+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

marketolog@profmedia.by

••• Проблемы юридического образования в Республике Беларусь

"Юридический мир" № 03/2012

••• Проблемы юридического образования в Республике Беларусь


Марина Латышева



В последние годы у практикующих юристов и директоров юридических фирм Республики Беларусь все больше нареканий вызывает отсутствие практически-ориентированного подхода в обучении молодых юристов. Особенно недостаток знаний ощущается в области права интеллектуальной собственности, корпоративного и налогового законодательства.

Цель высшего образования — научить специалиста самостоятельно учиться, предоставить базовые знания, необходимые для специализации в той или иной отрасли права. Тем не менее большинство выпускников не в состоянии применить свои знания на практике.

Образование есть, образованности нет

По мнению Виталия Коледы, кандидата юридических наук, партнера юридической фирмы «Archer Legal», большинство выпускников совершенно не знакомы с основами ведения юридического бизнеса, не знают, что такое биллинг и для чего он ведется, не имеют навыков общения с клиентами. У них отсутствуют базовые знания по управлению проектами и тайм-менеджменту. На «доработку» толкового вузовского выпускника, как правило, уходит год–два, после чего его уже можно допускать к самостоятельной работе по некоторым направлениям деятельности: регистрация, трудовое право, взыскание дебиторской задолженности.

Неадекватная самооценка

Особую озабоченность, считает Илья Латышев, директор ООО «Юридическая группа «Вердикт Бай», вызывает тот факт, что, несмотря на перепроизводство юристов и финансовый кризис, сегодняшние требования молодых юристов к заработной плате обратно пропорциональны уровню их знаний. На собеседование приходят новоиспеченные специалисты, которые не могут ответить даже на элементарные юридические вопросы. Однако они сразу хотят за работу помощником юриста получать зарплату на уровне 250–300 долларов США.

Ошиблись в ожиданиях

Не менее значимая проблема — быстрое разочарование молодежи в профессии. Молодые специалисты не готовы профессионально развиваться: читать нормативные правовые акты, юридическую теорию, заниматься не только оплачиваемой работой, но и вести какие-то неоплачиваемые проекты: писать статьи, поддерживать интернет-форумы, которые в значительной степени помогают саморазвитию. Они не готовы много работать на начальном этапе своей карьеры, не готовы брать на себя ответственность за свое профессиональное развитие и качество работы.

Больше практики!

Возможно, отчасти проблема заключается в том, что у ВУЗов нет обратной связи с юридическими компаниями и корпоративными юристами. Поэтому студенты в большей степени овладевают теоретическими знаниями, а не практическими навыками. А обратная связь необходима, как воздух, считает Илья Матренин, юрист-практик, член Комитета по совершенствованию законодательства, правовому обеспечению и защите авторских прав в сфере ИТ Ассоциации «ИНФОПАРК». Будущие юристы уже на этапе учебы должны не только получить представление о практике применения норм права, но и сделать окончательный выбор в пользу работы в юрфирме либо in-house. Однако определиться с выбором студенты не могут, так как практические занятия по юридическим предметам дублируют лекционный курс, но не дают ответа на вопрос: как применить полученные знания на практике. В течение учебного года студенты 9 месяцев изучают юридическую теорию и только летом на 3–4 недели направляются в местные исполкомы, суды или прокуратуры для получения практического опыта. Этого времени недостаточно для наработки профессиональных навыков, практического закрепления и систематизации теоретических знаний.

Будущим юристам не хватает «живых» семинарских занятий с реальными примерами, круглых столов, лекций практикующих юристов. Такие формы обучения намного полезней теоретических семинаров, на которых решаются устаревшие задачи. Вышесказанное не относится к лекциям и семинарам, которые ведут практикующие юристы, преподающие на юридических факультетах.

Можно сказать уверенно, что сочетание научной и практической деятельности — это позитивный фактор в обеспечении повышения конкурентоспособности выпускников юридического факультета, считает Игорь Веховодко, управляющий партнер юридической фирмы «Бизнесконсалт», кандидат юридических наук, доцент юридического факультета Белорусского государственного университета.

