+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

marketolog@profmedia.by

••• Работы хозяйственным способом выполняются без договора

"Юридический мир" № 07/2012

••• Работы хозяйственным способом выполняются без договора


Сергей Чеславович Белявский,
судья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя Гродненского областного отделения ОО «Белорусский республиканский союз юристов».


Городское коммунальное предприятие теплоэнергетики «М» (далее — КП «М») (заказчик) по результатам торгов заключило договор генерального подряда с ООО «А» (генподрядчик) на выполнение строительно-монтажных работ на объекте. Стоимость работ по договору составила 3,5 млрд руб., источники финансирования — инновационный фонд областного исполнительного комитета, собственные средства заказчика, средства республиканского бюджета для целей энергосбережения, средства городского бюджета.

ООО «А» предложило КП «М» самому частично выполнить определенный вид работ (сантехнические и электромонтажные работы, на которые КП «М» имело соответствующую лицензию), заключив договор субподряда, где ООО «А» являлось бы генподрядчиком, а КП «М» — субподрядчиком; источник финансирования — средства местного бюджета.

Возможно ли было в такой ситуации заключение договора субподряда ООО «А» с КП «М», если КП «М» являлось по данному объекту заказчиком?

Или вместо субподряда работы (сантехнические и электромонтажные) должны были оформляться как выполнение работ хозяйственным способом (далее — хозспособ), если бы эти работы выполняло КП «М»? Допустимо ли для КП «М» в данной ситуации вообще выполнение частично работ хозспособом, учитывая, что КП «М» поручило все работы генпод-
рядчику?

Разные способы

По способу производства строительно-монтажных работ и работ по монтажу оборудования (далее, если не установлено иное, — строительные работы) затраты подразделяются на работы, выполняемые подрядным и хозспособом.

При наличии к тому желания и возможности заказчик вправе выполнить часть подрядных работ хозспособом, если это не противоречит законодательству.

Что такое хозспособ?

В соответствии с п. 5 Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.05.2007 № 10 (далее — Инструкция), хозспособ строительства — организационная форма строительства, выполнения работ, при которой строительные, монтажные, иные специальные работы выполняются без заключения договора строительного подряда собственными силами застройщика, обладающего правом собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления на объекты строительства либо приобретающего эти права по окончании работ. В случае строительства с привлечением подрядных организаций к хозспособу относится та часть работ, которая выполнена собственными силами застройщика.

Что не является хозспособом?

Строительные работы, выполняемые за счет средств республиканского или местных бюджетов организациями государственного дорожного хозяйства на автомобильных дорогах общего пользования, организациями водного транспорта на внутренних водных путях общего пользования, организациями жилищно-коммунального хозяйства на объектах коммунального хозяйства, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения, а также на объектах жилищного фонда за счет средств республиканского, местных бюджетов и отчислений населения на капитальный ремонт жилых домов к хозспособу не относятся.

От способа зависит многое

Определение того, каким способом выполняются строительно-монтажные работы и работы по монтажу оборудования — подрядным или хозяйственным — влияет на порядок осуществления формирования стоимости работ, их бухгалтерского учета, а также налогообложения.

В соответствии с п. 15 Инструкции учет затрат на выполнение строительных работ при хозяйственном способе строительства осуществляется по следующим статьям затрат: «Материалы», «Основная заработная плата рабочих», «Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов», «Прочие расходы», «Накладные расходы». Далее детально расписан порядок учета затрат на выполнение строительных работ при хозспособе строительства.

Обоснованность произведенных затрат подтверждается экономическими расчетами, произведенными соответствующими специалистами застройщика (инженерами, экономистами).
Решение о включении затрат в стоимость объекта учета принимается руководителем застройщика или иным уполномоченным им лицом.

При финансировании работ, выполняемых хозспособом, за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов основанием для получения указанных средств является акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ по форме С-2, установленной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 № 13 «Об установлении форм первичных учетных документов в строительстве», составленный в базисных ценах, и бухгалтерская справка о сумме фактически произведенных затрат в разрезе статей затрат.

Финансовые особенности хозспособа

Порядок формирования стоимости строительно-монтажных работ хозспособом имеет свои особенности. В частности, в соответствии с постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17.04.2008 № 19 «Об определении норм накладных расходов при выполнении строительных и иных специальных монтажных работ хозяйственным способом» нормы накладных расходов при выполнении строительных и иных специальных монтажных работ хозспособом определяются в размере 34,1% к нормам накладных расходов и плановых накоплений для строительно-монтажных организаций, выполняющих строительные и иные специальные монтажные работы подрядным способом, утвержденным постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 16.01.2008 № 1, а плановые накопления при выполнении строительных и иных специальных монтажных работ хозспособом не начисляются.

При разработке проектно-сметной документации с учетом хозспособа выполнения работ сметная стоимость определяется в соответствии с Методическими указаниями по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сметной документации с применением ресурсно-сметных норм (РДС 8.01.105-03), утвержденными приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2003 № 91.

В Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, утвержденном постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2010 № 50, для учета фактических расходов на новое строительство, реконструкцию и достройку зданий и сооружений за счет средств бюджета предусмотрен субсчет 203 «Расходы по бюджету на капитальные вложения» счета 20 «Расходы по бюджету».

Расходы на новое строительство за счет средств бюджета учитываются на субсчете 203 «Расходы по бюджету на капитальные вложения» независимо от способа ведения строительных работ (хозяйственного или подрядного) (ч. 1 п. 7 Инструкции о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2009 № 157.

Итак…

В приведенном случае КП «М» являлось организацией жилищно-коммунального хозяйства, а финансирование работ, выполнить которые предлагалось самому КП «М», предполагалось производить за счет средств местного бюджета. Информация о виде объекта, на котором предстояло выполнить строительно-монтажные работы, отсутствует.

Таким образом, исходя из определения хозспособа и строительных работ, которые хозспособом не являются, данного в п. 5 Инструкции, КП «М» не вправе было выполнить часть подрядных работ хозспособом на объекте коммунального хозяйства, принадлежавшего ему на праве хозяйственного ведения, а также на объекте жилищного фонда.

Если же объект, на котором предстояло выполнить строительно-монтажные работы, к указанным категориям не относился, то КП «М» было вправе выполнить часть подрядных работ хозспособом при наличии к тому желания и возможности без заключения какого-либо договора. 



ООО «РегистрМедиа» 1996-2022