+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Без вины виноватый, или кто платит за ошибки таможенного агента?

"Юридический мир" № 10/2011

••• Без вины виноватый, или кто платит за ошибки таможенного агента?

Эвелина Дубовик


В данной статье речь пойдет об ответственности субъектов хозяйствования за административные правонарушения, предусмотренные ст. 11.42 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Согласно ст. 11.42 КоАП представление недостоверных сведений при оформлении лицензии или других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, статистической декларации или периодической статистической декларации, регистрации сделки влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 20% контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров.

Субъектом правонарушения согласно указанной диспозиции может выступать индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, допустившее представление недостоверных сведений при оформлении лицензии или других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, статистической декларации или периодической статистической декларации, регистрации сделки.

Возможные действующие лица

Пунктом 1.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров» установлено, что статистическая декларация и периодическая статистическая декларация представляются экспортером (импортером) или грузоотправителем (грузополучателем), или таможенным агентом (представителем) с соблюдением формы и порядка ее заполнения, определенных Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь (далее — ГТК), в центр статистического декларирования, учрежденный ГТК, или пункт таможенного оформления (далее — ПТО) таможни, в зоне оперативной деятельности которой он зарегистрирован (при отсутствии в соответствующем населенном пункте центра статистического декларирования).

Допускается представление статистической декларации и периодической статистической декларации в ПТО таможни грузоотправителем (грузополучателем) товара (либо по его поручению — таможенным агентом (представителем), который является юридическим лицом, ответственным за содержание этого пункта.

Из изложенного можно сделать вывод о том, что оформление таможенной декларации может производить как грузоотправитель (грузополучатель), так и таможенный агент по поручению последнего.

Надлежащий субъект

На практике возникают случаи, когда ошибки при оформлении таможенной декларации допускает таможенный агент, что на первый взгляд дает основание полагать, что именно он в данном случае является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 11.42 КоАП.

Однако нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), посвященные договору поручения, говорят о другом.

Так, согласно п. 1 ст. 861 ГК по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Таким образом, административную ответственность за нарушения, допущенные таможенным агентом при оформлении декларации, несет грузоотправитель (грузополучатель), поручивший таможенному агенту осуществить оформление декларации от своего имени.

Выход есть

Исходя из п. 1 ст. 950 ГК лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не определен законодательством, или в порядке, им устанавливаемом.

Согласно указанной норме грузоотправитель (грузополучатель) имеет право обратиться в суд с иском к таможенному агенту о возмещении вреда, причиненного по вине последнего.

Срок начинается с протокола

Применительно к указанной ситуации помимо вопроса о том, кто является субъектом административного правонарушения, возникает еще и вопрос о том, что является моментом обнаружения указанного правонарушения: дата сообщения таможенного органа, который непосредственно обнаружил правонарушение, или дата составления протокола об административном правонарушении органом, ведущим административный процесс? И каким образом исчисляются сроки наложения административного взыскания в соответствии со ст. 7.6 КоАП?

Для ответа на данный вопрос обратимся к нормам гл. 9 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП), регулирующей вопросы начала административного процесса.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 9.1 ПИКоАП сообщение должностного лица государственного органа является лишь поводом к началу административного процесса, тогда как основаниями к его началу согласно названной статье являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части КоАП, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс.

Следовательно, можно сделать вывод, что обнаружить наличие правонарушения может только орган, установивший достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части КоАП. Такими полномочиями наделен только орган, ведущий административный процесс.

В соответствии со ст. 9.5 ПИКоАП при наличии поводов и оснований для начала административного процесса он считается начатым с момента составления протокола об административном правонарушении.

Таким образом, момент обнаружения административного правонарушения совпадает с началом административного процесса. Следовательно, сроки наложения административного взыскания, связанные с моментом обнаружения правонарушения, начинают течь с даты составления протокола об административном правонарушении.

Рассудит суд

В данной статье мы попытались ответить на некоторые вопросы, возникающие при применении норм ст. 11.42 КоАП, однако следует иметь в виду, что при рассмотрении конкретного дела об административном правонарушении хозяйственный суд дает оценку его обстоятельствам, в том числе относительно субъекта административного правонарушения и сроков наложения административного взыскания.

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023