Уровень ВУЗа — не последнее дело

При оценке подготовленности специалиста должен учитываться уровень учебного заведения, которое он окончил. На самом деле нет «перепроизводства» хороших юристов, рынку недостает специалистов с действительно качественным высшим юридическим образованием. Проблема характерна не только для Беларуси, но для всего СНГ.

После распада СССР возник огромный спрос на юристов. У ВУЗов появилась «мода» открывать юридические факультеты. За подготовку юристов взялись непрофильные учебные заведения, не располагавшие ни научной базой, ни кадрами. В СССР юридическое образование давали 250 учебных заведений и факультетов. Сейчас, например, только в России их насчитывается 1,5 тысячи. И в Беларуси резко возросло число выпускников юридических факультетов именно за счет таких новых учебных заведений.

Работодатели прекрасно понимают, что хороший юрист — это качественное образование и опыт, но «шлифовку» практической работой успешнее проходят выпускники юридических факультетов, имеющих многолетнюю историю. Наниматели таких молодых специалистов принимают на работу гораздо охотнее. В частности, большой процент выпускников юридического факультета БГУ находят после окончания университета работу по специальности. Правда, не все они остаются в профессии. По неофициальной статистике, в среднем из 10 выпускников юридических факультетов в профессии остается 7 (в России примерно такая же картина).

Непродуктивные ограничения

По мнению Виталия Коледы, к сожалению, требования вузовской системы накладывают ряд ограничений на преподавательскую деятельность юристов-практиков. Во-первых, от преподавателя требуют наличия ученой степени, которая есть далеко не у всех практикующих, хотя и весьма блестящих, юристов. Во-вторых, практиков «тормозит» большая учебная нагрузка, которая помимо чтения лекций и ведения семинаров включает кураторство, работу по заполнению и написанию разнообразных форм отчетов, назначение и польза которых не всегда ясны и понятны, и т.д. Учебная нагрузка на преподавателя в некоторых ВУЗах Республики Беларусь может составлять 1 200–1 500 часов в год, из которых 300–500 может быть аудиторными, поэтому совмещать преподавательскую работу с практической деятельностью можно только при лояльном отношении к этому заведующего кафедрой, что в реальной жизни — большая редкость. В итоге, теоретики, по вполне понятным причинам, просто выживают практиков из ВУЗа.

Предмет зависти отечественного практика

Для сравнения, на факультете права и администрации Ягеллонского университета в Кракове (Польша) учебная нагрузка доцента составляет около 200 часов в год с учетом аудиторных часов, а уровень зарплаты — от 1 000 евро в месяц. К тому же профессорам и доцентам помогают ассистенты. Во многих европейских ВУЗах считается хорошим тоном, когда читающий практическую дисциплину преподаватель юридического факультета имеет адвокатскую лицензию и собственную практику. В Республике Беларусь единственное, что удерживает практиков на преподавательской деятельности, — это возможность оперативного доступа к потенциальным трудовым ресурсам.

Учебники устаревают, практики не пишут

Негативно отражается на образовательном процессе и нехватка актуальных на сегодняшний день учебных пособий. Многие учебники по юридическим дисциплинам были изданы 5–7 лет назад, а ведь во многих отраслях права законодательство за полгода меняется до неузнаваемости. Да и стоимость учебников в Беларуси просто копеечная. Поэтому у практикующих юристов нет стимула что-либо писать, а теоретик, не имея опыта практической работы, ничего практически ценного не напишет.

У западного практика стимул есть

За рубежом все иначе. Для сравнения, практический учебник по регулированию в сфере IT&IP наиболее популярных штатов США: Калифорнии, Нью-Йорка, Делавера с образцами документов, составленными практиками, со ссылками на реальные дела и комментариями стоит 600 долларов США (и это со скидкой!). Даже за простой базовый учебник по контрактному праву Великобритании придется выложить не менее 50 фунтов. Выходит, что у западных коллег есть финансовый стимул писать практические пособия, а у нас это могут себе позволить только энтузиасты, располагающие большим количеством свободного времени.

