+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Биржевые госзакупки в Республики Беларусь и странах таможенного союза

"Юридический мир" № 12/2010

••• Биржевые госзакупки в Республики Беларусь и странах таможенного союза

Иван Задорожный


Современная экономика предъявляет достаточно жесткие требования к деятельности субъектов хозяйствования. В бизнесе, как и в жизни, выживает сильнейший, которым, как правило, является тот, кто способен осуществлять необходимые хозяйственные операции быстро, с минимальными затратами и максимальным экономическим эффектом. Все вышеперечисленное является актуальным и при проведении закупок.

Общие принципы госзакупок

При осуществлении государственных закупок к изложенным выше требованиям добавляется конкурентность и прозрачность совершаемых операций. Именно поэтому в последнее время все большее число субъектов хозяйствования проявляют интерес к биржевому механизму закупок, в значительной степени отвечающему вышеперечисленным требованиям.

Как известно, общие вопросы осуществления государственных закупок в Республике Беларусь регламентируются в первую очередь Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее — Указ). В п. 3 Указа перечислены процедуры, с применением которых в зависимости от различных критериев должны осуществляться государственные закупки товаров в Республике Беларусь. К ним относятся конкурс (открытый или закрытый), процедура запроса ценовых предложений, процедура оформления конкурентного листа, а также процедура закупки из одного источника.

Одновременно п. 4.2 Указа установлено, что действие п. 3 Указа не распространяется на государственные закупки, порядок осуществления которых регулируется иными актами законодательства, в том числе товаров на товарных биржах или аукционах. В данном случае это означает, что при осуществлении государственных закупок товаров, допущенных к биржевой торговле в соответствии с законодательством, субъекты хозяйствования имеют возможность самостоятельно определять способ осуществления таких государственных закупок, выбирая между перечисленными выше процедурами закупок и механизмом биржевых торгов.

На сегодняшний день единственной товарной биржей, осуществляющей деятельность в Республике Беларусь, является ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.01.2009 № 10-З «О товарных биржах» к биржевому товару относятся любые вещи, определяемые родовыми признаками, не изъятые из оборота, а также имущественные права, которые допущены товарной биржей к биржевой торговле в соответствии с законодательством. При этом согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь вещами, определяемыми родовыми признаками, признаются вещи, обладающие признаками, присущими всем вещам того же рода, и определяющиеся числом, весом, мерой. Вещи, определяемые родовыми признаками, являются заменимыми.

К биржевой торговле не допускаются товары, в отношении которых законодательством установлены фиксированные цены (тарифы), а также имущественные права на объекты интеллектуальной собственности. Перечень биржевых товаров, допускаемых к биржевой торговле на товарной бирже, определяется товарной биржей в соответствии с вышеперечисленными требованиями законодательства.

К наиболее типичным товарам, отвечающим рассмотренным выше признакам, относятся метало- и лесопродукция, стройматериалы и т.п.

Необходимо отметить, что законодательством установлены особенности ценообразования при осуществлении биржевой торговли. Так, в соответствии со ст. 27 Закона реализация товара на товарной бирже производится по ценам, устанавливаемым по соглашению между сторонами биржевой сделки, если иное не предусмотрено законодательными актами. Таким образом, для биржевых торгов установлен так называемый принцип свободного ценообразования.

Согласно п. 2 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 № 183, ее действие, то есть действие предусмотренного ей механизма ценообразования, не распространяется на определение цены товаров по договорам, заключаемым на биржевых торгах.

Механизм осуществления госзакупок на биржевых торгах

Законодательство устанавливает лишь общие требования к порядку проведения биржевых торгов и не содержит специальных условий, которым должны соответствовать биржевые госзакупки. Однако сам по себе механизм биржевых торгов является достаточно прозрачным и обеспечивает конкурентные условия для совершения сделок, что позволяет осуществлять закупки с максимальной эффективностью для покупателей. Поэтому в настоящее время государственные закупки на биржевых торгах в Республике Беларусь производятся в общем порядке, установленном законодательством и локальными нормативными правовыми актами биржи, для биржевых торгов — соответствующими группами товаров.

