+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

marketolog@profmedia.by

Что такое оригинальные запасные части?

"Юридический мир" № 09/2010

Что такое оригинальные запасные части?

Евгения Дерябина


Каждый потребитель независимо от его правового статуса, приобретая ту или иную вещь, рассчитывает на ее соответствие определенным характеристикам, основной из которых является качество приобретаемого товара.

Согласно ч. 2 ст. 440 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) в случае, когда законодательством или договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 439 ГК, в течение календарного срока, установленного в днях, месяцах, годах, либо наработки, установленной в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях (гарантийного срока).

Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

Все на первый взгляд представляется предельно ясным: есть товар и есть гарантийный срок, который к тому же в большинстве случаев прописан в договоре. Покупатель также имеет право предъявить предусмотренные ст. 445 ГК требования, связанные с недостатками товара.

Кроме того, дополнительное развитие регулирование данных отношений получило в Законе Республики Беларусь «О защите прав потребителей» в редакции Закона от 08.07.2008 № 366-З, а также иных специальных нормативных правовых актах.

Фабула дела

Сторона — собственник автомобиля обратилась на СТО, являющееся официальным представителем одной известной автомобильной марки, с просьбой провести техническое обслуживание автомобиля и замену некоторых деталей, в том числе ремня зубчатого. Прием заявки заказчика к исполнению был оформлен заказом-нарядом. В названном документе в разделе «Гарантийные обязательства» было указано следующее:

  • на оригинальные запасные части и работы по их установке при условии проведения ремонта на нашем СТО гарантия составляет
    2 года;
  • на остальные работы гарантия предоставляется в соответствии с требованиями СТБ 1175-99.

Работы были выполнены. Автомобиль благополучно эксплуатировался в течение 1,5 лет без каких-либо нареканий со стороны заказчика до момента обрыва ремня привода ГРМ, что, по мнению собственника транспортного средства, дополнительно повлекло за собой поломку двигателя.

Обращение на СТО с требованием выполнить свои гарантийные обязательства (напомним, срок гарантии — 2 года) по замене ремня привода ГРМ, вышедшего из строя, а также устранить поломку двигателя результатов не принесло. Заявленная претензия была оставлена без удовлетворения со ссылкой на то, что установленные запасные части не являются оригинальными и на них не распространяются гарантийные обязательства сроком 2 года.

Истец обратился в хозяйственный суд. В обоснование своих требований он ссылался на п. 1 Гарантийных обязательств заказа-наряда и неистечение гарантийного срока на момент поломки. Ответчик требования не признавал. По делу была открыта процедура посредничества.

Камнем преткновения в споре стало определение понятия «оригинальная запасная часть», от которого напрямую зависело, кто прав в вопросе исчисления гарантийного срока.

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

ООО «РегистрМедиа» 1996-2022