+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

marketolog@profmedia.by

••• Автомобиль-такси — не для личных нужд

"Юридический мир" № 05/2013

••• Автомобиль-такси — не для личных нужд


Кристина Ивановна Заблоцкая,
начальник отдела судебной практики хозяйственного суда Гродненской области,

Екатерина Владимировна Веселуха,
пресс-секретарь хозяйственного суда Гродненской области



Право подвезти жену на работу или ребенка в школу на автомобиле, оборудованном элементами такси, индивидуальные предприниматели (далее — ИП) утратили в августе прошлого года, когда Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь приняло соответствующее постановление.

До сих пор у предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке пассажиров автомобилями-такси, вызывает недоумение невозможность использования автомобиля в личных целях.

Многие перевозчики такое ограничение просто игнорируют, и эта реакция таксистов вполне объяснима: автомобиль, как правило, находящийся в собственности у предпринимателя, зачастую является одновременно и средством получения дохода, и единственным средством передвижения в семье.

Однако использование автомобиля-такси в обход установленных правил влечет административное наказание. Вот и приходится балансировать таксистам между необходимостью обеспечить комфорт своей семье и угрозой быть привлеченным к ответственности за административное правонарушение.

При каких условиях можно использовать занятый в бизнесе автомобиль? Какими нормативными документами регулируется этот вопрос, какая ответственность предусмотрена за поездку с мамой на дачу на автомобиле с полосой на борту? Предлагаем рассмотреть эти вопросы и прояснить столь противоречивую ситуацию.

Оформление путевых листов «до» и «после»

До 29 августа 2012 г. действовало постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 28.03.2008 № 38 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 6 октября 2003 г. № 44 «Об утверждении форм путевых листов автомобилей индивидуальных предпринимателей и инструкций по их заполнению». Руководствуясь этим документом, ИП при внесении в путевой лист записи «Для собственных нужд» и удостоверении ее своей подписью и печатью были вправе использовать транспортное средство для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением лицензируемой деятельности.

С 29 августа 2012 г. вступило в силу постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29.03.2012 № 25 «Об установлении форм путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, утверждении Инструкции о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров и признании утратившими силу постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 6 октября 2003 г. № 44 и от 28 марта 2008 г. № 38».

Принятие этого документа изменило порядок оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров. Сейчас, если предпринимателю необходимо использовать автомобиль, зарегистрированный как такси, в личных целях, то он обязан снять с автомобиля все опознавательные элементы автомобиля-такси. Если плафон и желтые номера отсутствуют, а полосы на борту остаются, то это уже трактуется как использование автомобиля в личных целях, что является грубым нарушением законодательства о лицензировании.

Справочно:

Легковые автомобили-такси должны быть окрашены в желтый цвет или иметь по всей длине на боковых поверхностях полосу желтого цвета (ширина полосы желтого цвета на дверях не менее 200 мм), на которую наносится отличительный знак, на крыше должен быть установлен фонарь оранжевого цвета, обязательным является наличие желтых номеров с пометкой TAX.

Что еще является правонарушением?

Согласно п. 124 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее — Положение), использование транспортного средства, оформленного в соответствии с установленными требованиями к оформлению автомобилей-такси, в том числе с отдельными элементами оформления, для нужд, не связанных с осуществлением лицензируемой деятельности, без оформленного в установленном порядке путевого листа относится к грубым нарушениям законодательства о лицензировании.

Использование автомобиля-такси в личных целях противоречит также требованиям п. 8 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 (далее — Правила), согласно которому транспортные средства, оформленные для выполнения автомобильных перевозок пассажиров в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, не могут использоваться физическими лицами для личных (бытовых, семейных и иных нужд), не связанных с осуществлением лицензируемой деятельности по выполнению автомобильных перевозок пассажиров. Также в соответствии с п. 175 Правил водителю автомобиля-такси запрещается выполнять автомобильные перевозки, не связанные с осуществлением лицензируемой деятельности на транспортном средстве, оборудованном и (или) оформленном как автомобиль-такси.

Административная ответственность

Ответственность за вышеуказанные правонарушения предусмотрена ч. 1 ст. 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) — ответственность за предпринимательскую деятельность, осуществляемую без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях).

Следует отличать виды административных взысканий, налагаемых судом на юридических лиц и ИП.