Порядок осуществления в Республике Беларусь закупок товаров на биржевых торгах, кроме Закона и Типовых правил биржевой торговли на товарных биржах, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2009 № 1039 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О товарных биржах», регулируется также и локальными нормативными правовыми актами самой товарной биржи1, обязательными для соблюдения всеми участниками биржевой торговли. К наиболее важным из них относятся, в частности, Правила биржевой торговли и Регламенты биржевых торгов по секциям биржи, которые детально регламентируют весь процесс осуществления биржевой торговли с момента аккредитации участника биржевых торгов на товарной бирже и подачи им заявки на участие в биржевых торгах до момента окончания исполнения обязательств по биржевой сделке.

Для получения права на участие в биржевых торгах субъекту хозяйствования необходимо пройти аккредитацию на бирже либо заключить договор с биржевым брокером, поручив последнему совершение на биржевых торгах сделок в своих интересах. Максимальный срок рассмотрения документов составляет:

5 рабочих дней со дня подачи полного пакета документов — для аккредитации посетителя торгов;

3 рабочих дня — для регистрации клиента биржевого брокера.

Для участия в биржевых торгах продавцу или покупателю необходимо в сроки и в порядке, установленные Регламентом биржевых торгов по соответствующей секции, подать на биржу заявку соответственно на продажу или покупку биржевого товара. Подача заявок производится в зависимости от вида товара одним из следующих способов:

путемразмещения заявки в базе данных Торговой системы биржи через сеть Интернет с использованием базового клиентского программного модуля подачи заявок;

путем подачи заявки на продажу в виде Excel-файла по электронной почте.

Сроки подачи заявок также различаются в зависимости от вида товара и направленности заявок (на продажу или на покупку). Для заявок на продажу они варьируются в промежутке от 1 до 5 рабочих дней до даты проведения биржевых торгов, для заявок на покупку — от 2 до 20 рабочих дней до даты проведения биржевых торгов. Для большинства регулярно торгуемых биржевых товаров средний срок подачи заявок как на продажу, так и на покупку составляет 2 рабочих дня до даты проведения биржевых торгов.

Принятые биржей заявки на продажу и покупку биржевого товара включаются в соответствующие реестры заявок в биржевой торговой системе, а также размещаются на официальном интернет-сайте биржи.

При аккредитации биржей выдаются каждому участнику биржевой торговли уникальные параметры доступа в торговую систему, которые идентифицируют данного участника при входе в торговую систему и совершении операций в ходе биржевых торгов.

Биржевые торги проводятся преимущественно в электронной форме в информационной торговой системе биржи с автоматизированных рабочих мест, находящихся в торговых залах биржи, в том числе ее областных филиалов. При необходимости участники биржевой торговли вправе участвовать в торгах, не выходя из собственного офиса, — через Интернет с удаленным доступом, получив на сайте биржи программное обеспечение для участия в торгах. При этом все предложения продавцов и заявки покупателей в торговой системе обезличены — наименования участников биржевых торгов не отражаются. Алгоритмы торговой сессии также зависят от особенностей биржевых товаров, являющихся предметом биржевых торгов.

Заключение договоров по результатам биржевых торгов

Одним из основных принципов биржевой торговли при заключении и исполнении биржевых договоров является неизменность наименования, количества товара (кроме случаев его уменьшения), а также цены товара по биржевой сделке в течение всего срока ее исполнения.

Биржевой договор, все дополнительные соглашения об изменении и дополнении такого договора подлежат обязательной регистрации на товарной бирже и в соответствии с нормами Закона и ГК считаются заключенными только с момента такой регистрации. Порядок регистрации биржевых договоров, дополнительных соглашений, изменяющих и дополняющих условия биржевого договора, соглашений о расторжении биржевых сделок и биржевых договоров в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» утвержден протоколом заседания Правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» от 09.04.2007 № 6.

