+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

marketolog@profmedia.by

••• Открытие банковских счетов иностранными организациями: проблемы и пути их решения

"Юридический мир" № 01/2010

••• Открытие банковских счетов иностранными организациями: проблемы и пути их решения

 

Илья Латышев,
Николай Ляховский


Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 03.04.2009 № 40 «Об открытии банковских счетов» (далее — постановление № 40) был изменен порядок открытия счетов в банках Республики Беларусь. Отдельно стоит обратить внимание на то, как этот вопрос регулируется в отношении иностранных организаций (далее — ИО) и их представительств.

 

Прежде всего отметим, что из текста постановления № 40 не ясно, распространяется ли оно на представительства ИО. Нельзя однозначно сказать, что означает термин «иные юридические лица», употребляемый в п. 5 постановления, непонятно, относятся ли к таковым представительства ИО.

Согласно п. 2 Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.1997 № 929 в редакции постановления от 12.03.2001 № 325 (далее — Положение о представительствах), представительством организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов организации и иные не противоречащие законодательству функции. Представительство организации не является юридическим лицом.

Тем не менее согласно п. 2 постановления № 40 термины «нерезиденты», «резиденты», применяемые в настоящем документе, используются в значении, указанном в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле». Таким образом, представительства ИО являются нерезидентами по смыслу Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Декрет № 1) и постановления № 40. Однако оба этих документа оперируют исключительно понятием «субъект хозяйствования», что порождает определенные проблемы при правоприменении. В частности, не ясно, нужно ли применять к представительствам ИО нормы постановления № 40 о порядке открытия счетов и какие документы для открытия счетов они должны представлять в банк. На практике нормы постановления № 40 применяются к представительствам ИО, но в немного измененном виде в отличие от юридических лиц — резидентов.

Что касается документов, необходимых для открытия счетов нерезидентам, то это, безусловно, недочет разработчиков постановления № 40, поскольку такого перечня просто не существует. Более того, например, у представительства ИО такого документа, как устав, нет вовсе (оно действует на основании положения о представительстве), поэтому оно его просто не может представить.

Банки по аналогии с утратившей силу Инструкцией о порядке открытия и закрытия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских счетов, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 20.06.2007 № 127, и общим смыслом постановления № 40 и Декрета № 1 для открытия счетов представительствами нерезидентов требуют от них следующие документы:

- копию выписки из торгового регистра страны учреждения нерезидента или иное эквивалентное доказательство юридического статуса в соответствии с законодательством страны его учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления об открытии банковского счета);

- копии устава и (или) учредительного договора, на основании которых они действуют (это касается нерезидентов — юридических лиц);

- доверенность на главу представительства согласно требованиям, предъявляемым к выписке и уставу;

- копию положения и копию разрешения на открытие представительства.

При этом было бы вполне логичным упразднение предоставления разрешения на открытие представительства по аналогии с юридическими лицами — резидентами Республики Беларусь, так как свидетельство о государственной регистрации для открытия счета резидентами не предъявляется.

Владельцы счетов, как резиденты, так и нерезиденты, представляют в банки документы и (или) их копии на одном из государственных языков Республики Беларусь. Представляемые в банки владельцами счетов — нерезидентами документы и (или) их копии, выданные, составленные и (или) удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств за пределами Республики Беларусь согласно законодательству иностранных государств, принимаются банками при наличии их легализации или проставления апостиля, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. Представляемые в банки владельцами счетов — нерезидентами документы и (или) их копии, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться надлежащим образом засвидетельствованным переводом на один из государственных языков нашей страны.

Интересен и тот факт, что для нерезидентов фактически не отменена необходимость нотариального заверения копий документов. Так, к примеру, представительство ИО просто не может заверять документы самой ИО своей печатью и подписью своего должностного лица. При этом, когда данные документы представляются для постановки на учет в налоговый орган, заверения копий субъектом хозяйствования не требуется. Ведь в таком случае представляются не только копии документов, но и оригиналы для сверки. В этой ситуации подлинность копий удостоверяет уполномоченный сотрудник ИМНС, а не сам субъект хозяйствования.

Вопрос открытия счетов ИО, не имеющей представительства в Республике Беларусь, достоин отдельного рассмотрения.

В соответствии с п. 2.2 ст. 66 Налогового кодекса Республики Беларусь ИО подлежат постановке на учет в налоговом органе по их заявлению. Заявление подается ИО, иностранным банком, открывающими счет в банке Республики Беларусь в налоговый орган по месту нахождения банка, в котором предполагается открыть счет, до открытия счета. К заявлению прилагаются доверенность (оригинал либо копия) или иной документ, подтверждающий полномочия на открытие счета, совершение иных юридически значимых действий от имени ИО, включая полномочия на представление ее интересов в отношениях, регулируемых налоговым законодательством. Таким образом, ИО имеет право открывать счет в белорусском банке и непосредственно, без открытия представительства.

Проблема в том, что согласно ч. 2 п. 11 Положения о представительствах деятельность организаций на территории Республики Беларусь без открытия представительства запрещена, за исключением:

- осуществления деятельности через организацию или физическое лицо, признаваемые постоянным представительством ИО в соответствии с подп. «б» п. 3 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль»;

- проведения на территории Республики Беларусь концертно-зрелищных мероприятий, в том числе концертов, аттракционов, зверинцев, цирковых программ.

При этом законодательно нигде не определено, кто в данном случае имеет право подписи на карточке у юридического лица — нерезидента. Следовательно, правом подписи будет обладать любое физическое лицо, у которого есть соответствующая доверенность и которому предоставлены необходимые полномочия.

Следует сказать, что ситуация открытия счета ИО, не имеющей представительства в Республике Беларусь, далеко не гипотетична.

Пример

ИО желает создать обычное частное предприятие в Республике Беларусь, то есть предприятие без статуса «с иностранными инвестициями», где вклад иностранного инвестора не должен быть менее 20 000 долларов США. Для этого ей должен быть открыт временный счет для формирования уставного фонда.

Более того, согласно ч. 4 ст. 114 Гражданского кодекса Республики Беларусь до государственной регистрации УП, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником имущества предприятия. При этом внести деньги на временный счет ИО без открытия счета в Республике Беларусь представляется достаточно проблематичным и фактически невозможным, так как временный счет открывается на физическое лицо. Либо же ИО необходимо открывать счет на территории Республики Беларусь и становится на учет в ИМНС, а это далеко не так-то просто сделать.

Причем не является выходом и возможность выдать доверенность на физическое лицо от имени юридического лица, так как в рассматриваемом случае временный счет будет открываться на физическое лицо, на которое выдана доверенность. Именно поэтому из рассматриваемой ситуации есть несколько выходов. Например, создать ООО и потом реорганизовать его в ЧУП. При этом один из участников общества должен быть непременно физическим лицом, поскольку именно на него будет открываться временный счет и именно он в соответствии с протоколом собрания учредителей хозяйственного общества будет уполномочен на открытие счета и на внесение денег в качестве вклада в уставный фонд, как за себя, так и за иностранное юридическое лицо. После этого физическое лицо продает свою долю ИО, что повлечет за собой реорганизацию в форме преобразования в ЧУП. 


ООО «РегистрМедиа» 1996-2022