Административные взыскания для юридических лиц

Для предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в области пассажирских перевозок автомобилями-такси, санкция ч. 1 ст. 12.7 КоАП предусматривает наложение штрафа до 500 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

Пример 1

Хозяйственным судом было рассмотрено дело об административном правонарушении, поступившее из государственного учреждения «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» (далее — Транспортная инспекция), в отношении юридического лица — ООО «Д» о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП.

При проверке автомобиля-такси Мерседес Бенц, принадлежавшего ООО «Д», было выявлено использование водителем транспортного средства для личных нужд, не связанных с осуществлением лицензируемой деятельности, без оформленного в установленном порядке путевого листа. Этими действиями были нарушены п. 8 Правил и абз. 10 п. 124 Положения.

При составлении протокола представителем юридического лица были даны следующие пояснения: на автомобиле стояли белые номера, отсутствовал плафон, были наклеены только желтые полосы. Водитель пояснил, что в этот день не работал и занимался ремонтом автомобиля.

В судебном заседании руководитель ООО «Д» факт совершения правонарушения и свою вину признал.

Судом было вынесено постановление о привлечении ООО «Д» к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 базовых величин.

В данном случае административная ответственность применена в связи с установлением единичного факта осуществления предпринимательской деятельности с нарушением правил и условий, предусмотренных в лицензии. В частности, в лицензии, выданной юридическому лицу на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта, особым требованием и условием осуществления вида деятельности было указано соблюдение лицензиатом требований законодательства в области автомобильного транспорта.

Из материалов дела усматривалось небрежное отношение юридического лица к выполнению требований законодательства, исключающего возможность использования транспортного средства, оформленного отдельными элементами автомобиля-такси, в личных целях.

Административные взыскания для индивидуальных предпринимателей

Санкция ч. 1 ст. 12.7 КоАП для ИП предусматривает наложение штрафа до 200 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

Пример 2

Хозяйственным судом было рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении ИП С. Транспортной инспекцией при проверке автомобиля-такси, принадлежавшего ИП С., было установлено, что транспортное средство использовалось для личных нужд.

Факт совершения правонарушения и свою вину ИП С. признал. При составлении протокола пояснил, что подвозил знакомого с женой и дочкой.

Выслушав пояснения лица, в отношении которого велся административный процесс, исследовав приложенные к протоколу об административном правонарушении документы, являвшиеся доказательствами, суд пришел к выводу о наличии в деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП.

ИП С. был привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 10 базовых величин.

О дополнительном взыскании

Следует отметить, что за нарушение правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), юридическим лицам и ИП грозит не только штраф и конфискация дохода, полученного в результате такой деятельности. Санкция ч. 1 ст. 12.7 КоАП предусматривает также лишение субъекта хозяйствования права заниматься определенной деятельностью. Данное дополнительное наказание применяется с учетом характера совершенного правонарушения и устанавливается на срок от 6 месяцев до 1 года.

Прекращение действия лицензии

Кроме того, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлечет за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, то решением суда действие лицензии может быть прекращено.

Немного статистики

За 2012 год хозяйственным судом Гродненской области по протоколам Транспортной инспекции (филиал по Гродненской области) вынесено более 180 постановлений о наложении административных взысканий по делам об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 12.7 КоАП. Наложен штраф на сумму, превышающую 90 млн руб.

Выявленные нарушения касались:

  • отсутствия в путевом листе отметок о прохождении медицинского обследования водителей перед рейсом;
  • отсутствия отметок о прохождении государственного технического осмотра;
  • отсутствия у водителей путевого листа;
  • осуществления ИП лицензируемой деятельности с уровнем подготовки, не соответствующим требованиям, установленным законодательством, или с привлечением юридическим лицом к осуществлению лицензируемой деятельности водителя, уровень подготовки которого не соответствует требованиям, установленным законодательством;
  • осуществления перевозки пассажиров без оформленного в установленном порядке заказа-наряда, в отсутствие заказа-наряда и иных нарушений.

Наибольшее количество нарушений (более 30%) выразилось в использовании транспортных средств с элементами автомобиля-такси для личных нужд, не связанных с осуществлением лицензируемой деятельности, без оформления в установленном порядке путевого листа… 



ООО «РегистрМедиа» 1996-2022