Биржевой договор должен быть подписан и представлен на регистрацию не позднее 10 дней с даты проведения торговой сессии. Кроме того, условия заключенного по результатам биржевых торгов договора купли-продажи, оплата по которому осуществляется за счет бюджетных средств, должны соответствовать требованиям законодательства. В дополнение к обычным условиям типовых биржевых договоров законодательство предусматривает обязательное наличие таких условий, как:

- источники финансирования;

- обязанность письменного уведомления о готовности товара к передаче (в случае, когда договором предусмотрена выборка товара покупателем), а также иных условий, предусмотренных гл. 2 Инструкции о порядке оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 № 66 в редакции постановления от 28.11.2008 № 177.

Кроме того, к договору, предусматривающему поставку товара отдельными партиями, должен составляться график (календарный план) поставки товара.

Российская Федерация

Статьей 10 Федерального Закона Российской Федерации от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрены следующие способы размещения государственного заказа в Российской Федерации:

- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Однако с 1 июля 2009 г. гл. 7 данного Закона, регламентирующая вопросы размещения заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах, утратила силу. Это связано в первую очередь с развитием в Российской Федерации такой формы государственных закупок, как электронный аукцион. Таким образом, в настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности осуществления государственных закупок на биржевых торгах.

Республика Казахстан

Согласно ст. 12 Закона Республики Казахстан от 21.07.2007 № 303-III ЗРК «О государственных закупках» (далее — Закон о госзакупках) государственные закупки в Казахстане осуществляются одним из следующих способов:

  • конкурс, в том числе с использованием двухэтапных процедур;
  • запрос ценовых предложений;
  • из одного источника;
  • на организованных электронных торгах;
  • через товарные биржи.

Таким образом, закупки на биржевых торгах в Республике Казахстан признаются одним из полноправных способов осуществления государственных закупок.

В соответствии со ст. 13 Закона о госзакупках Правительство Казахстана утверждает Правила государственных закупок.

Однако Правила осуществления государственных закупок, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 27.12.2007 № 1301, не содержат норм, регулирующих порядок осуществления государственных закупок на биржевых торгах. Это обусловлено ст. 36 Закона о госзакупках, согласно которой государственные закупки товаров через товарные биржи осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах.

Кроме того, Законом о госзакупках установлено, что в случае, если годовые объемы государственных закупок товаров, включенных в перечень биржевых товаров, в стоимостном выражении не превышают четырехтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, заказчик вправе выбрать другой способ осуществления государственных закупок товаров, если иной минимальный объем не определен законодательством Республики Казахстан о товарных биржах.

Не будем перечислять все акты, посвященные госзакупкам в Казахстане, но отметим, что схема законодательного регулирования биржевых госзакупок в этой стране во многом схожа с соответствующим законодательством Республики Беларусь. В то же время сами товарные биржи Республики Казахстан в регулировании особенностей осуществления государственных закупок на биржевых торгах пошли дальше своих белорусских коллег и предусмотрели данные особенности в локальных нормативных правовых актах, то есть фактически выделили биржевые госзакупки из общего порядка проведения биржевых торгов.

Например, приказом Президента акционерного общества «Универсальная товарная биржа «Астана» от 04.05.2010 № 19-П утвержден Регламент биржевых торгов по государственным закупкам спот-товаров на указанной товарной бирже (далее — Регламент).2

В первую очередь Регламентом устанавливается, что при осуществлении госзакупок биржевые торги проходят в режиме стандартного аукциона на понижение цены.

Кроме того, предусмотрена обязанность биржевых брокеров (дилеров) потенциальных поставщиков или дилеров, выступающих в качестве потенциальных поставщиков, по внесению денежного залога по обеспечению заявки на участие в торгах наличными денежными средствами или безналичным переводом на депозитный счет клирингового центра биржи не менее чем за 1 час до начала проведения торгов. При этом размер денежного залога по обеспечению заявки на участие в торгах устанавливается биржей.

