+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

marketolog@profmedia.by

••• Электронный документооборот в системе правосудия

"Юридический мир" № 08/2010

••• Электронный документооборот в системе правосудия


Алексей Штейнер


Один из основных элементов системы «электронное правосудие», внедрение которой в хозяйственное судопроизводство является лишь вопросом времени, — прием заявлений в виде электронного документа. Рассмотрим возможное применение на практике приема заявлений хозяйственными судами в электронном виде.

Благо современных технологий

Система подачи и приема заявлений в электронном виде судами, разрешающими споры экономического характера, успешно внедряется во многих странах Евросоюза. Активно ведется работа в данном направлении в Российской Федерации и на Украине. В некоторых государствах подача электронного варианта материалов дела уже является обязательной. Так, Верховный суд Канады в декабре 2008 г. выпустил практические пояснения, согласно которым стороны процесса обязаны подавать заявления об апелляции, изложения обстоятельств дела, материалы судебного дела и документы, подтверждающие полномочия заявителя, в электронном формате.

Внедрение системы подачи и принятия заявлений в виде электронного документа, прежде всего, будет способствовать реализации принципов доступности правосудия, процессуальной экономии, а также уменьшению бумажного документооборота и снижению почтовых расходов для системы хозяйственных судов.

При создании и использовании систем электронного документооборота большое значение для определения аутентичности электронного документа имеет электронная цифровая подпись. Возможность применения электронного документооборота государственными органами и субъектами хозяйствования во всех сферах деятельности законодательно была закреплена еще в 2000 году Законом Республики Беларусь от 10.01.2000 № 357-З «Об электронном документе». Однако широкое распространение электронный документооборот получил лишь в банковской деятельности.

В декабре 2009 г. был принят Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (далее — Закон). Данный нормативный правовой акт вступает в силу 21.01.2011 и будет способствовать развитию цифрового документооборота в Беларуси, в том числе возможности обращения в государственные органы посредством электронных заявлений, межведомственному цифровому документообороту и т.д. Соответствие системы экономического правосудия республики международным стандартам и в дальнейшем потребует возможности подачи заявления в суд как на привычном бумажном носителе, так и в виде электронного документа. По нашему мнению, к моменту вступления Закона в силу необходимо разработать теоретическую модель принятия заявлений в виде электронного документа.

Согласно Закону электронным документом является не просто документ на цифровом носителе, а документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность. Подлинный электронный документ— это электронный документ, целостность и подлинность которого подтверждаются с применением сертифицированного средства электронной цифровой подписи, использующего при проверке электронной цифровой подписи открытые ключи лица (лиц), подписавшего (подписавших) электронный документ. Электронная цифровая подпись — последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности.

Таким образом, электронная цифровая подпись позволяет идентифицировать лицо, которое подписало документ, а также защищает уже подписанный документ от какихлибо изменений.

Система электронного правосудия успешно внедряется в судопроизводство не только в странах Евросоюза, где уровень компьютеризации значительно выше, чем в нашей республике, но и в государствах — участниках СНГ.

Прием обращений в хозяйственные суды в электронном виде, бесспорно, положительно скажется на доступности правосудия в целом. Необходимо отметить, что со вступлением Закона в силу правовые препятствия принятию заявлений хозяйственными судами в виде электронного документа будут отсутствовать.

Исходя из ст. 4 Закона субъектами отношений в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи являются государственные органы, другие организациии физические лица. Иначе говоря, правом использования электронной цифровой подписи обладают не только государственные органы, но и организации независимо от формы собственности, а также физические лица.

В соответствии со ст. 15 Закона электронные документы могут применяться во всех сферах деятельности, где используются программные, программно-технические и технические средства, необходимые для создания, обработки, хранения, передачи и приема информации в электронном виде. Ограничения на применение электронных документов могут быть установлены в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Исходя из смысла данной нормы на сегодняшний день правового ограничения приема заявлений хозяйственными судами в электронном виде не установлено.

Вопросы использования электронных документов

Важным моментом при приеме заявлений хозяйственными судами в электронном виде будет являться определение юридической силы электронного документа.

В ст. 159 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) установлено, что исковое заявление подается в хозяйственный суд в письменной форме и должно быть подписано истцом или его представителем. Однако согласно ст. 22 Закона подлинный электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и имеет одинаковую с ним юридическую силу. Если в соответствии с законодательством Республики Беларусь требуется, чтобы документ был оформлен в письменной форме, то электронный документ и его копия считаются соответствующими этому требованию.

Кроме того, в соответствии с назначением и применением электронной цифровой подписи она является аналогом собственноручной подписи. Электронная цифровая подпись может применяться как аналог оттиска печати или штампа.

Как гласит ст. 5 Закона, субъекты отношений могут принимать участие в международных программах и проектах, заключать договоры с иностранными и международными организациями, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также использовать международные информационные системы и информационные сети в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь. Таким образом, уже имеется правовая основа для использования цифровой подписи при разрешении споров экономического характера, одной из сторон по которым будет выступать нерезидент Республики Беларусь.

При применении данного механизма на практике может возникнуть вполне логичный вопрос: каким образом действовать, если личный ключ владельца утерян и существует возможность воспользоваться им недобросовестному участнику процесса?

В соответствии со ст. 25 Закона владелец личного ключа обязан:

  • хранить в тайне личный ключ;
  • обеспечивать защиту личного ключа от случайного уничтожения или модификации (изменения);
  • не использовать личный ключ, если соответствующий ему открытый ключ отозван или срок действия этого открытого ключа истек;
  • отозвать открытый ключ в случае, если тайна соответствующего ему личного ключа нарушена.

В случае неисполнения владельцем личного ключа своих обязанностей на него возлагается возмещение причиненного вследствие этого вреда.

Таким образом, в Законе четко прописана обязанность владельца ключа предпринимать все меры для его сохранности. Подобная норма особенно важна ввиду того, что фактически исключает возможность споров, связанных с использованием личного ключа не его владельцем.

Из вышесказанного следует, что правовых препятствий для принятия заявлений в виде электронного документа хозяйственными судами республики не существует. Однако при возможном применении данной системы на практике могут возникать вопросы. Прежде всего, как быть с подтверждением уплаты истцом государственной пошлины в установленном порядке и размере?

Кроме того, в соответствии со ст. 160 ХПК к исковому заявлению должны быть приложены его копии в количестве экземпляров, равном числу ответчиков. Однако каким образом уведомлять ответчика, если истец подал исковое заявление в виде электронного документа?

На данные вопросы теоретикам права и практикующим юристам еще предстоит дать ответы.

ООО «РегистрМедиа» 1996-2022