+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Виды товарных знаков в зависимости от формы выражения

"Юридический мир" № 07/2010

••• Виды товарных знаков в зависимости от формы выражения

Татьяна Белоушко


Товарный знак представляет собой обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц.

Важность товарного знака на современном рынке сложно переоценить, ведь порой мы покупаем именно товарный знак, знакомый нам и гарантирующий определенный уровень качества, в котором можно быть уверенным.

В настоящее время Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» в редакции Закона от 27.10.2000 № 447-З (далее — Закон) определяет виды товарных знаков, регистрируемых в зависимости от формы выражения. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные обозначения, включая имена собственные, сочетания цветов, буквенные, цифровые, изобразительные, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений. Иные обозначения могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Хотя законодательные акты в настоящее время не содержат каких-либо положений относительно регистрации в качестве товарных знаков иных от представленных выше обозначений, можно судить о положительной тенденции в законодательстве относительно возможности введения в гражданский оборот индивидуализирующих товары и услуги обозначений, регистрируемых в иной форме, отличной от графической. Так, например, позывные сигналы радиостанции представляется допустимым зарегистрировать в звуковом виде, а специфический запах товара — как обонятельное обозначение. Также можно регистрировать определенные световые эффекты дискотеки как световое обозначение.

Отметим, что ранее Закон предусматривал регистрацию не только поименованных форм выражения товарных знаков, но «и других обозначений», а затем в Закон были включены слова «В качестве товарных знаков регистрируются, в частности, обозначения…». Таким образом, можно было сделать вывод, чтоперечень возможных видов товарных знаков не был исчерпывающим.

Попытка регистрации товарного знака в звуковой форме в виде позывных сигналов радиостанции была осуществлена и в Республике Беларусь, но она не увенчалась успехом. В 2000 году была подана заявка на подобную регистрацию, а в 2002 году данная заявка не была принята к рассмотрению. Национальный центр интеллектуальной собственности счел невозможным существование в Беларуси звуковых обозначений, а в 2004 году слова «в частности» были исключены из приведенной выше нормы Закона. Так на законодательном уровне было закреплено положение, недопускающее регистрацию в нашей стране товарных знаков, выраженных в нетрадиционных формах.

Наиболее распространенными нетрадиционными товарными знаками, регистрируемыми в зарубежных странах, являются звуковые, цветовые и обонятельные. Звуковые товарные знаки имеют применение на практике, как правило, в виде позывных радиостанций, радиопрограмм, мелодии какой-либо популярной и устоявшейся телепередачи. Предлагается защищать от незаконного присвоения также известные голоса. Решения судов в зарубежных странах по этому вопросу основываются на том, что голос, как и лицо, является отличительным и личным.

Для звуковой формы выражения возникает вопрос: в каком виде должен быть представлен товарный знак? Так, в виде нотной записи может быть зафиксирован не любой звук, например, рычание зверя, шумовой эффект. Кроме того, такое фиксирование лишает обозначения различительной способности, поскольку большинство потребителей воспринимает запись по-разному, в зависимости от типа инструментов, на которых исполняется мелодия.

По сравнению со звуковой формой охрана обонятельных знаков более проблематична. М. Соммерс отмечает, что регистрация запаха в качестве товарного знака может быть проведена лишь тогда, когда не требуется «тереть и нюхать» образец. При регистрации этой формы обозначения возникает ряд проблем. Например, возможность хранения образца, его публикация в Государственном реестре товарных знаков, правомерность отказа в регистрации неприятных запахов и т.д. Но главное — это возможность определения степени сходства, ведь применяемый в технике инфракрасный спектральный анализ не дает однозначного определения, а сравнение словесных описаний запахов имеет еще меньшее значение.

Полагаем, что, несмотря на все изложенные проблемы, которые могут возникнуть при регистрации нетрадиционных форм выражения товарного знака, спор, который ведется на страницах юридических изданий, разрешится в пользу возможности предоставления правовой охраны подобным нетрадиционным товарным знакам, например, в виде позывных сигналов радиостанций, специфического запаха товара, световых эффектов дискотеки и т.д. Это будет иметь положительный эффект для экономики Республики Беларусь. Ведь расширение перечня видов товарных знаков в нашей стране повлечет за собой увеличение товарооборота и будет способствовать привлечению иностранного капитала посредством увеличения количества иностранных владельцев обозначений.


 

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023