Для проведения государственных закупок товаров через биржу заказчик обязан разместить не менее чем за 2 рабочих дня до дня подачи документов на биржу соответствующее объявление в СМИ. Сами документыдля проведения государственных закупок помимо прочего должны содержать:

  • письмо от заказчика на имя Президента биржи с просьбой о проведении государственных закупок через биржу;
  • размер шага понижения цены за единицу товара;
  • проект договора о государственных закупках с указанием существенных условий.

При проведении государственных закупок на бирже необходимо участие не менее 2 брокеров (дилеров) потенциальных поставщиков и (или) дилеров, выступающих в качестве потенциальных поставщиков, по каждому лоту. В случае же если на бирже зарегистрировались по какому-либо лоту трейдеры менее 2 брокеров (дилеров) потенциальных поставщиков и (или) дилеров, выступающих в качестве потенциальных поставщиков, биржевые торги признаются несостоявшимися. В случае если по лоту ни один из трейдеров не подтвердил свое согласие на поставку товаров, торги по данному лоту также признаются несостоявшимися.

Если в ходе биржевых торгов по лоту свое согласие на поставку подтвердил только один трейдер брокера (дилера) потенциального поставщика или дилера, выступающего в качестве потенциального поставщика, то после слова «три», произнесенного главным маклером, брокер (дилер) потенциального поставщика или дилер, выступающий в качестве потенциального поставщика, подтвердивший свое согласие, признается победителем. Если же по конкретному лоту свое согласие на поставку заявили трейдеры нескольких брокеров (дилеров) потенциальных поставщиков и (или) дилеров, выступающих в качестве потенциальных поставщиков (в том числе и после слов «раз… два» до слова «три»), главного маклера, главный маклер объявляет шаг понижения и продолжает биржевые торги до момента, пока не останется один брокер (дилер) потенциального поставщика или дилер, выступающий в качестве потенциального поставщика, который будет признан победителем.

После объявления победителя торгов ведущий маклер заполняет в 3 экземплярах итоговый протокол торгов. При этом трейдеры брокера заказчика и брокера (дилера) потенциального поставщика, победившего в биржевых торгах, обязаны подписать итоговые протоколы биржевых торгов в указанное главным маклером время.

Законодательство Республики Казахстан предусматривает ответственность за нарушение установленного законодательством порядка совершения сделок с биржевыми товарами, в том числе и при осуществлении государственных закупок. Так, реализация товаров, включенных в перечень биржевых товаров, вне товарных бирж влечет применение штрафа:

  • к физическим лицам — в размере от 50 до 70 месячных расчетных показателей;
  • к должностным лицам, индивидуальным предпринимателям — в размере от 80 до 100 месячных расчетных показателей;
  • к юридическим лицам, являющимся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере от 120 до 140 месячных расчетных показателей;
  • к юридическим лицам, являющимся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от 380 до 400 месячных расчетных показателей.

В настоящее время государства — участники таможенного союза идут по пути унификации порядка осуществления государственных закупок, стараясь, тем не менее, сохранить и некоторые национальные особенности данного порядка, положительно зарекомендовавшие себя на практике. Поэтому не исключено, что отдельные нормы рассмотренных выше правовых актов Республики Беларусь и Республики Казахстан найдут отражение в разрабатывающемся в настоящее время проекте Соглашения государств — участников таможенного союза о государственных закупках, а в последующем — и в проекте Закона Республики Беларусь «О государственных закупках».


1 Локальные нормативные правовые акты ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» размещаются в открытом доступе на сайте в сети Интернет по адресу www.butb.by.

2 Аналогичные регламенты утверждены и некоторыми другими товарными биржами Республики Казахстан.

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023