Без Интернета никак

Важное значение в качестве обучающего материала могут иметь специализированные форумы, интернет-площадки, где собираются не только теоретизирующие юристы, но и потребители юридических услуг: программисты-авторы, компании-разработчики, дистрибьюторы и т.д. Однако, считает Илья Матренин, пока в Беларуси работает 1 форум, где хоть немного обсуждаются вопросы, связанные с ИТ-правом, — это форум на dev.by. И даже там большинство вопросов касается налогообложения, регистрации компаний и индивидуальных предпринимателей.

В настоящий момент в Республике Беларусь предпринята попытка создать новый портал, который мог бы объединить юристов, практикующих в ИТ-праве, — http:/itlegalsolutions.com/. Но портал ориентирован в основном на аудиторию СНГ.

А пока — книга

В то же время создатели сайта заканчивают работу над книгой, которая может стать хорошим практическим пособием по ИТ-праву для юристов и студентов юридических факультетов. Подробную информацию о книге можно найти по адресу http:/itlegalsolutions.com/book/book-collabrotion.

Интересная ассоциация

Также в Беларуси существует Ассоциация разработчиков программного обеспечения «ИНФОПАРК», деятельность которой направлена на развитие ИТ-технологий. В составе ассоциации есть специальный комитет, который активно взаимодействует с юридическими фирмами, имеющими соответствующую специфику работы, и сотрудничает с постоянными комиссиями и депутатским корпусом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь, Национальным центром интеллектуальной собственности Республики Беларусь по вопросам совершенствования законодательства в сфере информационных технологий. Данная Ассоциация реализует ряд проектов, связанных с разработкой практических пособий и созданием интернет-ресурсов для коммуникаций специалистов-практиков в ИТ-области, проводит тематические конференции и семинары, материалы которых также могут использоваться в обучающем процессе. Информацию об этих мероприятиях можно найти на сайте http://infopark.by/.

Сбалансированный подход к учебному процессу

Возможность помощи ВУЗам в обучающем процессе со стороны бизнеса есть, но вопрос в том, насколько в этом заинтересованы сами ВУЗы.

По мнению преподавателей и практикующих юристов, проблема адаптации молодых юристов к реальным условиям работы требует комплексного подхода. Юридическим факультетам нужно определиться с тем, кто является конечными «покупателями» их выпускников. Если это юридический бизнес и юридические службы коммерческих фирм, то, соответственно, с ними и надо согласовывать требования к выпускникам. Кроме обучения непосредственно в стенах ВУЗа, нужно организовать стажировку студентов, заинтересованных в изучении ИТ-права и других актуальных направлений, в профильных юридических фирмах и у корпоративных юристов.

Вместе с тем в процессе обучения студентов необходимо сопровождать классические лекции выездными практическими занятиями по соответствующей тематике. Участие студентов в подобных мероприятиях значительно повышает эффективность образовательного процесса. Справедливости ради надо сказать, что ведущие юридические ВУЗы Республики Беларусь стремятся организовывать открытые лекции, деловые встречи, круглые столы с практикующими юристами. По словам преподавателей, активное содействие в их проведении оказывают должностные лица общих и хозяйственных судов, органов прокуратуры, местных исполкомов, а также ОО «Белорусский республиканский Союз юристов». Однако для полной практической адаптации студентов этих мероприятий явно недостаточно — необходимо активнее привлекать юристов-практиков к чтению практических курсов по юриспруденции.

На саморазвитие нужно время

Вузовский подход к участию практиков в учебном процессе должен быть кардинально пересмотрен: не стоит загружать их непрофильной работой. Вообще нагрузка на преподавателя, будь то практик или теоретик, должна оставлять время для самообразования. Преподаватель — не граммофон-ретранслятор написанных дав-ным-давно лекций, которые пересказываются из года в год без каких-либо серьезных изменений. А пока получается, что, с одной стороны, от преподавателей требуют «инноваций и нанотехнологий», а с другой — загружают таким объемом непрофильной работы, что у многих времени на саморазвитие просто не остается.

ООО «РегистрМедиа» 1996-2022