+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

marketolog@profmedia.by

••• Доверяй, но проверяй

"Юридический мир" № 10/2010

••• Доверяй, но проверяй

Евгения Дерябина


При заключении сделки стороны надеются на добросовестного партнера. Тем не менее излишняя доверчивость и отсутствие проверки действующего состояния контрагента может привести к тому, что добросовестная сторона переходит в разряд нарушителя налогового законодательства.

На практике часто возникает проблема ответственности одного хозяйствующего субъекта за действия другого по уклонению от уплаты налогов. Участились случаи, когда в ходе проводимых уполномоченными органами проверок обнаруживается, что договор подписан неустановленным лицом от имени несуществующей организации — лжепредпринимательской структуры.

Общественная опасность данного явления заключается в том, что деятельность подобных организаций сопряжена с причинением вреда финансовым интересам государства, интересам других субъектов экономической деятельности, а также отдельным гражданам.

Лжепредпринимательство (англ. false business) — это регистрация в качестве предпринимателя или юридического лица без намерения осуществлять соответствующую деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия, занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения.

Таким образом, лжепредпринимательская структура не уплачивает налоги, а добросовестная сторона на основании представленных ей первичных бухгалтерских документов принимает к вычету налог на добавленную стоимость, который якобы был уплачен второй стороной по сделке. В данной ситуации происходит недоплата налогов добросовестной стороной. В этом случае налоговым органом применяются санкции — пеня, штрафы, составляющие значительные суммы.

Так, например, как следует из материалов только одного дела, рассмотренного хозяйственным судом, хозяйствующему субъекту налоговой инспекцией было доначислено 188 млн руб. налогаи 60 млн пени. Общество обратилось с заявлением в суд об оспаривании решения налогового органа. Однако судом решение было признано законным и обоснованным.

Необходимо помнить…

Согласно п. 5 ст. 107 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в принятом законодательством порядке продавцами и выставленных ими при приобретении плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании свидетельств о помещении товаров под заявленный таможенный режим и документов (их копий), подтверждающих факт уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Как следует из постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.03.2005 № 11 «О рекомендациях по оценке первичных учетных документов для целей налогообложения» в обязанность проверяемого субъекта (плательщика) не входит проверка первичных учетных документов на предмет их принадлежности отправителю товара или их нахождения в списке недействительных (аннулированных) бланков первичных учетных документов, информация о которых размещается в Электронном банке данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаков на сайтах БМРЦ (http://www.bisc.by) или Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (http://www.nalog.by).

Вместе с тем в зависимости от обстоятельств рассматриваемого дела, вытекающего из налоговых правоотношений, вывод об отсутствии у первичного документа юридической силы может быть сделан, в частности, если документ оформлен от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые не зарегистрированы либо ликвидированы (прекратили деятельность) в установленном порядке; документ передан его владельцем другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для совершения хозяйственной операции в нарушение запрета, установленного законодательством; документ выдан лицом, местонахождение которого не соответствует месту его государственной регистрации и (или) месту постановки на налоговый учет; документ имеет неоговоренные исправления, следы уничтожения части текста, оттиски поддельных печати или штампа и т.п.

В случае представления контролирующим органом доказательств, достоверно подтверждающих, в частности, неучастие продавца товара или перевозчика, поименованных в первичном учетном документе, в обороте (отпуске, транспортировке) товара, вывод контролирующего органа о неправомерном уменьшении плательщиком в налоговом периоде общей суммы налога на добавленную стоимость за счет налоговых вычетов, произведенных на основании недействительных первичных учетных документов, или о неправомерном увеличении плательщиком своих расходов, произведенных на основании таких же документов, может быть признан хозяйственным судом обоснованным.

Отметим, что, несмотря на то что у субъекта хозяйствования нет обязанности проверять своего контрагента на добросовестность, это все же необходимо делать, чтобы обезопасить себя от возможных финансовых потерь.

ООО «РегистрМедиа» 1996-2022