+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Проблемные вопросы использования доменного имени

"Юридический мир" № 10/2009

••• Проблемные вопросы использования доменного имени

 

Денис ТУРОВЕЦ, Ирина БУТЬКО

Несмотря на небольшое количество споров на территории Республики Беларусь, связанных с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности в сети Интернет, можно констатировать, что наибольшее распространение получило использование известных товарных знаков и фирменных наименований в названиях доменных имен. Указанные понятия служат средствами индивидуализации товаров и услуг, а также активно используются в целях продвижения товаров и услуг конкретного производителя, в связи с чем имеют важное для него значение. При этом происходит столкновение интересов владельцев прав на товарный знак или фирменное наименование с интересами владельцев прав на доменное имя.

С позиции белорусского права до недавнего времени данный конфликт представлялся сложно разрешимым ввиду отсутствия должного правового регулирования. В данном случае все решила судебная практика, которая внесла ясность в использование товарных знаков и фирменных наименований в названиях доменных имен.

Пример

Компания Google Inc. (Соединенные Штаты Америки), обратилась в Судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь (далее — Судебная коллегия) с иском к Х. о прекращении нарушения прав на товарные знаки и фирменное наименование. Истец указал, что в сети Интернет в зоне BY в доменном имени google.by незаконно используются зарегистрированные товарные знаки GOOGLE в отношении услуг, однородных услугам 35 и 42 классов Международной классификации товаров и услуг, для которых предоставлена охрана на территории Республики Беларусь, и отличительная часть фирменного наименования — google.

Ответчик возражал, указывая на следующие факты:

- регистрация доменного имени google.by на его имя была произведена ранее даты предоставления товарным знакам истца правовой охраны на территории Республики Беларусь;

- белорусским законодательством не предусмотрен такой вид нарушения права на товарный знак, как использование его в доменном имени;

- доменное имя google.by не содержит организационно-правовую форму юридического лица, которая является составной частью фирменного наименования в силу белорусского законодательства.

Согласно решению Судебной коллегии использование в сети Интернет, в том числе в доменном имени, товарного знака или фирменного наименования без разрешения их владельца для оказания услуг, однородных тем, в отношении которых предоставлена правовая охрана на территории Республики Беларусь, является нарушением исключительного права владельца товарного знака и права на фирменное наименование. При этом более ранний момент регистрации доменного имени не имеет значения, так как доменное имя не относится к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации.

Судебная коллегия пришла к выводу о сходстве до степени смешения доменного имени google.by c наименованием истца GOOGLE Inc. в связи с тем, что отличительные части наименования истца GOOGLE и домена второго уровня google идентичны, а указание на организационно-правовую форму Inc. в данном случае существенного значения для индивидуализации юридиче­ского лица не имеет.

 

Белорусский законодатель прямо не относит доменные имена к существующим объектам гражданских прав. Однако в Правилах регистрации и делегирования доменных имен в домене BY, утвержденных приказом Государственного центра безопасности информации при Президенте Республики Беларусь от 24.11.2006 № 83 (далее — Правила), содержатся рекомендации, косвенно определяющие, что доменное имя имеет некоторые признаки средства индивидуализации, которые относят его к объектам интеллектуальной собственности.

Действительно, доменное имя возникает в силу заключения договора оказания услуг, которое порождает обязанности лишь для сторон такого договора. Соответственно, в рамках данной конструкции добросовестный владелец домена не может защитить свои права на доменное имя, и единственное, что ему остается, — это апеллировать к основным началам гражданского права, которые гласят, что не допускается осуществление прав лицом с намерением причинить ущерб другому лицу либо иное злоупотребление.

В связи с этим юристами высказываются различные предложения с целью искоренить нынешнее бесправие владельцев доменных имен. В основном предлагается включить доменное имя в перечень средств индивидуализации, тем самым определить его статус и правовые последствия незаконного использования доменных имен. Однако и такая точка зрения имеет негативные стороны.

В Правилах заявителю при выборе доменного имени дается рекомендация избегать названий, совпадающих с наименованиями известных торговых марок и организаций, однако регистраторне осуществляетпроверку на тождество и сходство доменного имени с товарными знаками и фирменными наи­менованиями. В задачи регистратора входит выполнение технических мероприятий по регистрации доменов второго уровня в зоне BY, а также обеспечение функционирования серверов доменных имен, своевременное внесение, модификация и предоставление информации, необходимой для обеспечения нормального функционирования доменного имени заявителя.

Решение о регистрации доменного имени либо отказе в регистрации принимается в течение 5 рабочих дней. Не трудно понять, что регистрация доменного имени не такой трудоемкий процесс, как регистрация товарного знака.

Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь (далее — ГК) товарный знак и фирменное наименование являются объектами интеллектуальной собственности, а значит, им в равной мере присущ режим правовой охраны, предусмотренный для таких объектов. Правовой режим и охрана товарного знака детально урегулированы Законом Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» в редакции Закона от 27.10.2000 № 447­З.

Иначе обстоит дело с нарушением прав на фирменное наименование. Правовое регулирование фирменного наименования ограничивается ГК и Положением о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009 № 154. Указанное регулирование нельзя признать достаточным по следующим причинам:

- отсутствует единообразное понимание самого термина «фирменное наименование» — ГК рассматривает организационно­правовую форму как непременный атрибут фирменного наименования. Министерство юстиции говорит о случаях, когда выбранное наименование отсутствует в Базе данных Единого государст­венного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, однако все равно не может быть согласовано, например, в случаях частичного совпадения наименований, отличия наименований только по организационно­правовой форме, если в предлагаемом наименовании используются общеизвестные торговые марки юридических лиц, а также перечень других случаев;

- правовая охрана фактически распространяется только на фирменные наименования, зарегистрированные на территории Республики Беларусь. ГК напрямую предполагает, что на наименование, зарегистрированное или общепризнанное в иностранном государстве, исключительное право на территории Республики Беларусь действует в случаях, преду­смотренных законодательством.

Такой случай национальным законодательством определен один: фирменное наименование не будет зарегистрировано, если совпадает с фирменным наименованием, зарегистрированным в иностранном государстве, однако на практике он вряд ли реализуем ввиду отсутствия какой­либо базы фирменных наименований иностранных государств и процедуры проверки при регистрации наименования в Беларуси.

В то же время в силу ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака. Данная норма не ограничивает перечень возможных способов охраны фирменного наименования в иностранной компании, а значит, к иностранному фирменному наименованию применимы любые способы защиты, предусмотренные для объектов интеллектуальной собственности вообще и средств индивидуализации в частности.

С учетом этого высказанная Судебной коллегией позиция о том, что как раз специальное наименование (наименование без учета организационно­правовой формы) служит средст­вом индивидуализации производителя и его использование, в том числе в доменном имени, без разрешения владельца является нарушением исключительных прав на фирменное наименование, представляется вполне справедливой, хотя и не в полной мере основанной на действующем законодательстве.

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023