превышать срока, определенного заказчиком (организатором) для заключения договора.

До принятия решения по результатам рассмотрения жалобы заказчик заключать договор не вправе.

Порядок рассмотрения жалобы

Порядок рассмотрения жалобы уполномоченным государственным органом определен ст. 55 Закона и Инструкцией о порядке рассмотрения Министерством экономики Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок, утвержденной постановлением Минис­терства экономики ­Республики ­Беларусь от 22.12.2012 № 116.

В течение 3 рабочих дней со дня поступления жалобы уполномоченный государственный орган обязан письменно известить всех участников и иных лиц, права и законные интересы которых могут быть затронуты в результате рассмотрения поступившей жалобы, о содержании жалобы, месте и времени ее рассмотрения, а также о сроке приостановления процедуры государственной закупки. При этом в соответствии с п. 2 ст. 55 Закона участники и иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы и по неуважительным причинам не принявшие участия в процедуре рассмотрения жалобы, лишаются права впоследствии обращаться в уполномоченный государственный орган с жалобой на те же действия (бездействие) или решения лиц, осуществляющих проведение государственных закупок.

По требованию уполномоченного государственного органа лицо, действия (бездействия) или решения которого обжалуются, обязано представить документы, имеющие отношение к жалобе.

Лицам, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, предоставлено право направить в уполномоченный государственный орган возражение на жалобу, но не позднее чем за 2 рабочих дня до дня ее рассмотрения.

Решение по жалобе

Решение по результатам рассмотрения жалобы принимается уполномоченным государственным органом в срок, который не должен превышать срока приостановления процедуры государственной закупки.

По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный государственный орган вправе принять одно либо несколько из следующих решений: обязать совершить действия, применить процедуры либо принять решение, соответствующие законодательству о государственных закупках; отменить незаконное решение; распорядиться о прекращении процедуры государственной закупки и обязать заказчика (организатора) провести повторную процедуру государственной закупки или в случае, предусмотренном п. 33 приложения к Закону, процедуру закупки из одного источника; признать жалобу необоснованной; разрешить заключение договора.

О принятом по результатам рассмотрения жалобы решении извещаются лицо, подавшее жалобу, а также лица, которые извещались о ее поступлении. Разрешение заключить договор направляется уполномоченным государственным органом заказчику в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Решение уполномоченного государственного органа, принятое по жалобе, может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Отзыв жалобы и его последствия

Лицо, подавшее жалобу, вправе на основании п. 4 ст. 54 Закона отозвать ее до принятия решения по существу жалобы. Однако необходимо помнить, что отозвавшее поданную жалобу лицо не вправе повторно подать жалобу в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам на те же действия (бездействие) или решения лиц, осуществляющих проведение государственных закупок. В случае отзыва жалобы уполномоченный государственный орган по государственным закупкам в течение 3 рабочих дней извещает об этом лиц, которые извещались о поступлении жалобы.

Обжалование действий и решений лиц, осуществляющих проведение государственных закупок, в судебном порядке

Согласно ст. 57 Закона процедура государственной закупки, проведенная с нарушением законодательства о государственных закупках, может быть признана судом недействительной по иску заинтересованного лица. При этом признание процедуры государственной закупки недействительной влечет недействительность договора, заключенного по результатам такой процедуры. Следует отметить, что исходя из нормы ст. 57 Закона подача в суд иска о признании недействительной процедуры государственной закупки возможна только в случае, если процедура на момент подачи иска уже проведена.

Схожая норма содержится и в ст. 419 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее –– ГК), согласно которой торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Однако ст. 419 ГК регулирует только вопросы признания недействительными торгов. При этом согласно п. 4 ст. 417 ГК к торгам относятся только конкурсы и аукционы. В то же время ст. 57 Закона распространяется на все процедуры государственных закупок, включая запрос ценовых предложений и процедуру закупки из одного источника.

В 2007 году Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (далее –– Президиум ВХС) принял постановление от 04.04.2007 № 25 «О некоторых вопросах судебной практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о торгах» (далее –– постановление № 25), которым хозяйственным судам был дан ряд рекомендаций в сфере рассмотрения таких споров.

В частности, Президиум ВХС определил, что в качестве заинтересованного лица, по иску которого торги могут быть признаны судом недействительными, может выступать не только непосредственный участник торгов, но также лицо, которому было отказано в участии в торгах.

Основания для признания торгов недействительными

Кроме того, установлено, что основанием для признания торгов недействительными могут служить лишь те нарушения правил проведения торгов, которые могли повлиять на определение результатов торгов.

В частности, к таким нарушениям могут ­относиться:

  • нарушение порядка и сроков извещения сторон;
  • проведение торгов ранее назначенных сроков;
  • отсутствие в извещении сведений, предусмотренных п. 2 ст. 418 ГК (время, место и форма торгов, их предмет и порядок проведения, порядок оформления участия в торгах и определения лица, выигравшего торги, сведения о начальной цене);
  • необоснованный отказ в допуске лица к участию в торгах (открытых);
  • несоблюдение организатором торгов условий их проведения, содержащихся в извещении и тендерной документации;
  • признание победителем лица, не имевшего права участвовать в торгах;
  • продажа на торгах имущества лица, не являющегося его собственником;
  • выставление на торги изъятого из оборота (ограниченного в обороте) имущества;
  • иные существенные нарушения, повлиявшие на результаты торгов.

Судьба договора зависит от судьбы торгов

При этом, как указано в постановлении № 25, само по себе нарушение правил проведения торгов не может служить основанием для признания недействительным договора, заключенного по результатам торгов, если сами торги не признаны судом недействительными.



info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023